Будущее Казахстана: ужасно или прекрасно?

10604
Adyrna.kz Telegram

В зависимости от того, кого вы читаете или слушаете, будущее Казахстана рисуется в той или иной степени мрачности, в зависимости от предпочтений автора. Кто-то ругает Казахстан за одно, кто-то за другое, но при этом никто, кажется, не видит «большой картины» и не понимает в целом того, что происходит, а пытается все обьяснить какими-либо «частностями».

«Ватники» – ностальгия по СССР

Одна из категорий таких критиков относится к условной группе «ватников». Это \люди, которые обьясняют все беды современного Казахстана развалом СССР и отходом от советских принципов и традиций. В их представлении все лучшее было «тогда» в «советском Раю», а наступлением 90-х и развал Союза они по сути сравнивают с «изгнанием из Рая».

Далее следует стандартный набор отчасти справедливых упреков в «проедании советского задела», «уничтожении систем образования и здравоохранения, оборонной промышленности и вооруженных сил», «свертывании индустрии», «падении роли культуры и искусства», и прочие грехи нашего времени. При этом, естественно, подразумевается, что за этим «развалом» стояли некие зловредные «прозападные» силы, которые разрушали наследие СССР в силу своего невежества либо из откровенного неприятия всего советского.
Конечно же, «ватники» видят спасение в восстановлении СССР, возврату к советским приоритетам и принципам построения общества. В их понимании «будущее – это советское прошлое» и только так.

«Западники» – несбыточные мечты о Свободе

Другая заметная категория наших критиков, это так называемые «западники». Начало «западничества» в РК идет с советских времен, когда молодые люди заслушивались «запретными плодами» Запада – музыкой «Битлз» и «Роллинг Стоунз» и прочих рок и поп музыкантов. Продаваемая в творчетсве этих групп идея «Свободы на западный манер» нашла живой отклик у части населения КССР, уставших от скучных советских будней.
На сегодняшний день «западники» уже породили новые поколения, которые уже не слушают «Битлз», но продолжают верить в идею Свободы.  В Казахстане им не нравятся диаметрально противоположные вещи, чем «ватникам». По мнению «западников» Казахстан недостаточно делает для «преодоления советского прошлого» с его рудиментами в системе образования, здравоохранения, социальной сферы, они жалуются здесь так и не наступили «гражданские свободы» и не возникло «гражданское общество», и так далее.
Спасиние они видят в максимально быстром отходе от советского наследия во всех проявлениях и ускорение прозападных реформ.
При этом следует отметить, что и вышеперечисленные два направления, и ряд других (исламизм, национализм, либерализм, и пр.) в целом неадекватно осознают реальную ситуацию и не понимают действительных причин текущего состояния. Поэтому и предлагаемые ими решения таковыми на самом деле не являются, потому что сам диагноз ими выставлен неправильно.

Что же происходит на самом деле в Казахстане?

Казахстан на самом деле не является особо уникальным в своем текущем состоянии. Наша страна лишь оказалась в потоке фундаментальных глобальных изменений, которые затрагивают все население земного шара.
Все Человечество сегодня столкнулось с громадными и беспрецендентными вызовами, такими как изменения климата, экологическая катастрофа, системный экономический кризис, старение населения наложившееся на перенаселенность планеты, деградация гражданских институтов (образования, здравоохранения, пенсии), кардинальные изменения в роли государства, пересмотр государственных границ, идеологические, социальные и технологические изменения, отсутствие уверенности в будущем, отсутствие внятных путей выхода из кризиса, и пр.

Происходит глобальный откат в прошлое, на позиции доиндустриального общества, когда все общество было поделено на классы, и вопиющее неравентство между ними носило системный характер. Все достижения 19-20 веков будут постепенно отменяться: 40-часовая рабочая неделя, пенсии, соцпакеты, право на образование, право на здоровье, право на работу, право на свободу, право на счастье – все это будет постепенно «отжато» у людей. Вернутся такие забытые казалось бы институты как рабство и крепостничество, и пр.

Настощее и будущие тренды – реальность.

В Казахстане все то же что и везде, но с учетом поправки на местные особенности. Дело в том, что истоки кризиса в Казахстане не связаны ни с «ватничеством», ни с «западничеством». Особенности глобального кризиса в Казахстане отличаются тем, что географически Казахстан в прошлом являлся частью Степного пояса Евразии. Это выражается в огромных пустующих пространствах, растянутых донельзя логистических и производственных цепочках, малой населенностью, засушливостью, неравномерностью природных условий, в резко-континентальном климате, и пр.
Прямо говоря: Казахстан в целом является малопригодной территорией для обитания больших масс людей и оседлой (индустриальной) цивилизации. Имено поэтому тут испокон веков не возникало сколько-либо значительное население. Даже при текущих 20+/- миллионах населения страны, сравнимых с пригородом крупного современного мегаполиса, население Казахстана на сегодняшний день является самым большим, чем оно был когда-либо в прошлом.
Самым главным отличием от прошлого, пожалуй, является открытие полезных ископаемых на территории Казахстана, которые миллионы лет ждали своего часа, чтобы быть использованными в 20-21 веке в производственных и индустриальных нуждах. Это и наша нефть, и различные металлы, и радиоактивные элементы, и прочие природные богатства.
Но в 21 веке реальность складывается так, что пользы от этих недр Казахстан особо не увидит. В отличие от СССР, где распределение общих благ было более справедливым, чем сегодня, и где в Казахстане даже существовало какое-то производство, при нынешнем мировом и региональном порядке Казахстану определена лишь роль «сырьевой добывающей республики». Согласно одного из алармистских прогнозов, в будущем все добывающие месторождения и сопутствующие им городки будут некими «островами благополучия», анклавами интересов иностранных государств, в которые местное население будет допускаться только после тщательного отбора и лишь на роль обслуживающего персонала. При этом все руководство будет осуществляться иностранным персоналом, а львиная доля прибылей уходить зарубеж мимо казахстанской казны. Лишь немногие избранные казахстанцы будут допущены к работе в эти зоны благополучия, а основная же масса населения навсегда окажется за бортом этого процесса.

При этом в будущем даже сама рентабельность существования этих островов-анклавов и то под вопросом. В связи с общими глобальными трендами (глокализация) и нарушением до-ковидных логистических схем, вполне возможно что часть казахстанских добывающих предприятий окажется нерентабельными и будет просто закрыта, и на смену им не придет ничего. Также продолжится и процесс «утечки лучших мозгов» зарубеж. Пока Казахстан еще в состоянии производить более-менее качественных специалистов, они будут пользоваться спросом зарубежом и им будет открыт зеленый корридор для трудовой иммиграции. Это своего рода еще один вид добычи полезных ресурсов развитыми странами из своих колоний и стран третьего мира. Но поскольку имено из-за утечки мозгов качество образованности человеческого материала в Казахстане будет неизбежно падать, а требования к кандидатам в развитых странах будут расти в противополжном направлении – на качество, то и этот корридор будет неизменно сужаться.
Также продолжится и угасание различных, как «ватниковских» так и «западнических» институций. Системы образования, здравоохранения, инфраструктура, социальные институты советского типа будут демонтированы, но пришедшие на их место институты западного образца так никогда и не будут полноценно достроены. В этом плане Казахстану не светит даже модель полноценного «периферийного (колониаьного) капитализма», просто потому что обеспечивать эту модель не хватит ресурсов и воли.

Помимо всего перечисленного, т.е. кризиса социального и инфраструктурного, а также всем известных экологических проблем, Казахстан находится на пороге циклических природных изменений, из которых самым влиятельным будет приближающаяся засуха, о которой все чаще говорят специалисты. Причем это будет не засуха короткого цикла, а полноценная многолетняя или десятилетняя (а возможно и вековая) засуха. Т.е., перефразируя знаменитую фразу из фильма и книги «Игра престолов»: «Засуха близко» (The Drought is coming).
Последствия засухи в Казахстане невозможно переоценить. При том что около 90-95% земель Казахстана уже давно выключены из обращения из-за засушливого климата страны, приход долгосрочной засухи на оставшиеся 5-10% земель означает почти полное угасание городской жизни, земледелия и производства на территории РК. При этом надеятся на импорт не стоит – в свете грядущих изменений в глобальной логистике, завоз товаров и продуктов в некоторые регионы нашей страны станет просто нерентабельным, и платить за это будет некому.

Чем хуже, тем лучше

И тем не менее, несмотря на все вышеописанные предстоящие Казахстану «ужасы», которые уже давно ни для кого не секрет, есть небольшая группа казахстанцев, которые смотрят на приближающееся будущее с оптимизмом. Они называют себя «Новые кочевники» (или, менее удачно - «НеоНомады»). Для них «откат от цивилизации ватников» и «недостижимость целей западников» не кажется трагедией и катастрофой, а лишь обычным циклическим явлением и возвратом Казахстана к «исторической норме».
Ведь Казахстан исторически всегда был похож на «тяжелый чемодан, полный драгоценностей, но без ручки», который очень охота унести с собой, но ноша оказывается непосильной. Основная, «степная» часть Казахстана никогда надолго не задерживалась в составе империй и чужих государств. Степь оказалась не по зубам Персидской империи, Искендер Зулькарнай (Александр Великий) не смог ее завоевать и повернул в Индию, не удержали ее ни монголы, ни Тимуриды, ни джунгары, ни даже Российская Империя и СССР. И сейчас зарубежные хозяева так же не удержат Казахстан - да они и пытаться не будут - вместо этого ограничась лишь созданием выгодных им «островов-анклавов».
Зато Казахстан в прошлом вполне себе процветал, когда здесь жили свободные автохтоны-кочевники: саки-усуни-канглы, гунны, древние тюрки, кыпчаки-кимаки, и конечно сами казахи. Тогда у них была собственная «геополитическая проектность» и «картинка будущего», и им не нужно было метаться, подобно современному Казахстану, пытаясь примкнуться к чужим геополитическим проектам.
Тем более, что в эти самые «чужие проекты» нас сегодня уже никто и не возьмет. Не смотря на страшилки вроде «нас завоюют с Севера» или «нас захватят с Востока» или «нас перехватят с Юга», на самом деле Казахстан в своем современном виде - «чемодан без ручки» - особо никому не нужен. Слишком дорого обходится его содержание, слишком огромная и неудобная это страна. Конечно, никто не откажется захватить нефтяные и прочие месторождения, но чтобы «брать на баланс» всю страну – нет, от нас сегодня умыли руки практически все «союзники».

Поэтому нам сегодня нужно не тратить время, рассуждая к кому из великих соседей приткнуться, и за кем нам плестись вслед, чтобы стало хорошо. Этот период закончился, мы больше никому не нужны и остались сами по себе. Больше нет смысла быть «про-российскими», «про-американскими», «про-западными», «про-китайскими», «про-исламскими» - это бесперспективное направление, которое засохнет само по себе в течение нескольких [десятков] лет. Имено поэтому нам сегодня нужен свой, «про-казахстанский» проект – настало это время.

Бронзовый Век 2.0.

На самом деле, для знающих и понимающих людей в современном состоянии Казахстана нет абсолютно ничего особенного. Казахстан просто возврашается в свое натуральное состояние, из которого его безуспешно (и, как теперь становится ясно, изначально бесперспективно) пытались втащить в «цивилизованный мир» соседние оседлые народы. Но они так никогда и не смогли понять «особый характер» и «свой исторический путь» этой огромной полупустынной территории.
Дело в том, что мы уже однажды проходили через это. И случилось это в позднем Бронзовом веке (2 тыс. до н.э.), когда здесь происходили очень похожие процессы: «Засуха была близко», городская и земледельческая жизнь сходила на нет. Жители тогдашних «мегаполисов» и городов бросали нетронутыми свои города и уходили жить в Степь, потому что имено там зарождалась новое прогрессивное явление, которое мы сегодня называем Евразийская Кочевая Цивилизация.
А Кочевая цивилизация действительно была на тот момент прогрессивной и передовой. Кочевники впервые освоили коневодство и скотоводство, и научились использовать коней и прочих животных как транспорт, что многократно увеличило их мобильность и производственные способности. Было изобретено колесо – одна из самых судьбоносных технологий Человечества. Были изобретены такие важнейшие «нательные технологии» как штаны, рубахи, верхняя и нижняя одежда, носки, сапоги, продвинутые степные головные уборы, и прочие вещи. Были изобретены мобильные жилища: юрты и кибитки-вагоны. Был изобретен конный лук и разработан комлекс «пять видов оружия», которые на тысячелетия вперед определили облик воинов и способы войны в Афро-ЕвроАзии.
Таким образом, Новые Кочевники видят свое будущее в светлых тонах, ведь имено засуха и упадок оседлой цивилизации в Бронзовом веке породили кочевую цивилизацию Евразии - и сегодня великое колесо истории заново циклично проходит эту точку. И точно также, как тогда, сыны и дочери Казахских Степей заново сбросят с себя ограничения старого мира, и запустят новый цикл Возрождения. И тогда все беды и недостатки сегодняшнего Казахстана вдруг обернутся огромными преимуществами и перспективами.
И перестанут быть проблемами и упадок экономики, и деградация общественных и государственных институций, и разложение логистических и производственных цепочек, и кризис в сфере образования и здравоохранения, ни инфраструктурные, технологические и социальные проблемы, и несоблюдение Прав человека, и Засуха, и прочие наши современные беды. Потому что Новые Кочевники, оказавшись (не по своей воле) на свободе от прежних обязательств и условий, создадут новую экономику, новую логистику, новые социальные институты, новую ифраструктуру, новые технологии, новые Права человека и новое общество.
Поэтому для Новый Кочевников чем хуже, тем лучше – все новые и старые проблемы на самом деле оказываются новыми возможностями. При этом у нас есть проверенный тысячелетиями исторических опыт решения аналогичных проблем.                                                                          (Продолжение следует)

Данияр БАЙДАРАЛИН,

Национальный портал "Адырна",

город Есик

Пікірлер