Перспективное сотрудничество машиностроителей и «Назарбаев Университета»

872

В условиях распространения пандемии COVID-19, карантина, закрытия границ, приостановки или закрытия многих предприятий, торговых войн и санкций, кризиса в СМИ появилась новость о том, что Казахстан возглавил список стран, в которых за 2020 год выросло машиностроение по сравнению с прошлыми годами на фоне глобального спада в отрасли.

Эта новость вселяет надежду на преодоление кризиса и свидетельствует о том, что в даже самых неблагополучных условиях можно поднимать производство, если грамотно его организовать.

О дуальной системе обучения

12 сентября 2019 года в рамках VII Форума машиностроителей Казахстана в Нур-Султане прошел конкурс по робототехнике среди школьников. Организаторами форума выступили Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, Союз машиностроителей Казахстана при поддержке АО «Самрук-Қазына».

Это очень своевременная и востребованная идея СМК: производственники сами обратили внимание и пригласили школьников, занимающиеся робототехникой, на такой конкурс. Ведь ответственные работодатели должны разглядеть юные таланты, дать им возможность расти и видеть в них своих будущих компетентных специалистов и менеджеров.

Команды-победительницы получили солидные денежные призы для новых стартов.  Подобные конкурсы востребованы, они должны проходить на постоянной основе, и талантливых ребят надо собирать со всей страны. По российскому примеру также можно проводить всевозможные форумы, олимпиады по теме машиностроения среди школьников и студентов.

Здесь следует отметить, что среди топ-10 престижных профессий в мире 40% так или иначе имеют прямое отношение к машиностроению – это нанотехнологи, IT-специалисты, технические и исполнительные директора в различных отраслях промышленности, пилоты. В странах Европейского союза организация общего и профессионального образования и разработка образовательной политики все больше опираются на динамичное и гибкое социальное партнерство.  

В этом плане актуально предложение председателя правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрама Пшембаева усилить развитие дуального образования и конструкторских бюро. Дуальное обучение – это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.

В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального оборудования. Важнейший компонент – наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.

В частности, М.Пшембаев обозначил эту задачу в интервью в конце 2020 года: «В рамках Дорожной карты машиностроения на 2019-2024 гг. поставлена задача обеспечения отрасли квалифицированными кадровыми ресурсами. Ведется проработка вопроса совершенствования системы дуального образования в части установления условий по совместному финансированию затрат при прохождении производственной практики: 70% государство/учебное заведение, 30% работодатель. Дуальное образование наряду с оптимальной передачей профессионального опыта позволяет утвердить свою позицию в производственных условиях. Предприятия получают выгоду от новых идей и импульсов, исходящих от обучающихся. Данная система обучения является одним из возможных способов объединения интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Дуальная система обучения практикуется в ряде стран, особенно в Германии, Австрии, Швейцарии, Дании, Нидерландах и Франции, в последние годы в Китае» (https://primeminister.kz/ru/news/interviews/po-itogam-10-mesyacev-t-g-obem-proizvodstva-otechestvennogo-mashinostroeniya-vyros-na-17-intervyu-s-m-pshembaevym-10115818).

Перспективное сотрудничество СМК и НУ

Такие конкурсы по робототехнике среди школьников рождают закономерный вопрос: а будут ли в будущем для этих дарований соответствующие специальности и рабочие места?

В этом плане представляется перспективным сотрудничество Союза машиностроителей Казахстана и «Назарбаев Университета»: на форуме машиностроителей РК была демонстрация научных разработок кафедры робототехники и мехатроники «Назарбаев Университета».

С 2011 года «Назарбаев Университет» готовит специалистов по «робототехнике и мехатронике» – около 30 человек в год.

В Казахстане медленно, но все-таки внедряются роботы на производстве, отчасти в медицине. В основном это роботы-манипуляторы. Такие есть на автосборочном предприятии «СарыаркаАвтоПром» в Костанае, они используются для сварочных и покрасочных работ. Сварочные манипуляторы были установлены на открывшемся заводе в Атырау, есть манипуляторы на заводе Astana Solar.

Молодых специалистов «Назарбаев Университета» работодатели охотно берут на разные предприятия, например, ранее несколько выпускников работали на заводе Тальго и других.

Оказалось, интеллектуальную систему видеонаблюдения и видеоаналитики для контроля дорожного движения «Сергек» разработали в «Назарбаев Университете». Систему внедрили в Нур-Султане, Алматы и других городах Казахстана. Например, в Нур-Султане установлено и подключено 13 000 камер; смонтировано 300 линейных участков, контролирующих скоростной режим и выделенную полосу «buslane»; а также 400 перекрестков, на которых контролируется скоростной режим, стоп-линия и проезд на красный сигнал светофора.

Уже есть факты применения системы видеонаблюдения для раскрытия преступлений хулиганского характера.

По словам профессора кафедры робототехники и мехатроники «Назарбаев Университета» Алмаса Шинтемирова, наиболее конкурентоспособными мы можем быть в сегментах протезирования и беспилотников.

Вот как разъясняет национальные особенности роботизации Алмас Шинтемиров: «Медицинская робототехника, 3D-протезирование – технологии с высокой добавленной стоимостью, но если эти продукты проектировать и изготавливать в Казахстане, то они будут стоить в разы дешевле, пусть даже с несколько меньшим функционалом по сравнению с зарубежными аналогами. Мы хотим начать с меньшего по сложности – реабилитации верхних конечностей. Повторюсь, этот рынок еще никем не занят ни у нас, ни в России, и если планомерно заниматься развитием данной области робототехники, то можно выйти на передний край. Второе направление – беспилотные автомобили, комбайны и другая сельхозтехника, наземные мобильные роботы. Территория у нас огромная, население сравнительно небольшое, особенно в удаленных от городов регионах и сельской местности, месторождений природных ископаемых много. Благодаря беспилотникам можно разрабатывать большое количество месторождений, осваивать земли сельхозназначения, привлекая минимум работников по примеру RioTinto в Австралии, где уже работают беспилотные самосвалы в карьерах» (https://kapital.kz/business/64593/kazakhstan-poboretsya-za-svoy-kusok-mirovogo-rynka-robototekhniki.html).

В самом деле, беспилотные автомобили, комбайны и другая сельхозтехника, наземные мобильные роботы были бы для нашего машиностроения новым направлением, не говоря о медицинском протезировании. Есть еще актуальная для Казахстана тема: военные роботехнологии. В этом направлении возможно сотрудничество с турецкими специалистами. Учитывая большую протяженность наших границ, в армии понадобятся мобильные роботы для патрулирования границ, системы кругового видеоконтроля.

Время университетских технопарков

Выпускники «Назарбаев Университета» подходят по квалификации и для спутникового завода «Казкомоса», с которым были переговоры по подготовке кадров. В Нур-Султане планировали построить «космический городок» и завод по производству и испытанию космических аппаратов. Однако завод не заработал до сих пор.

Кстати, в городах появились кружки робототехники, в которых работают и выпускники данного университета. Школьники ходят в технические кружки с самых юных лет, и за это время они становятся настоящими экспертами.

Иными словами, есть научный потенциал «Назарбаев Университета» в этой сфере, который пока слабо востребован, хотя есть заинтересованность в научном сотрудничестве в будущем у производственников. По этой причине у нас должны появиться предприятия, на которых могли бы работать выпускники НУ.

Известно, что внедрение промышленных роботов эффективно лишь при больших объемах выпуска, на поточных линиях. У нас пока нет таких производств. При выполнении мелких партий и единичных заказов предприятиями внедрение роботов экономически невыгодно, потому что они очень дорогие.

Казахстану нужно активно перенимать опыт создания университетских технопарков, научных парков и бизнес-инкубаторов у развитых стран. Некоторые такие объекты уже созданы и в нашей стране, как в НУ, но пока их очень мало. При «Назарбаев Университете» есть технопарк – там наши выпускники также создали свои стартапы, пытаются делать образовательных роботов.

Что такое технопарк? Это когда каждое уважающее себя крупное предприятие открывает свое представительство в каком-либо университете. Конечной целью технопарков является создание новых высокотехнологичных бизнесов. У нас пока их мало.

В этом плане технопарк «Назарбаев Университета» может помочь бизнесу своими  инновационными разработками. По этой причине перспективно сотрудничество Союза машиностроителей Казахстана и «Назарбаев Университета».

                                                Дастан ЕЛЬДЕСОВ

 

 

 

Пікірлер
Редакция таңдауы