История развития независимого государства показывает, насколько важным в современном обществе является дружба народов и межэтническое согласие. В существовании уникальной модели всеказахстанского единства важнейшую роль играет, созданная в 1995 году, Ассамблея народа Казахстана (АНК). Именно АНК отводится роль флагмана в реализации государственной политики по обеспечению общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышению эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.
Идея создания Ассамблеи, озвученная Нурсултаном Назарбаевым в 1992 году, на Форуме народа Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости, стала важной вехой в формировании независимого Казахстана. 1 марта 1995 года вышел Указ Президента об образовании Ассамблеи народа Казахстана со статусом консультативно-совещательного органа при Главе государства.
Сегодня Ассамблея способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия, толерантности в обществе и единства народа. Кроме того, АНК оказывает содействие государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе, формировании политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы. Ассамблея обеспечивает интеграцию усилий этнокультурных объединений, помогает возрождению, сохранению и развитию национальных культур, языков и традиций народа Казахстана.
Во многом благодаря работе Ассамблеи в нашей стране сформирована уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, особая атмосфера доверия, солидарности и взаимопонимания, когда каждый гражданин, независимо от этнической или религиозной принадлежности, обладает и пользуется всей полнотой гражданских прав и свобод, гарантируемых Конституцией. В республике созданы все необходимые условия для развития культуры, языка, традиций всех этносов нашей республики. Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Казахстана как страны, эффективно решающей вопросы межэтнических отношений.
Такая дружба, доверие и взаимопонимание сформировались исторически еще в ХХ веке, в процессе общения и солидарности народов, живущих на огромном пространстве бывшего союзного государства. В те годы формировалось не только общественное сознание, но и продолжали развиваться все виды народного и профессионального искусства, в том числе изобразительное искусство через художественные школы, отличающиеся своими особенностями передачи самобытности и ярко выраженного восприятия окружающего мира. Взращенные на основе классического академического искусства, каждая школа отличалась образностью, цветоощущением, особой пластикой линий и цвета. Сюжеты произведений формировались современным ощущением действительности, воспитанием и отношением к близким и родным, друзьям и соратникам, к обществу в целом и отдельным людям. В произведениях отражались все стороны жизни, особенности быта, стремление к самовыражению и диалогу со зрителем. Художники всегда стремились к общению со зрителем, независимо где это происходило – в экспозиции выставок, в создании панно и композиций в общественных учреждениях, оформлении внешнего вида зданий, парковой скульптуре или монументах и памятниках. Визуализация современных изменений общества наиболее полно раскрывалась в работах художников разных направлений. Для более разностороннего творческого общения и развития собирались художники на творческих всесоюзных базах, таких, как Сенеж, участвовали в пленэрах и симпозиумах, учились в столичных университетах и привозили домой новые знания, умения, синтезировали полученные формы работы с базовыми на местах. Поэтому так интересны сегодня творческие поиски художников тех лет, которые предшествовали времени перемен и образованию независимого государства, но государства уникального, представляющего сегодня модель всеказахстанского единства, толерантности, взаимопонимания и дружбы. Особая ценность работ в умении авторов – живописцев выявлять в своих произведениях национальное своеобразие, связь современности с художественными традициями. Обращаясь к художественному наследию своего народа, они избегали подражания традициям, создавая собственный язык самовыражения.
Тем интереснее увидеть единство и различия в художественных школах разных народов, продолжающих сегодня жить в Казахстане. Это становится возможным благодаря выставке «В семье единой», подготовленной из фондовой коллекции Павлодарского областного художественного музея. 40 произведений живописи и графики художников Казахстана, России, Белоруссии, Украины, Армении, Грузии, Азербайджана, Узбекистана и других народов создают гармоничное пространство свободного творческого полета. Всех художников, представленных в экспозиции, объединяет время, профессионализм и стремление к самовыражению.
Основная задача выставки – показать художественную культуру многонационального Казахстана, которая собрана из разных сегментов творчества. Здесь отражены национальные традиции и особенности различных художественных школ. Художественно-образное мышление живописцев позволяет создать такую разнохарактерную и, в то же время, гармоничную галерею образов и сюжетов, что выставка воспринимается единым смысловым пространством, но с четкой прорисовкой границ национальных различий с их ярко выраженным самобытным характером. Каждая работа великолепна, а имена авторов широко известны в художественной среде.
Открывают выставку работы трех казахстанских художников: Т.Тогусбаева «Девушка с зеркалом» с поэтической метафоричностью сюжета, раскрывающего неразрывную связь человека и природы, Е. Тулепбаева «Бегущий мальчик», со сложной структурой и насыщенной смысловыми вариациями композицией, пейзажи Ж.Шарденова с декоративными «корпусным» письмом и крупным многоцветным мазком.
Близким по восприятию является искусство художников Средней Азии. Национальные школы реалистического искусства Узбекистана, Киргизии, Азербайджана раскрываются в работах Батыра Жалиева, Константина Чепракова, Саламзаде Салама Абдул-Касум оглы, Эргаша Иристаева, отражая идею гармонии душевного мира человека. Романтические образы, стремление к лаконичности изображения и философское обобщение, создают понимание зрелости взглядов художников. Пейзажные работы, будь то художники Украины, Армении, России, передают точно выверенными цветами, вещественную реальность и красоту природы. Жанровость, увлечение повествовательностью характерны для произведений живописцев 50–60-х годов ХХ века. Философские и наполненные романтикой, лаконичные и характерные, они создают образы современников, рассказывают про жизнь и быт.
Для художников Грузии, а представлены на выставке произведения Г.Тоидзе и З. Церетели, источником вдохновения выступает фресковая живопись. Колористическое решение работ сдержанно-темное, плотное. Стилизация изображения, его архаизация звучит, как в изображении городского сюжета – улочек современного Тбилиси, так и в авангардной композиции натюрморта «Гранаты». Приглушенную цветовую гамму поддерживает Э.Иристаев в произведении «Дворик» и А. Мирзоян в работе «Голубой иньтерьер».
Иная подача в произведении Т. Хуцишвили «Виноделы», где художник наслаждается игрой цвета и света, созданной композицией и сюжетом, естественным и несколько театрализованным, где академическая живопись выступает единственно возможным приемом для детализации изображения. Эта работа прекрасно перекликается с классическими пейзажами и портретами художников России, Украины, Белоруссии. Живопись Армении представляет подчеркнуто декоративное, эмоционально выразительное полотно А.Григоряна «Гегард», овеянное легендами, собранное из открытых локальных цветовых градаций.
В традициях одного из направлений живописного авангарда 60-х годов - обращение к раскладке цвета. Колористическая изысканность и подвижность «вибрирующего» мазка открывали новые образные возможности живописи. Так, произведение В. Вейсберга приближает нас к новому восприятию пространства: «белое на белом», в котором он пытался выразить «невидимую живопись», восходящую к «белому супрематизму» К. Малевича.
Постоянный поиск своего живописного языка, творческая дерзость, отказ от догм и постулатов, идейная и философская наполненность работ, подача сути цветом, формой, композицией – вот направления работы художников, формирования и развития изобразительного искусства в целом. Художник-профессионал сегодня выступает посредником между этническим наследием и современным миром. Понять истинную культуру народа можно только познав ее истоки. Особенность современного казахстанского искусства определяется его историческим формированием, основанным на единстве корней художественных традиций, близости культур и эстетических идеалов дружественных народов, поисками авангардных решений и иных выразительных возможностей искусства.
Пашко Ольга Витальевна, искусствовед
Павлодарского областного художественного музея,
член Союза художников Республики Казахстан,
эксперт ICOM ASPAC по актуализации
культурного наследия в странах Азии