Недавно в СМИ появилась новость о том, что на конференции «Пути достижения целей Парижского соглашения и углеродной нейтральности Казахстана» президент Касым-Жомарт Токаев сделал прогноз о возможном дефиците воды в Казахстане к 2030 году. «Водная безопасность Казахстана во многом зависит от гидрологического и экологического состояния трансграничных рек. Сегодня наблюдается снижение объемов поступающей воды из сопредельных стран. Это приводит к нарушению естественного водного баланса рек и озер, а также к ухудшению экологического положения в ряде регионов Казахстана, – сказал президент.
РК грозит дефицит воды
Изменения климата достигли такого уровня, а также снижения объемов поступающей воды из сопредельных стран, что правительство должно оперативно на них реагировать, принимать специальные программы. Это необходимо для выживания в экстремальных климатических условиях, что требует адекватных и срочных действий государственных органов и общества.
Засуха, которая затронула в нынешнем году многие страны, актуализировала эту проблему, и ныне она является основным проявлением изменения климата. Климатический кризис в водной среде в виде дефицита воды или наводнений существенно влияет на социально-экономические и экологические условия.
И своевременные действия правительств на изменения климата способны предотвратить продовольственную и гуманитарную катастрофу, решить экологические проблемы.
Например, климатические изменения, а также снижение объемов поступающей воды из сопредельных стран, нерациональное ведение сельского хозяйства в ряде районов Казахстана привели к проблеме дефицита воды, а также к опустыниванию, сокращению продуктивных земель, эрозии почв, потере гумуса и т.д. Уменьшение водных ресурсов привело к дисбалансу в сельском хозяйстве, что сказалось на благосостоянии и здоровье сельских жителей, а также на экологии.
Заметным явлением в последние годы является высыхание пастбищ и снижение доступа скота к источникам воды, что мы наблюдали и в этом году. Не говоря о том, что дефицит воды ограничивает социально-экономический рост.
Недаром сокращение водных ресурсов РК прогнозирует президент Касым-Жомарт Токаев к 2030 году.
По этой причине положение о решении проблемы воды и климата должно внесено в специальные государственные программы. Потому что развитие экономики и страны без кардинального сдвига в управлении водными ресурсами в экстремальных климатических условиях невозможно. К тому же необходимо ужесточение законодательства в области использования воды – загрязнение водоемов промышленными и иными отходами усиливает дефицит воды.
От качества воды зависит здоровье, качество жизни ее потребителей. А у нас в некоторых районах и селах до сих пор нет чистой питьевой воды. В результате – высокий уровень заболеваний и других проблем, связанных с ними, что вызывает озабоченность врачей и общества.
В данной критической ситуации правительству необходимо обратить внимание на резервы подземных вод, с помощью которых во многих регионах реально можно восстановить водный баланс, решить проблему питьевой воды, поднять сельское хозяйство и провести озеленение местности.
Подземные воды дают реальный шанс противостоять опустыниванию, засухе и другим негативным последствиям изменения климата. При рациональном и научном подходе и использовании подземные воды – восполняемый ресурс. К тому же по сравнению с открытыми, поверхностными водными источниками они меньше подвержены загрязнениям и обладают лучшими качествами.
Резервы подземных вод могут спасти от засухи
Например, в песках Кокжиде, в Магалжарском районе Актюбинской области, на глубине 150 метров находится подземное море с огромными запасами пресной воды. Запасы его оцениваются почти в 1,8 миллиарда кубометров.
Его запасы могут принести пользу не только Актюбинской области, но и западному Казахстану в целом, где засухи нередки. К тому же эти запасы восполняемы. В области давно используют пресные подземные воды из-за мелководности рек и солености озер.
Маловодье в этом году привело к проблемам водоснабжения населенных пунктов в Западно-Казахстанской, Мангистауской, Атырауской, Актюбинской областях, где наблюдается опустынивание лиманных сенокосов и пастбищ. В Мангистауской области это привело к гибели домашнего скота, и из-за отсутствия корма и источников водопоя жители сел уже избавляются от него.
В РК доля подземных вод в общем балансе питьевого водоснабжения составляет всего 51%. Нередко их использование не требует дорогостоящих мероприятий по водоочистке. Есть как разведанные, так и неразведанные запасы воды. Ныне пришло время привлечь специалистов для изучения подземных вод – наверняка можно найти подземные моря и озера в разных регионах РК.
В частности, «к изучению подземных вод в юго-восточной части Атырауской области призывает местную власть директор научного центра по экономике и социально-гуманитарным исследованиям при Атырауском университете нефти и газа, доктор экономических наук Текей Карамурзиев. По его словам, подземные воды отдельных месторождений на данном участке можно использовать для питьевых нужд населения. Некоторые работники местной гидрогеологической службы уверяют, что за счет существующих подземных вод можно обеспечить потребности не только Жылыойского района, но и города Атырау, а также и соседнюю Мангистаускую область» (Тамара Сухомлинова. Гидрогеологи уверены: в бедных на реки атырауских степях скрыты огромные запасы подземных вод. https://kursiv.kz/news/obschestvo/2019-02/gidrogeologi-uvereny-v-bednykh-na-reki-atyrauskikh-stepyakh-skryty-ogromnye).
Это Южно-Эмбенский артезианский бассейн, запасы воды которого в несколько раз выше потребности всех населенных пунктов Атырауской области. Месторождений воды здесь много – Жанасу, Сарыбулак, Бали, Тугаркчан с суммарными запасами подземных вод более 170 тысяч кубических метров в сутки.
В настоящее время использование подземных вод в общем балансе водопотребления Атырауской области составляет всего 5,6%. Доля использования подземных вод из общего объема их разведанных запасов на территории региона составляет всего 16% и в основном для нужд технического водоснабжения нефтепромыслов.
Засуха в этом году показала, что ранее принятые программы по борьбе с опустыниванием, озеленению регионов «Развитие регионов», обеспечению населения безопасной питьевой водой «Ақбұлақ» («Чистый источник») не принесли реальных результатов.
Учитывая, что засуха охватила не только запад, но юг и север республики, необходимо срочное принятие программы по изучению и использованию подземных вод с корректировкой принятых программ, а также программы по развитию сел и долгосрочной стратегии по переходу на «зеленую экономику». Во всех указанных программах необходимо усилить мероприятия по предупреждению и решению проблем, связанных с климатическими изменениями.
Не используются новые технологии и опыт
К тому же о проблеме засухи у нас известно давно, особенно на западе республики. Несмотря на то, что почти каждый год в каких-то регионах случается засушливое лето, у нас нет государственной программы по борьбе с засухой, хотя правительство стремится помочь крестьянам и сельскому хозяйству.
Как же раньше выживали люди и скот в засушливых условиях Мангистауской области? Это аридная зона с каменистой почвой в горах, песчаной и глинистой на равнине, рек очень мало, как и осадков. Оказалось, что раньше люди и скот пили воду из колодцев. Здесь даже были свои технологии и способы рытья колодцев на протяжении веков, 50-70 метров − это средняя глубина, встречались в 2 раза глубже. В конце ХIХ века их было более 4 тысяч, сейчас намного меньше.
Несмотря на суровые климатические условия, местные жители умудрялись каким-то образом выживать и приумножать свои стада. Этому способствовали не только многочисленные колодцы, но и кочевой образ жизни – постоянно приходилось кочевать в поисках воды и пастбищ. К тому же до ХХ века в этом регионе выпадало больше осадков, чем сейчас.
Всего этого сейчас нет. С XX века климат становится все более засушливым, особенно это стало заметно в наши дни, когда произошли случаи падежа скота. В итоге в наше время сельские жители достаточно плохо защищены от природных факторов, особенно от засухи.
Ведь в аграрной отрасли применяются не так много современных технологий, а традиционный опыт забыт. Даже подзабыт недавний советский опыт по подготовке кормов. Почему бы не вспомнить об опыте рытья колодцев и знаниях о подземных водах, что реально помогало выживать нашим предкам? Используя современную технику, можно колодцы заменить скважинами.
Об изменении климата также известно давно, в том числе и об увеличении засушливых территорий в Казахстане. И было время на государственном и местном уровне подготовиться к климатическому коллапсу.
Проблема дефицита воды в стране также не нова, и это необходимо было учитывать в программах развития отрасли. Засуха в РК вызвала дефицит сена и кормов, что вызвало сильный рост цен на них. Ведь засуха не только в Мангистауской области, где скот ел картон. Еще летом сельчане в Алматинской области говорили: из-за засухи мало травы для выпаса скота, а корма подорожали в 2 раза, наверное, придется резать коров – кто будет себе в убыток их содержать.
И на государственном уровне надо было организовать подготовку кормов в тех регионах, где меньше пострадали от засухи, чтобы помочь пострадавшим областям.
Засуха текущего года показала, что стихийное бедствие развивается стремительно и парализует привычную хозяйственную жизнь и структуры повседневности очень быстро, что вызвало гибель животных.
Неподготовленность к засухе вызвала рост цен на сельхозпродукцию, в первую очередь мясную. Зимой возможен и дефицит отдельных продуктов. Министерству сельского хозяйства сейчас необходимо извлечь уроки из случившегося и начинать работать над долгосрочной стратегией развития агросектора, в которой будут учтены происходящие климатические изменения, заложены механизмы стимулирования внедрения новых технологий, использования подземных вод. Речь идет о продовольственной безопасности страны.
Весной 2020 года президент Касым-Жомарт Токаев заявил: «Надо быть готовым к любым, причем не самым благоприятным, даже к самым худшим вариантам развития, включая и модель мобилизационной экономики. Надо быть готовыми ко всему».
В условиях «биологической», «гибридной», продовольственной и иной «войны», тяжелого экономического кризиса, который дополнился природными катаклизмами, продовольственная безопасность страны приобретает особую актуальность.
В таких критических условиях руководство Казахстана должно определиться стратегически. Решение водной проблемы должно стать национальным приоритетом и оно должно быть оформлено соответствующим образом.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ