Январская трагедия: Участие членов деструктивных течений

6659
Adyrna.kz Telegram

До сих нет предварительной официальной информации и данных о том, кто же организовал, финансировал и провел сложную, масштабную и четко скоординированную операцию государственного переворота, кто является исполнителям, кто и как захватил аэропорт Алматы, кто подготовил боевиков, «торпед», агитаторов и т.д. Хотя президент Касым-Жомарт Токаев сказал о международных террористах, мы не знаем, откуда они прибыли и сколько их было.

                            Участие членов деструктивных течений

На некоторых видео, снятых в Алматы, можно расслышать, как выступающие на митинге кричат «Аллаху акбар», среди демонстрантов встречаются «бородачи», перед штурмом здания некоторые совершали намаз.​ Некоторые участники говорили, что среди демонстрантов встречались люди, которые не говорили ни на казахском, ни на русском языке. Даже будто слышали арабскую речь. Однако пока нет доказательств участия боевиков из Сирии, Афганистана и др.

9 января казахстанские силовики задержали четырех членов одной из ячеек этой группировки, подозреваемых в совершении массовых противоправных акций экстремистского характера. По некоторым данным, это были активисты экстремистской группировки «Таблиг-и джамаат». При обысках по местам их проживания обнаружены и изъяты огнестрельное оружие, травматические и светошумовые гранаты, патроны, религиозная литература и иные вещественные доказательства.

Лидер другой группы, некий иностранный гражданин, активно участвовал в массовых беспорядках, будучи связанным с террористическими группировками за рубежом. По версии следствия, он целенаправленно прибыл в Казахстан для подготовки массовых противоправных акций и нападений на органы власти и силовые структуры.

Недавно начальник Службы специальных прокуроров Генеральной прокуратуры РК Ризабек Ожаров сообщил: «Подстрекали на массовые беспорядки и активно там участвовали члены запрещенной экстремистской организации «ДВК/Көше». На сегодня среди арестованных 35 членов запрещенных экстремистских движений. К примеру, в Алматы задержана группа криминально ориентированных членов деструктивного религиозного течения. При задержании обнаружены 2 пистолета ПМ со снаряженными магазинами. Они координировали действия своей группы. При этом одна часть находилась на баррикадах в нижней части города, а другая – на площади».

Задержание членов деструктивных религиозных течений может раскрыть карты «спящих ячеек» «салафизма» в Казахстане, о которых много говорили в свое время, например, после терактов в Актобе и Алматы в 2016 г., но всё осталось лишь разговорами. В том числе и возможный запрет салафитской идеологии – во властных структурах РК было сильно лоббирование «салафитов».

В 2017 г. было заявлено, что главная террористическая угроза для Казахстана исходит, как и ранее, от последователей нетрадиционного религиозного течения салафизм. Именно они, по словам заместителя председателя Комитета национальной безопасности Нургали Билисбекова, представляют собой основу для формирования новых радикальных группировок в Казахстане: «В отчетный период на территории страны не допущено совершения 12 террористических и иных насильственных экстремистских акций, всего за террористический и религиозный экстремизм осуждены 123 радикала. Наряду с этим, следует признать, что не удалось предотвратить два акта терроризма, совершенные радикальными лицами в Алматы и в Актобе».

 По данным Антитеррористического центра РК, по состоянию на конец 2019 г. в Казахстане проживало свыше 20 тысяч последователей деструктивных религиозных идеологий.

Если в Узбекистане и Таджикистане салафизм под запретом, то в Казахстане, наоборот, это течение оказалось под защитой. У нас даже присутствуют «спящие ячейки» боевиков салафитского или радикального исламского толка: их или курируют органы, или им покровительствуют некоторые персоны из власти.

Советник экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Ермухамет Ертысбаев утверждает, что КНБ намеренно не выявлял некоторые ячейки террористов. Если чекист не подавляет мятеж, значит, он в нем участвует.

 Как сказал глава Eurasian Expert Council Чингиз Лепсибаев: «Пока известно, что так называемых «бородачей» готовили люди в казахстанских спецслужбах. Совершенно точно известно, что лагеря находились в горах Алматинской области. Там очень большое предгорье, которое охраняется войсками, входящими в состав КНБ. Соответственно, если мы допускаем, что на Алматы напали террористы, то напасть они могли только оттуда. Просто нет другого места, откуда они бы могли прийти. Возможно, боевиков было около 5 тысяч человек на весь Казахстан».

Иными словами, казахстанский бунт не мог начаться без поддержки высших руководителей КНБ. Очевидно, основную роль в этом сыграл глава КНБ Карим Масимов. Возможно, в январской трагедии замешаны спецслужбы нескольких стран. Возможно, сотрудники КНБ были двойными агентами.

Накануне событий из Турции прибыл большой отряд криминала во главе с известным криминальным авторитетом Арманом Джумагельдиевым, известного как Дикий Арман. Тоже вопрос: какие у него связи со спецслужбами, властями Казахстана, салафитами?

Одним из людей, которого называют крышующим салафитов, а также радикалов разных мастей, называют Кайрата Сатыбалды. Однако власти решили вывести его и Самата Абиша из-под удара. 

            Перевод стрелок на боевиков ИГИЛ

Когда у нас начались январские события, в российских СМИ сразу появилась версия о том, что за организацией протестов в Казахстане стоят радикальные исламисты. Это, мол, террористы, которых изгнали из Сирии, они перекочевали в Ирак, а из Ирака – в Афганистан. В Афганистане тоже талибы с ними не смирились, с игиловцами, они их выдавили. А эти игиловцы куда делись? Они благополучно перешли через границы в качестве беженцев. Кого-то вернули назад в Афганистан, а другие растворились – в таджикском обществе, в киргизском обществе и в казахском обществе.

 После терактов в Актобе в 2016 г. стали часто писать о том, что может реализоваться желание радикальных исламистов по иракскому или сирийскому сценарию контролировать нефтяные источники как сферы своих доходов. Мол, нефтепромыслы на западе Казахстана – лакомый кусок для радикалов, так как они могут стать питательной почвой для будущей дестабилизации.

У нас тоже на официальном уровне больше стали говорить о международных террористах в Алматы. При этом не предоставили никаких фактов, не поймали ни одного иностранного «профессионального» террориста из многочисленных вооруженных боевиков, будто вторгнувшихся в Казахстан, кроме кыргызского музыканта. Тем более никакая международная террористическая организация не взяла на себя нападение на Алматы.

На днях глава СВР Сергей Нарышкин заявил, что разведка России знала о подготовке беспорядков в Казахстане, имела информацию о подготовке событий в начале января. По его словам, разведка фиксировала прибытие в Казахстан многочисленных отрядов, составленных из бойцов террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России). Он также заявил, что российская разведка активно обменивалась этими данными с разведками других среднеазиатских государств.

Было ли на самом деле отрезание голов 2 военнослужащим и 1 полицейскому? Возможно, среди демонстрантов были и участники военных действий в Сирии и в других горячих точках из Казахстана. Возможно, это было сделано преступниками, уголовниками, которых курировали спецслужбы. Отрезание голов военных – один из почерков последователей радикальных течений. 

        Участие спецслужб нескольких стран?

Огромное значение играет объективное расследование, кто и как захватил аэропорт Алматы. За 40 минут до захвата охрана была выведена, и захватчики беспрепятственно вошли в аэропорт. Через несколько часов после разгрома боевиками и бандитами аэропорт был сдан законным властям. Вполне возможно, что захват аэропорта был организован спецслужбами, чтобы создать видимость прилета террористов из соседних стран. А возможно, планировали их прилет.  

По некоторым данным, был рейс Ош-Бишкек-Алматы. Где же теперь эти иностранцы? Ведь аэропорт был возвращен через несколько часов, и прилетевшие «террористы» не смогли бы улететь обратно. Может, под видом боевиков прилетели гастарбайтеры? Может, вместо боевиков прилетели грабители, воры, уголовники? Пока нет официальных ответов на такие вопросы.

Скорее всего, участниками погромов, штурмов в Алматы были «братва», отморозки из криминального мира страны, бывшие уголовники, «салафиты», специально подготовленные боевики. В лихие 90-ые годы в известной мере было сращение силовых структур с криминалом. Среди «братков» были и бывшие полицейские, отдельные чины КНБ курировали бизнес, «крышевали» нелегальный бизнес. В целом правоохранительные органы РК относились к самым коррумпированным ведомствам.

И в ряды демонстрантов влились многочисленные специально подготовленные бойцы. Ими руководили люди с рациями. Специальные «агитаторы», «агенты влияния», исполнители были в опознавательной одежде, например, в красных куртках, в темных куртках с белыми повязками. Специальные люди разбивали витрины магазинов, банков, но сами не занимались разбоем, предоставив это грабителям, ворам, прохожим. Среди «мирных грабителей» были не только местные жители, жители пригородов и области, но и гастарбайтеры.

По некоторым данным, в Нур-Султане задержан начальник пятого департамента КНБ Руслан Искаков. Следствие проверяет его причастность к укрывательству преступлений ОПГ. Члены этой ОПГ якобы были задержаны в ходе беспорядков в Алматы. Кроме того, сообщается о задержании экс-начальника ДКНБ по Алматы Нурлана Мажилова.

Получается, КНБ поддерживал и «крышивал» тех, кто разграбил и разрушил Алматы, вместо того, чтобы от этих ОПГ защищать? Ныне это подтверждается не только сдачей служебных зданий, но связью с ОПГ. Недаром задержан ряд лиц из числа высшего руководства КНБ РК, в том числе его бывший председатель Карим Масимов по подозрению о государственной измене.

Выходит, что боевиков и бандитов кто-то целенаправленно направлял. Такой силой, способной раздуть пожар протестов, разбоев, штурмов, может только какая-та структурированная организация, которая обладает большими возможностями и, самое главное, всё это скрыть.

Если допустить участие многочисленных отрядов ИГИЛ или других международных террористов, то оно не могло произойти без участия наших спецслужб, внешней разведки. Учитывая большой интерес в Казахстане мировых игроков, не исключено участие в январских событиях в Алматы спецслужб нескольких стран, но их участие будет заглушено «отсутствием» доказательств и фактов.


                                                                                                          Дастан ЕЛЬДЕСОВ

Пікірлер