В Астане в столичном Доме дружбы состоялось заседание Центрального Совета РОО «Объединение депутатов маслихатов Казахстана» по обсуждению вопроса «Об опыте организации работы маслихата города Астаны и совершенствовании деятельности местных представительных органов, законодательства по реализации реформ в свете послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева». В ходе заседания также прошла презентация книги «Мәслихат депутаты қандай болуы керек», авторы - председатель РОО «Объединение депутатов маслихатов Казахстана» Тулеубек Мукашев и философ-культуролог, политтехнолог Абылайхан Калназаров.
Депутат – это не просто выборный представитель населения в маслихате или парламенте, но и человек знающий свое дело, тонко реагирующий на запросы населения и отстаивающий его права. В эпоху Нового Казахстана требования к депутатам маслихатов особенно усиливаются. Какими профессиональными качествами они должны обладать, как правильно их обучать, какие условия создавать, об этом подробнее рассказывает один из авторов, экс-сенатор Тулеубек Мукашев.
– Тулеубек Тулеуович, все мы говорим о строительстве Нового Казахстана. А какими должны быть маслихаты в новых условиях?
– В своем Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев особое внимание уделяет вопросам обеспечения социальной справедливости, а также улучшению условий и качества жизни населения. В частности, президент подчеркнул, что сильные маслихаты способствуют решению актуальных проблем и росту качества жизни в регионах. Сильная система местного самоуправления – это базовая основа для прямого участия граждан в улучшении качества жизни в своем родном населенном пункте, регионе.
Также в Предвыборной программе Глава государства отметил, что «мы перейдем к новой государственной политике, которая будет базироваться на трех взаимосвязанных принципах: справедливое государство – справедливая экономика – справедливое общество. Все государственные стратегии, правительственные и региональные программы, отраслевые планы и конкретные решения должны улучшать жизнь граждан».
Это важно. Вопросы повышения благосостояния, условий и качества жизни населения волнует сегодня всех без исключения граждан страны. Проще говоря, если человек сыт, обут, одет, то он как правило начинает задумываться и о других. Например, будет заботиться уровнем образования, медициной, дорогами и коммунальными службами на своей территории. Отсюда начинаются крупные реформы в нашем государстве.
Строительство Нового Казахстана, новые задачи перед маслихатами потребовали существенной перестройки деятельности депутатов со своими избирателями, введения институтов наказов избирателей и отзыва депутатов маслихатов.
Основной задачей маслихатов в новых условиях становится формирование на своей территории качественной социальной инфраструктуры: детсадов, благоустройства, объектов торговли, дорог, благоустройства, библиотек, школ, организация строительства и ремонта жилья и социальных объектов и много другого.
В стране многие объекты социальной инфраструктуры на местах будут формироваться на основе наказов избирателей и местных государственных программ, однако все эти изменения потребует от депутатов маслихатов постоянного мониторинга и контроля с привлечением граждан.
– А какие требования вы предъявляете депутатам маслихатов?
– Депутаты маслихатов должны работать не ради престижного депутатского значка, а ради улучшения жизни каждого избирателя. Это должно быть искреннее желание посвятить себя работе: встречаться с гражданами, принимать их обращения, обсуждать и решать насущные проблемы.
Сегодня от каждого депутата маслихата Нового Казахстана требуются профессиональные способности и личностные качества для работы по трем основным направлениям деятельности.
Первое – обладать коммуникативными способностями. Самое важное – напрямую беседовать с избирателями, а разговор должен быть доверительным и профессиональным. Для этого депутат должен прекрасно владеть государственным и русским языком, знать историю, традиции, обычаи местного населения.
Депутат должен быть всегда открыт для связи с избирателями, отвечать на звонки, сообщения в мессенджерах, обращения через электронную почту. А это требует умения быстро работать с новыми технологиями.
Помимо работы с избирателями депутат должен взаимодействовать с представителями НПО, государственных органов, бизнеса, правоохранительных структур. А если надо быть спикером, свободно и по существу выступать перед различной аудиторией населения и журналистами.
Второе – организаторские способности. Это своевременно встречаться с избирателями, реагировать на их запросы и предложения по своему избирательному округу. А есть еще публичные слушания с населением на конкретную тему, круглые столы, выездные заседания комиссий (временных, постоянных депутатских), поздравление почетных граждан с юбилеями и памятными датами. Такие мероприятия необходимо проводить на самом высоком уровне.
Третье – конструктивные способности, положительный имидж. Для депутата маслихата важно иметь высокий интеллектуальный и безупречный нравственный имидж в районе, городе, среди населения и СМИ. Имидж достигается компетенциями и знаниями. Современному представителю маслихата необходимо обладать политическими, правовыми, бюджетно-финансовыми знаниями, разбираться в дебрях законов в сферах земельного, экологического, природно-ресурсного, транспортного, энергетического и другого хозяйства своей административной территории. Добавьте сюда тонкие навыки психологии и социологии, понимать демографическую ситуацию на своем округе. Не только знать, но и оперировать законами. В любой ситуации депутат способен оперативно решать проблемы избирателей, а также обращаться с депутатскими запросами в госорганы и организации.
А последнее (одно из самых главных) и самое важное качество – это чувство бескорыстной любви к стране, родной земле. Сейчас речь на эту тему считается преувеличенным пафосом, скучным разговором. Ведь сегодня в обществе много умных, образованных, деловых людей. Однако немало тех, кто мягко говоря не верен принцпу служения народу. Прежде всего, они ставят свои интересы на первое место, при этом забывая об интересах государства. Как говорил Абай Кунанбайулы, «Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества». Не каждый может быть эффективным, но каждый может быть достоиным, потому что достоинство определяется служением. «А чем человек отличается от животных?» Вот так задавался вопросом один из современных философов и сам же отвечает: «Человек отличается от животного сознанием, осознанием наличия у себя свободы воли, выбора. Отличает идея служения. Если есть идея служения – это человек». Точно так же фактором, препятствующим развитию страны, является не недостаток профессионального чиновника или специалистов, депутатов, а их не любовь. Мне кажется, что даже при голосовании за депутатов, необходимо учитывать это качество в его личности.
– Если долго не обновлять знания, любой человек, в том числе и депутат, способен «устареть» и потеряться в новых реалиях. Как вы обучаете депутатов и проверяете их знания?
– В соответствии с требованиями Европейской хартии местного самоуправления, в нашей стране также необходимо разделить разные системы обучения субъектов: государственного управления (госслужащих) и местного самоуправления (депутатов маслихатов). Так как у них разные управленческие цели и задачи, формы и методы, философские, научные и правовые основы.
В других странах для профессионального обучения депутатов местных представительных органов используются специализированные исследовательские, издательские, обучающие центры. Они разрабатывают модели профессиональных и личностных компетенций местных депутатов.
В нашей стране в октябре 2020 года Совет по взаимодействию с маслихатами при Сенате Парламента РК утвердил в качестве базового исследовательского, издательского и учебного центра для маслихатов страны – Институт государственного и местного управления. Это учреждение имеет опыт разработки моделей компетенций для депутатов, с 2001 года проводит для депутатов маслихатов обучающие семинары в Алматы и за рубежом, а также издает два журнала и настольную книгу депутата.
Поэтому для успешной реализации задач по строительству Нового Казахстана, по опыту передовых стран, нашей стране предстоит перевести нынешние системы государственого управления и местного самоуправления, на основу знаний, а депутатам маслихатов – необходимо переходить на систему непрерывного образования-самообучения.
– Что вы имеете в виду под непрерывным образованием?
– В Казахстане Концепция обучения в течение всей жизни или непрерывное образование была утверждена лишь 8 июля 2021 году, полная ее реализация запланирована на 2025 год.
Хотя ЮНЕСКО ООН еще в 1968 году ввело понятие «непрерывное обучение». Это образование становится ведущим принципом повышение эффективности публичного управления и производства, основой повышения уровня жизни населения.
Система непрерывного образования в мире получила новый импульс развития после выступления в 1992 году Нобелевского лауреата Гарри Беккера (США) о том, что «человек может делать качественно свою работу лишь только в пределах имеющихся своих знаний».
В европейских странах после внедрения системы непрерывного обучения на местах стал возрастать вклад органов местного самоуправления в развитие социальной инфраструктуры местных территорий. Особенно заметны вклад депутатов в улучшение экологических, жилищных условий и безопасности жизни населения.
Глава государства К.К.Токаев по поводу низкой профессиональной компетентности местных депутатов сделал следующее замечание: «Значок депутата маслихата – это не мнимый атрибут, это свидетельство того, что он избран народом и должен работать во имя интересов народа. Граждане должны видеть и понимать, что делают народные избранники для улучшения благосостояния народа и качества жизни в стране. Пока же наши депутаты не обладают должным авторитетом среди граждан. В основе любого дела должен лежать профессионализм».
Реализация Концепции непрерывного обучения депутатов маслихатов и других видов деятельности депутатов требует обеспечения ряда организационных условий со стороны маслихатов.
– Что сегодня необходимо депутату маслихата, чтобы он эффективно выполнял свою работу?
– В нашей стране различают четыре формы обеспечения эффективной деятельности депутата маслихата.
Первое – это правовое обеспечение деятельности депутата. Это все законы, регламентирующие деятельность депутатов маслихатов. А также важно своевременно вносить законодательные поправки, устранить пробелы и коллизий, чтобы это не мешало работе депутатов маслихатов.
Второе – это организационное обеспечение деятельности депутата. Как вы знаете, работа маслихата осуществляется по организационным планам на год и полугодие. Чтобы работа «не тормозилась», аппарату маслихата важно предварительно создавать все условия и средства, планировать мероприятия для каждого депутата маслихата.
Третье – это обеспечение профессионализации деятельности депутата. Это самообучение. Чтобы оно было особенно эффективным, необходимо обеспечить каждого депутата маслихата учебно-методическими пособиями и информационными материалами. Например, они получают журналы «Мәслихат және әкімдік - Маслихат и акимат, «Настольная книга депутата маслихата», «Вестник местного самоуправления». А также имеют доступ к документам маслихата, статистическим данным, справочникам, обеспечены канцтоварами, флешками, жесткими дисками и другими материалами. Кроме того, маслихаты проводят для депутатов научно-практические конференции, круглые столы, выставки, встречи с учеными.
Четвертое – финансовое обеспечение деятельности депутата. Расчет денежных затрат на все виды деятельности депутатов маслихатов.
Например, в Германии для организации непрерывного обучения одного депутата ежегодно выделяется из местного бюджета до 12 тыс. евро. В Венгрии, Польше, Чехии - около 4,5 тыс. евро, в Южной Корее – до 13 тыс. долларов США, России - около 25 тыс. рублей.
Одновременно в передовых странах ежегодно возрастает социальный эффект от практического вклада депутатов и органов местного самоуправления в повышение условий и качества жизни местного населения. Результативной работе местных депутатов в этих странах способствует также институт наказов избирателей и отзыва депутатов, применяющийся в отношении безответственных и малокомпетентных местных слуг народа.
В заключение отмечу, что строительство Нового справедливого Казахстана требует от всех депутатов маслихатов искреннего желания помочь государству, решать проблемы и повышать благосостояние своих избирателей. Без высоких профессиональных и нравственных качеств депутату эти задачи не решить. Только тому почет будет, кто родину не на словах, а делом любит. Нужно начинать с себя!
– Благодарим, Тулеубек Тулеуович, за интересную беседу!
Тимур Сарсен