Тенгризм: спасительное мировоззрение номадов

5339
Adyrna.kz Telegram

В настоящее время наша планета претерпевает небывалые глобальные изменения. Мы являемся свидетелями переломного момента в истории жизни на Земле. Нам выпало жить в эпоху всевозможных войн, конфликтов и природных катастроф, когда сам баланс жизни оказался под угрозой по вине человека.

В таких «апокалипсических» условиях не может не беспокоить судьба страны, человечества, Земли. В этом плане актуальность поднимаемых известным писателем-исследователем Торегали Казиевым проблем очевидна – мы наблюдаем в его интервью необычный синтез глубокой аналитики с прогнозированием, неординарное и прогнозное видение истории страны и человечества – цельность исторической картины как по матрице объясняет события современной жизни из событий прошлого. Например, его утверждение о том, что отказ от законов номадов породил рабство, войны, религии, катаклизмы…

Действительно, оценка обстановки в мире в контексте развития страны и человечества порождает массу вопросов. Были ли люди когда-то не разобщены? Для чего же вообще создали сапиенса? Из-за чего он пришел к такому плачевному моменту? Есть ли выход из тупика?

Поиск ответов на эти и другие вопросы – вот основная тема нашего разговора с писателем Торегали Казиевым.

Торегали Казиев – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак», «Триумф Казахии», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии», «Сапара Матенкызы – казахская Жанна д Арк» и др.

 Агрономия и мореплавание у древних номадов

Торегали Абдуллаулы, Вы раньше рассказывали о древних степных университетах. Между тем Аркаим в данное время находится на территории РФ…

– Представьте: на Аркаим и дальше в Зауралье и Западную Сибирь шли в марте каждого года, на летние пастбища следовавшие за пасущимися животными мобильные охотники и скотоводы из Приилекских, Мангыстауских, Среднеазиатских и прочих просторов. На одной из Арало-Каспийских научных конференций, которых в Актобе прошло уже три, говорилось, что даже в XIX веке в Зауралье еще ходили на летние пастбища из Сырдарьинских степей.

Житель аула Майдан Акбулакского района Оренбургской области Казихан аксакал рассказывал мне: по словам его деда, каждую весну около его аула по мартовскому льду переходили в сторону Зауралья адайцы из Мангыстау и из всего Устюрта.

Кыстау моего прадеда Бексултана еще в начале XX века стоял на правом берегу Кобды недалеко от могилы Кобыланды батыра, а его прадед в 1830 годах участвовал в движении батыра Жоламана, протестовавшего против строительства линии Орск – Троицк, которая загородила путь ко многим летним пастбищам в Зауральской стороне.

Шли маршруты и по линии Юг – Север в Поволжье и Западное Приуралье. И на этих маршрутах цепи городищ-университетов занимались тысячи лет обучением студентов.

Каким профессиям обучалась молодежь?

– Обучали всем профессиям: как стать абызом (мудрецом), учителем, астрономии, медицине, географии, геологии, шахтерству, металлургии, кузнечеству, животноводству, ветеринарии, агрономии, работе с деревом, обработке кожи, шитью одежды, строительству домов и юрт и прочим нужным специальностям.

Ну, кто на планете знал астрономию, географию, ветеринарию и медицину лучше мобильного охотника и скотовода, обошедшего и отплававшего весь мир? Прочтите внимательно о Токсарисе и Гиппократе, о Прометее уже говорили, о каменной и металлиндустрии тоже, но остановимся на мореплавании и агрономии.

Какие имеются факты мореплавания у степняков?

– Здесь места уже становится мало для примеров, потому только скажу, что очень большой из океанов носит имя степняка Атланта, а Балтийское море называлось Сарматским и Северный Ледовитый океан – Скифским. Самая северная точка Евразии на мировых картах еще в XVII веке называлась мыс Tabin (сейчас Челюскина) и самая восточная (сейчас Дежнева) – тоже мыс Tabin! Потому-то Посейдон считается покровителем мореходства и коневодства. Вначале степняки из талы сплетали қорап (короб), обтягивали шкурами и получался корабль – поняли, из какого языка термины первичного мореплавания? Чтобы начать входить в историю мореходства, прочтите об этом в «Истории англосаксов» Ш.Тернера...

А по агрономии?

– А теперь об агрономии. Я сам кончил Оренбургский сельхозинститут по специальности «Ученый агроном-экономист» и очень благодарен своим замечательным преподавателям за полученные от них знания. Но агротехника, к сожалению, в большинстве своем остается механистичной, и люди при урожае в 10 центнеров зерна с 1 га говорят, что не зря сеяли, при 15 радуются, а при 20, 30, 40 – рекордсмены.

А как было раньше?

– А в 1943 году актюбинец Шыганак Берсиев получил 201 центнер проса с 1 гектара. И около десятка бригад области более чем по 100 центнеров с 1 га. Шыганака наградили орденом Ленина, заработанные деньги он отдал на постройку танков для фронта. Об этом есть газеты тех лет, книги, в т.ч. Бертольда Брехта «Тары». Когда Берсиева пригласили в Москву, он спросил президента Академии наук Т.Д.Лысенко: «…я сею просо, когда перестает дуть ветер с Каспия, поливаю просо, когда просо хочет пить!.. А вы как думаете»?.. Академик честно ответил: «…Вам лучше знать»!..

Все знают, что за столетие один или два раза любой вид растения или животного может дать невиданный урожай или приплод… Создается это оптимальным сочетанием всех факторов жизни именно для этого вида!. И абызы знали и умели создавать такое оптимальное сочетание факторов – что говорит о том, что такое знание и умение есть продукт многих тысяч лет наблюдений…

Шыганаку достались какие-то остатки знаний и умений предков, о таких людях говорят: «…арқасы бар»...

Хорошо, что оставили тюркское название городища – Аркаим…

– Слово «Арқа» олицетворяется в одном из своих несущих значений как воздействующее инфополе отцов и даже Құдырета на отдельного человека или даже на целые поколения, немногие люди почти каждого поколения им владеют. Йым, Иім, Им – Доброта и в данном случае Арқаим – «Отцов Доброта»... Все тут осмысленно – посмотрите на контекст той местности с реками Ұлы Қаракен (Большая Караганка, Малая Караганка), Өтекен (Утяганка) и т.д., нет ничего случайного в сохранившейся священной топонимике.

Арқа Иім, как и десятки таких университетов, внедрял, воспитывал в студентах обе стороны динамического развития – морально-этические принципы и научно-технологический прогресс.

Что за остатки знаний и умений предков, которые достались Шыганаку?

– Что в Аркаиме учили и агрономии, показывают небольшие участки посевов проса и ячменя, и нередко сегодняшние ученые (!), привыкшие, что «10 ц/га – это не зря сеяли», в научных журналах задаются вопросами: участки малые – разве можно с них прокормиться? А почему тут частые пожары были? Руда есть, металл есть, а шлака и мусора в Аркаиме нету?! И вообще для чего его построили?»…

Дочь прадеда, Канзада апа, прожившая 93 года, рассказывала мне: «…при приезде на кыстау рвали всю траву вокруг и мусор, что горит – сжигали, что не горит – отвозили на телегах в специальные места и закапывали… При пахоте и забое скота просили у Природы прощения: «…сенің жазығың жоқ, менің азығым жоқ»... Весной то же самое делали, чтобы при степном пожаре огонь к дому не подошел…

– Неужели ученые хоть как-то не изучили тонкости древней агрономии?

– Официальная наука часто не знает внутренней жизни тех, о ком пишет. Что видит снаружи, про то и пишет, часто – по заказу...

Но есть и редкие личности, верные настоящей истине и умеющие идти наперекор профанации науки. Раньше я упоминал выдающихся археологов Г.Б.Здановича, открывшего Аркаим, З.С.Самашева, Н.Л.Моргунову, С.В.Богданова.

Теперь скажу об академике РАН директоре Института Степи в Оренбурге Александре Александровиче Чибилеве. Со всеми ими, хоть и короткое время, имел счастье общаться, а с З.С.Самашевым встречался на одной из конференций. А.А.Чибилев применяет часто к нашему региону термин: «очаговое земледелие»!..

И вправду, к примеру, в Казахстане 60% территории занимают пустыни и полупустыни, 25% сухие степи с рискованным земледелием, только 5% леса и остальное гористая местность. Поэтому тут сплошная распашка и механистичность агротехники, применяемой в других почвенно-климатических условиях, не годится. Шыганак сумел в своей работе учесть конкретику…

 Образование и воспитание на местах до 1900 гг. до н.э.

  Какое было управление в древние времена?

– Представим схематически управленческую систему сверху вниз: каган Турана – хан члена конфедерации Туран – бек/би большого союза племен/жуза – бек/би малого союза племен – бек/би племени – бек/би рода – би подрода. Все эти должности занимали люди с высшим образованием, прошедшие многоступенчатое обучение в университетах, подобных Аркаиму.

Прошли реку знания и понимания – в сказаниях можно встретить, что Моисей или другой древний персонаж плыл в детстве в корзине/коробе по воде, или как Алаша с матерью через Сырдарью переправились и т.п. – это говорит об их посвященности в секреты Вселенной, об учености – это абызы... Термин «жрец» не годится, т.к. в исторической литературе он осквернен тем, что применяется принадлежностью выдуманного кастового или рабовладельческого построения, о котором в хартленде до н.э. и не знали...

Какие практические знания давали?

– В родах, подродах, племенах занятия индивида с воспитателями начинались, когда еще человек лежал в утробе матери – кормили мать так, чтобы это способствовало рождению энергичного, талантливого в необходимых профессиях человека – почитайте наследие...

На местах ведь практически не было ни одного неграмотного человека, ибо к 12 годам мальчики и девочки отлично знали многие предметы, особенно астрономию и географию. И любой из них мог хоть днем, хоть ночью свободно ориентироваться и найти любой родник, гору, пастбище и реку маршрутов своего рода – на расстоянии тысяч километров.

Незнание могло привести к серьезным конфликтам между родами и племенами: придет род на свое летнее пастбище, а трава там уже съедена, вытоптана и скот будет голодный, начнет худеть и падать – оттого, что кто-то залез на не свою территорию!..

Кстати, поход Моисея по пустыне – повторение похода Алаша на восток Степи, и имя Моисей составлено из имен Майкы и Алаша в огузовском акценте, а Мойша – в кыпшакском акценте. О том, что абрамические религии использовали информацию тенгризма, читающий книги мир знает и удивляться нечему.

Была ли своя система образования и воспитания?

– На местах результативное воспитание и образование населения было поставлено отлично, ведь для этого нужны лишь три вещи: резерв времени, усердие управленческо-образовательного аппарата и желание учащихся. Богатая мамонтовая фауна давала возможности иметь запасы пищи, потому с самого начала оледенения резерв времени имелся. И среди управленческо-интеллектуального слоя временами могут попадаться честные инициативные люди, обладающие организационными талантами и стратегическим мышлением.

Будущему человечеству повезло с хартлендом – в седой древности здесь нашлась могучая кучка мыслителей-организаторов, которые смогли запустить механизм восходящего развития человечества на многие тысячелетия... Главное – чтобы этот механизм был выгоден всем, сверху донизу, снизу доверху и по горизонтали – это делать абызовская система тогда умела...

Остались ли языковые, лексические свидетельства той эпохи?

– О каждом человеке на планете степняк и сегодня говорит: «ол да Адам баласы – он тоже сын (дитя) Адама» – формула единства человеческого рода, сформулированная первыми абызами, понявшими закономерности Мироздания. И с тех же пор и до сих пор степняк при встрече приветствует: «Армысыз?» – «Честны ли вы, справедливы, достойны, добры, правдивы, благородны, основательны, совестливы, стыдливы?»… Отвечает: «Армыз. Бармыз» – «Да, мы честны, справедливы, достойны, добры, правдивы, благородны, основательны, совестливы, стыдливы. Мы есть»…

Мы здесь приводим примеры на казахском языке, но их можно привести и на основе и других языков, вопрос только в том, насколько сохранились первичные слова за четыре с лишним тысячи лет после 1900 годов до н.э. Скажем, в русском еще недавно также приветствовали при встрече: «Говеси (Солнцем расти), добрый молодец»! И при прощании: «Честь имею»!.. «Говеть» означало – «жить».

В казахском до сих пор понятие «жить» обозначается словами «күн көру», что буквально – «Солнце видеть»!.. У евреев Иегова – «Доброта Солнца»... Коб, знаете – Солнце, как и Гов на русском, корень один... Достоинство – от дост (друг). Добро (до бір о) – бог один в пространстве. Правда (бір аб да) – один отец бог…

Тенгризм: мировоззрение, которое спасет мир

  Какие основные законы тенгризма?

– Главным житейским принципом тенгризма в международных отношениях был лозунг: «Солнце светит всем»!

...В Степи – Тенгир (Танир), в Шумере – Денгир, в Египте – Атон и Итен, в Риме – Тин, в Китае – Тян, у японцев в синтоизме – Тенри, у русских – День, у германцев – Один, реки – Днепр, Днестр, Дунай и т.д. «Да будет День!» – восклицают русские. Англичане каждую среду приветствуют Его, называя этот день – Wednsday – «в честь Одина, верховного олицетворителя мудрости и равновесия», установил им названия в IV веке римский император Константин.

Еще много можно привести примеров сохранения рациональных зерен прошлого в традициях. Сегодня пришло время о них поразмыслить… Задача исполнения своего предназначения в том, чтобы рациональность всегда основывалась на законах мироздания, определяющих восходящее развитие!..

Ныне таких законов нет, тогда почему все еще живо человечество?

– Мобильный охотник, на заре своего восхождения, будучи еще рядовым звеном пищевой цепочки на суровых открытых просторах, пересекая за год дважды самые разные ландшафты, самим климатом приучался быть очень рациональным и часто в пути поглядывал на Небо, бормотал: «…я с тобой»!..

Таң на казахском буквально – «Рассвет», «Утро», «Заря». Таңір – «Дающий Рассвет»...

Мы идем ли к пониманию – почему все еще живо человечество?..

В ошибках прошлого никто из нынешних не виноват, достижения же прошлого нужны всем живым, ибо человечество все еще имеет возможности продолжать свой восходящий путь. Нужны лишь доброта, вдохновение и воля. Всех.

И в заключение.

– Отказ от законов номадов породил рабство, войны, религии, катаклизмы…

В силу мобильности древние номады распространили отсутствие социального неравенства, знания степных Учителей на весь древний мир, в ходу были нравственный кодекс, справедливые законы Гипербореи – Турана.

Древние абызы (мудрецы) не только хорошо знали законы Вселенной, но и законы всеобщей взаимосвязанности, гармонии, связи человеческого организма с Космосом и т.д. Есть явная связь между древнейшей цивилизацией Турана с «космическими» знаниями (фрагментарно сохранившимися в Степи) и будущими планетарными изменениями. И в этих знаниях есть ключ для выживания в эпоху катаклизмов.    

Торегали Абдуллаулы, огромное спасибо за содержательное интервью!

                                             Дастан ЕЛЬДЕСОВ

Пікірлер