«Казахстан взял очень высокую планку» - российский эксперт об итогах 2024 года

196
Adyrna.kz Telegram

Директор российского аналитического бюро «Стан-Центр» Андрей Выползов оценил важные события для Казахстана внутри страны и на внешнеполитическом треке, комментируя итоги 2024 года. По мнению эксперта, тот факт, что Астана в уходящем году председательствовала сразу в нескольких макрорегиональных межгосударственных объединениях, говорит об авторитете Казахстана и его лидера.

Референдум по строительству АЭС, инициированный Касым-Жомартом Токаевым, стал наиболее знаковым событием 2024 года и первым в истории Казахстана, не касающимся политических вопросов. Как вы оцениваете этот опыт для Казахстана?

— Главное значение референдума, на мой взгляд, состоит в том, что лидер Казахстана предложил народу на деле доказать свою самостоятельность, свою субъектность в мировоззренческом плане. Доказать, что ныне живущие ответственны за последующие поколения. Конечно же, можно было спокойно принять президентское решение о строительстве атомной станции, и никто бы в Казахстане, как говорится, «не пикнул». Но Токаев не пошёл на такой шаг, понимая, то вопрос развития атомной энергетики в стране настолько объёмен, многослоен и направлен в будущее, что только многонациональный народ Казахстана может его разрешить. Лично у меня напрашиваются параллели с древней степной демократией, когда на курултаях Казахского ханства совместно принимались важнейшие решения о развитии тогдашнего общества. И в принципе речь сегодня идёт об исторической преемственности.

Как известно, строительство АЭС поддержал 71% избирателей, что говорит о том, что казахстанцы всецело разделили ответственность с президентом за жизнь своих детей, внуков и правнуков, за высокотехнологичное и рациональное развитие страны в будущем. Итоги референдума Касым-Жомарт Токаев подвёл в свойственной ему манере политического афоризма: «В судьбоносных ситуациях наша нация выбирает прогресс».

В этом году Казахстан председательствовал сразу в шести международных организациях - в Шанхайской организации сотрудничества, Организации тюркских государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Международном фонде спасения Арала, Исламской организации по продовольственной безопасности. Какое значение это имеет для страны?

— На мой взгляд, все эти международные организации являются новыми двигателями развития мира. Выражаясь техническим языком, эти двигатели более мощные, менее зависящие от критических «политических температур» и, возможно, даже работающие на других видах энергии. В общем, за ними — будущее планеты. В этом контексте Казахстан, что называется, держит руки непосредственно за рулём этой техники. Тот факт, что Астана в уходящем году председательствовала сразу в нескольких макрорегиональных межгосударственных объединениях, говорит об авторитете Казахстана и его лидера, о прагматизме, о взаимоуважении к союзникам. Очевидно, что Казахстан взял очень высокую планку, и в этой связи действительно интересно наблюдать за геополитической эволюцией крупнейшего центральноазиатского государства.

Среди знаковых мероприятий 2024 года — Международный форум Астана, One Water Summit под председательством Казахстана и Франции в Саудовской Аравии, а также Центрально-Азиатский форум по безопасности и сотрудничеству. Почему для Казахстана важно участие в глобальной повестке по различным вопросам?

— Как я сказал выше, Казахстан сегодня стремительно врывается в международную повестку Большой Евразии. Например, в ключевых европейских СМИ, которые я периодически просматриваю, Казахстану посвящены обзорные аналитические материалы. Понятно, что их качество порой однобокое, штампованное, но факт остаётся фактом — европейцы хотят понять, что это за такая страна — Kazakhstan по-английски или Kasachstan по-немецки, о которой вдруг все заговорили. Но чтобы «заговорить», нужны конкретные действия. Вот почему важно участие Астаны в международных форумах разной направленности — финансовой, экологической, в целом завязанных на «мозговые центры». На этих встречах Казахстан укрепляет своё региональное лидерство при безусловном взаимоуважении к партнёрам, к их широко понимаемом национальном культурном коде.

— В начале 2024 года Немецкий институт международных отношений и безопасности (SWP) опубликовал доклад о «средних державах», в котором Казахстан впервые занял место в списке средних мировых держав. Как эта концепция повлияла на позиционирование Казахстана на международной арене?

— Цель Астаны очевидна: Казахстан стремится стать лидером условного (пока) Союза средних держав. Средняя держава — это золотая середина в мировой геополитике. Это тот стандарт, на который так или иначе равняются большинство государств. Мы просто привыкли (в силу законов медийного жанра), что всё крутится вокруг глыб: России, Штатов, Китая, большого Запада или глобального Юга. Отчасти это так и есть, однако ясно и то, что если «середнячки» объединятся, то, как говорится, «эта штука будет посильнее “Фауста” Гёте». Казахстан последовательно идёт к этой цели. Да, прекрасно понимаю, что это тернистый и долгий путь, имея в виду столь разнокалиберные для альянса средние державы, скажем, как Франция и Индия. Но Казахстан первым инициировал столько амбициозную цель, Касым-Жомарт Токаев следует намеченной цели, системно встречаясь с лидерами средних держав, и я прогнозирую, что толк из этого выйдет.

В 2024 году Казахстан предоставил алматинскую площадку для переговоров по мирному договору между Арменией и Азербайджаном. Как вы оцениваете значение этой миротворческой инициативы?

— Данную конкретную миротворческую инициативу контрпродуктивно рассматривать как разовую акцию. Ясно, что Астана прилагает политические усилия для создания глобальной переговорной площадки по вопросам мирного урегулирования разных конфликтов на планете. И прежде всего, самого болезненного для нас — на Украине. Лично я верю, что Казахстан станет страной-миротворцем, местом, где лидеры мировых держав, вовлечённых в этот конфликт, встретятся, чтобы утвердить новый миропорядок, основанный на подлинном международном равноправии.

Среди обсуждаемых встреч президента Токаева на высоком уровне – визиты в Европу (Франция, Сербия, Венгрия), визит в Казахстан президента РФ В. Путина. Что вы можете сказать о дипломатической активности Касым-Жомарта Токаева в 2024 году и какие цели стоят перед казахстанской дипломатией?

— Дипломатическая активность Астаны органичным образом связана с её глобальными инициативами, конечная цель которых — сделать Казахстан узнаваемым, влиятельным и самодостаточным государством. И мне кажется, что предыдущая деятельность Токаева на посту главы МИД, на посту заместителя генерального секретаря ООН здорово поспособствовала выбранной тактике мирового продвижения страны. Продвижения, завязанного на разрешение конкретных и актуальных вызовов. Помню, как более чем десять лет назад Касым-Жомарт Токаев, будучи как раз замглавы ООН в Женеве, сказал простую мысль: «Мы должны гордиться тем, что являемся казахстанцами». Тогда, положа руку на сердце, это казалось крупным политическим авансом. Сегодня же эти слова приобретают реальную силу. Такая последовательность в действиях в государственном масштабе, безусловно, вызывает уважение.

Пікірлер