Этнографическая справка от автора:
1.Лепешка (шельпек/чалпак, тандыр-нан, кулше, чапати, пури и т.д.) – традиционный хлеб у многих народов Востока, круглые плоские, печеные или жареные. Лепешка была известна еще в древней Месопотамии. Казахские жареные лепешки ничем не отличаются от индийских пресных лепешек «чапати». Разновидностей лепешек много, при тенденции к оседлости казахи-кочевники пекли лепешки в тандыре (печи). Лепешка, шельпек – индикатор принадлежности казахов к миру мусульманского Востока, близости к цивилизациям Персии, Индии и т.д. Слово «нан» в казахском языке (перевод: хлеб) – персидское. Шельпеки изначально не имели в нашей традиции никакого религиозно-магического значения. В условиях нарастающей всеобщей бедности колониальной эпохи жареные лепешки были единственно доступным блюдом на дастархане казахов, почему и читали Коран над ними.
- Домбра (от «тамбура»/танбура, название музыкального инструмента, некогда широко распространившегося по всему миру от Индии и Персии до Руси), — двухструнный щипковый музыкальный инструмент у казахов, являющийся деградированным, упрощенным вариантом от его ранних прототипов, распространенных в Золотой Орде. Доказано существование в ранние, благополучные эпохи 8-струнных аналогов, также даже в нач. ХХ в. встречались у казахов 3-струнные домбры. Домбра Абая была трехструнная. Домбра/тамбура – также является индикатором культурно-цивилизационной принадлежности казахов к более широкой общности народов мусульманского Востока, Индии и Персии.
Итак, прежде всего мы наверное должны воспринимать визит Папы Римского в Казахстан в сентябре 2022 г. так, что к нам приезжал в гости аксакал (букв. с казахского и тюркского – «белобородый», т.е. старец) для участия в Съезде лидеров мировых и традиционных религий, а мы – как мусульманская гостеприимная, восточная нация солнечного Казахстана, уважающая почтенных людей, образно говоря, белые бороды и белые платки –должны были показать соответствующее отношение и уважение. И уже тем более если этот аксакал-Папа является известным и уважаемым в мире главой Церкви христиан-католиков, а еще и самостоятельным субъектом международного права, т.е. главой города-государства Ватикан. Помнится, в нашей истории когда-то великий хан Золотой Орды Султан Мухаммед-Узбек хан активно общался с католиками, переписывался с Папой Римским и т.д.
Иными словами, визит Главы Ватикана, вероятно был важен и значим с прежде всего с точки зрения текущей политики и международной конъюнктуры, для укрепления имиджа Казахстана и Центральной Азии. Конечно это так. Папа Франциск официально, исторически представляет и олицетворяет своей персоной Сообщество христиан Запада и многих стран мира (т.к. римско-католическая деноминация давно является мультикультурной, объединяющей людей из Африки, Азии и т.д.).
И, наконец, с точки зрения духовности и межрелигиозного диалога нельзя преуменьшать значимость посещения и, самое главное, акции благословения нашей страны устами современного Главы Христиан, т.е. именно духовно-символическое значение этого события. Обычно в католичестве благословение тесно связано с поручением человека и страны покровительству Святой Девы Марии – Мадонны.
К сожаленью, у нас в XXI веке как наукой, так и официальной религией утрачено образно-символическое или целостное мышление – с умением разгадывать скрытые тонкие вещи и закономерности за грубо-материальными физическими и вербальными проявлениями, внешними событиями, способность почувствовать глубинную духовно-психическую суть и смысл чего-то и кого-то, как говорили даосы и суфии, «пройдя сквозь форму»…
То есть попытаться понять то загадочное, возможно, даже знак Бога (в Коране «аятом», чудом и знаком от Бога называются и люди), что стоит «За» конкретным живым и смертным человеком (а он, что любопытно, может нам и не нравиться как личность, иметь свои человеческие недостатки); догадаться о той архетипической матрице, которая скрыта под покровом явленной индивидуальности, личности, данного физического лица и тела, голоса, видимых очертаний человеческих персон, как знаменитых, так и, может быть, простых «людей из народа». Оголтелый материализм и духовная слепота сковали и затмили глаза и уши людей, так что они даже не допускают мысли, что может быть нечто большее и духовно-символическое, стоящее за словами, деяниями, речами конкретных личностей, именно «за» (английское слово beyond — вне, выше, за пределами, по ту сторону и т.д.). Например, за Назарбаевым, за Папой Римским и т.д.
Итак, мы здесь хотим сказать, что так или иначе данным визитом, проведением молебна (святой мессы), ритуальными действиями со стороны Высшего Иерарха христиан, происходившими в центре Великой Степи, на земле Казахстана осенью 2022 г., вполне может быть, косвенно усилилась коллективная духовная энергетика, очистилась «аура» страны. Дело в том, что визит Папы Римского можно глубинно интерпретировать как символ подкрепления и благостного усиления на Казахской земле традиции великих монотеизмов (а это: Иудаизм, Христианство и Ислам), духовного кода Западных, Авраамитских религий, восходящих к великому праотцу Ибрахиму-Аврааму, любимцу Бога. Эти религии, помимо прочего, символизируют универсализм, динамизм, свободу, дух лидерства.
Святая месса Папы Римского и его визит, таким образом, объективно нейтрализуют и ослабляют вредную с точки зрения духовной перспективы казахской нации искусственную, рукотворную, по сути антимусульманскую и антиказахскую тенденцию из десятилетий постколониального хаоса (1991-2022) «перетягивания» нас в сторону зыбкого и темного «внутренне-азиатского» мира шаманистов, попытку бессознательно и сознательно втянуть нас в «тьму» лесов и тундр Алтая и Сибири, в идолопоклонство язычников и каннибалов, а также в смутное «колесо сансары» и хитросплетения восточных, неавраамитских религий… Данные религии (Восточной и Южной Азии) обычно ассоциируются со «спячкой», инертностью, многобожием, силой расово-биологических инстинктов, подавлением личности и свободной воли.
Далее, что весьма важно, именно Католичество, как известно всем нам, образованным людям, построено на марианском культе, почитании Девы Марии (Мадонна, Богородица), т.е. если говорить в терминах нашей казахско-мусульманской религиозно-культурной традиции, это – Әулие Мариям-Ана, святая Марийам (настоящее арамейское, семитское имя матери Иисуса звучало как Мирийам). В этой связи стоит обратить внимание на то, что на самом деле нашей Казахской религиозной традиции – вопреки измышлениям религиозных радикалов-салафитов или мулл-книжников, отнюдь не чуждо почитание (по казахски: «тагзым», это не обожествление) святых женщин-праведниц, как Биби Мариям (мать Иисуса, Иса пайгамбара), Биби Фатима (дочь Пророка Мухаммада), местные святые женщины, как Әулие Домла-Ана (искаженно: Домалак-ана, настоящее имя — Нуриля, мавзолей которой находится в южном Казахстане), Айша Биби (увековечена известным памятников в Таразе) и др.
С точки зрения местной исламо-суфийской традиции казахам издревле близко и всегда ласкает слух великое имя святой Девы Марии – Марийам-Ана, дочери Имрана, о которой наши предки знали из Священного Корана и околокоранических сакральных рассказов-апокрифов. Если к тому же принять некоторые положения суфийского тайноведения и мировой эзотерики, то окажется, что святые женщины на Небе оказываются взаимосвязаными между собой: образуя сонм ангелоподобных, светоносных небесных красавиц, их души и энергии в Космосе сливаются в могущественные эгрегоры (хранилища энергии, «аруахи»), чтобы вместе покровительствовать тем душам на земле, которые почитают Великое Женское Начало.
К примеру, если вспомнить знаменитые пророчества (откровения) Мадонны в истории католичества, случившиеся в ХХ столетии(их официально признала Католическая церковь), то любопытно, что дух Девы Марии был явлен детям-пастухам и верующим-католикам близ города Фатима в Португалии (в 1917 г. 13 мая). Имя города было дано во времена Кордовского халифата в честь местной мавританской (мусульманской) принцессы Фатимы, а, оно, в свою очередь, восходит к имени Фатимы, дочери Пророка (!)….
Случайно ли Марийам Ана была явлена в месте называемом Фатима?! Конечно, Всевышний Аллах знает лучше. Но мы все таки склонны верить в Благо и Спасение народов, в том числе на пути диалога Ислама и Христианства (а вообще, по большому счету, официальные иерархи конфессий не могут продвигать это дело. Такие глобальные инициативы Духовного Согласия обычно начинаются реформаторами и харизматическими движениями, в духе Нью-Эйдж. Но это другая тема…).
Так вот, как жаль, что вместо того, чтобы изучать и знать подобные тонкие параллели, духовные взаимодействия, провозглашать о действительно реальных и поразительных точках соприкосновениях между Исламом и Христианством, и при этом Казахстан представлять как страну этнических мусульман с настоящей верой в Единого Бога, с богатым религиозным сознанием, как народ, поднявшийся в своей истории на высоту мировых монотеизмов, еще с эпохи Шелкового пути знавших и Коран, и общие библейско-коранические персонажи, в том числе Иса пайгамбара (Христос) и святую Марийам-Ана – наши недалекие казахские чиновники-исламофобы и дипломаты-международники с помощью своих горе-экспертов и консультантов по религии и казахской культуре заготовили бедному Папе Франциску (по крайней мере, подкинули идею, информацию) духовно бессодержательные, «этнографические» рассуждения про …домбру и про «жеты шельпек».
Как будто мы – наивные дикари-язычники, которые жили в неведении относительно высоких религиозных традиций и откровений пророков, вне мировых потоков Духовности и Цивилизаций! А как был бы удивлен Глава католиков, если бы он услышал и узнал, что у казахов-мусульман издавна были красивые духовные имена для девочек, как Гульмария или Мариямгуль(Цветок Марии), Бибимария (Госпожа Мария), Нурмария (Свет Марии) и др. Или о том, что веками наши прабабушки безмерно чтили в народном исламе женских духов-покровительниц,прежде всего Биби Батиму/Фатиму (Би-Бәтима пірім), с которой связаны множество поверий, сакральных легенд, святынь и ритуалов?
Вместо этого Папа Римский уехал от нас с таким «знанием» от наших горе-советчиков и «экспертов», что Казахстан – некая tabula rasa («чистая доска») , страна наивных и несведущих шаманистов-номадов, жарящих какие-то лепешки, и бренчащих на «варварской» двухструнной домбре… Миллиарды тенге получают за такие «консультации» государству и международным организациям, в «борьбе против терроризма» наши лжеученые, лжерелигиоведы, лжепсихологи, лжеисторики… Ну, поделом им. Посмотрим, чем это закончится. Как бы нам этого не хотелось, но объективно наше государство, к сожаленью, многие зарубежные эксперты относят уже к ‘failed state‘, т.е. типу «неудавшееся государство». И это касается не только к экономики, но, как мы видим, и идеологии, культурной идентичности тоже.
Назира Нуртазина,
историк, религиовед.