12 декабря может отмечаться в Казахстане как «День Алаша»

2664
Adyrna.kz Telegram

Премьер-Министр РК Алихан Смаилов представил инициативу на рассмотрение Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий. В соответствии со своей компетенцией комиссия занимается вопросами полной, правовой и политической реабилитации жертв политических репрессий 1920-1950-х годов.

«Ежегодно проводится празднество «Алашқа тағзым», организованный по инициативе партии «Ак жол», и по традиции года проводятся мероприятия на высоком уровне, приуроченные к 31 мая – Дню памяти жертв политических репрессий и голода. В дальнейшем поднятый вопрос будет вынесен на рассмотрение Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий», — сказал Алихан Смаилов. (https://kznews.kz/main/12-zheltoqsan-alash-kuni-bolyp-belgilenui-mumkin/)

Возникновение национально-патриотического движения казахского народа в начале ХХ века было историческим и закономерным событием. Основная причина появления движения «Алаш» — рост самосознания казахской нации, в лице наиболее продвинутой части казахского народа — казахской демократической интеллигенции.

Именно она начинает формировать, развивать, понимать, осознавать и реализовывать национальные интересы для поступательного развития казахского общества в начале ХХ века.  Впервые в истории казахского народа движение Алаш занялось вопросом модернизации своей страны.

Одна из важнейших задач модернизации, которая является частью программы движения Алаш, — преобразование экономических основ казахского общества и ее традиционной экономики начала ХХ века: определение уровня, темпов, условий адаптации к рыночным условиям, баланса между кочевыми, оседлыми и сельскохозяйственными организациями.

В то же время лидеры Алашского движения стремились создать политическую и правовую основу для полной реализации особых потребностей и требований свободы вероисповедания, прав человека и гражданина и национального равенства в полной мере.

Среди них — ориентация на полную грамотность казахского населения, развитие казахской национальной школы, формирование современной общей и особенно политической и правовой культуры у казахов начала ХХ века. вовлечение казахской элиты и широких масс в конкретные политические процессы через представительные органы, политические партии и общественные организации, органы управления и самоуправления тогдашнего государства.

Важно отметить, что образованные лидеры партии  «Алаш»  стремились выработать наиболее эффективную систему мер, доступную для арсенала общественно-политической мысли казахского общества того времени с использованием наиболее эффективных теоретических и практических идей в тех условиях.

Движение «Алаш» возникло в результате социально-экономических, социально-политических и духовно-культурных изменений в Казахстане в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Основой движения стала Народно-демократическая партия «Алаш», основанная в июле 1917 года.

С точки зрения участия в общественно-политической жизни партия «Алаш» считала достижение двух основных целей: освобождение казахского народа от царского колониализма и становление  Казахстана в качестве полноправного члена мирового цивилизованного сообщества.

В социальном отношении партия «Алаш» была политической организацией казахской национально-демократической интеллигенции. Партия стремилась приспособить Казахстан к капиталистическим отношениям в начале ХХ века. Это должно было сделано эволюционным путем — через реформы.

Поэтому партия «Алаш» не приняла идеи и лозунги Октябрьской революции 1917 года и стала союзником антисоветских и антибольшевистских сил во время гражданской войны. В этом противостоянии партия Алаш и правительство Алаш-Орды потерпели поражение.

История движения «Алаш» — одна из самых удивительных и интересных страниц в Казахстане. Отсталость казахской традиционной экономики и патриархальных отношений, социальные и экономические трудности дали толчок к пробуждению национальной идентичности и патриотизма в передовой части казахского общества в начале ХХ века.

Это было, прежде всего, результатом взаимодействия культур, формирования нового поколения интеллектуальной элиты в казахском обществе начала ХХ века, а также европейского образования в университетах Российской Империи.

Патриотические люди Казахстана искали свой цивилизационный путь. В начале ХХ века начался новый этап национально-освободительного движения казахского народа и его развития. Октябрьский переворот 1917 года был плохо воспринят лидерами партии «Алаш».

Ахмет Байтурсынов позже говорил, что мы приняли Февральскую революцию и приветствовали ее с радостью, потому что, во-первых, она освободила нас от колониального гнета и насилия царского правительства, а во-вторых, укрепила наши надежды на самоуправление.

Октябрьский переворот 1917 года был непонятен казахам: поскольку в казахском обществе начала ХХ века не было разграничения пастбищ и капитала, и даже их собственность была не такой кардинально разной, как у других народов тогдашней России. Октябрьский переворот угрожал казахам, поскольку основывался на т. н. классовом и революционном насилии, преступной и диктаторской власти большевиков во главе с Лениным.

В советское время – это 1919-1937 гг. — отношения Алашского движения с новой большевистской властью были компромиссными. В ряде городов, где власть местных Советов находилась в руках большевиков — Петропавловск, Перовск (ныне Кызылорда), Аулие Ата (ныне Тараз), активисты «Алаша» были репрессированы.

Только в Семее, Верном (Алматы) и других местах между ними было налажено тонкое, краткосрочное сотрудничество. При этом стороны не доверяли друг другу, так как каждая преследовала свои политические цели: Лидеры Советского Союза пытались усилить свое влияние на казахский народ через активистов Алаш, когда лидеры Алашского движения официально поддерживали советское правительство, но проводили политику «размывания» нового правительства изнутри в республике.

Главное в движении Алаш – это верность и преданность таким вечным ценностям как любовь к Родине и своему народу, чести и достоинству, уважению к труду и образованию, преданность долгу, высокие идеалы гуманизма. В те годы представители движения Алаш и их сторонники выполняли большую гуманитарную миссию.

Несмотря на жестокие запреты при сталинизме и утрату части своего культурного наследия в годы октябрьского переворота, гражданской войны, коллективизации с Голодомором, благодаря движению Алаш в ХХ веке казахское общество создало и укрепило множество основ для беспрецедентного культурного прогресса во второй половине ХХ века.

Деятели Алаша были настоящими патриотами Казахстана и казахского народа, поэтому советская власть в лице сталинского тоталитарного режима в 1937-1938 гг. подвергла их политическим репрессиям. Ведь они были настоящими государственными деятелями, готовыми пожертвовать своей жизнью ради реализации национальных и государственных интересов казахского народа.

Лидеры движения «Алаш» были настоящими сынами Казахстана и своего народа, а также полноценными государственными и национальными лидерами и деятелями, видевшие свое будущее, будущее своих детей только с процветанием и благоденствием своей Родины и родного народа.

Керимсал Жубатканов

Altyn-Orda.kz

Пікірлер