В светском Казахстане действуют законы шариата?!

9309
Adyrna.kz Telegram

В ЗКО 15-летняя девушка вступила в незаконный брак, по законам шариата, с гражданином, который по внешним признакам придерживается нетрадиционного религиозного течения. За последние годы казахстанцы сталкиваются с новыми социальными вызовами, ранее неизвестными негативными явлениями, связанными с ростом религиозности. В целом общественность имеет поверхностное представление о религиозной ситуации в Казахстане. Ведь религия захватывает не только умы казахстанцев, но и проникает в различные сферы жизни светского государства. Если процессы будут развиваться в таком темпе, то скоро законы светского государства не будут работать?

Брак с 15-летней девушкой по шариату

В мире обсуждают новые проекты Илона Маска, исследования генетиков, новые открытия ученых, будущее лазеров огромной мощности и другие прорывные проекты. В Казахстане обсуждают выступления по телевидению «салафитов», открытие новой мечети, похищения девушек согласно «древнему обычаю», проблему хиджаба и т.д. Потому что в политическую идеологию и науку мало кто верит, вот и приходится людям обсуждать вместо научных вопросов религиозные дела.

Мы потворствовали этому 28 лет, наломали «кучу дров», теперь опять «куча дров». Такая перспектива была понятна еще в лихие 90-ые годы, когда в школьных актовых залах (!) «Свидетели Иеговы» проводили свои собрания. Эта тема была актуальна и 12 лет тому назад, когда хотели принять новый закон о религии, но против принятия выступили правозащитники, «демократы» и т.д. Это было перед Саммитом ОБСЕ в Астане в 2010 году и закон не приняли.

Помню, известный правозащитник Евгений Жовтис говорил: зачем нужен закон – ведь терроризма нет. В конце 2008, начале 2009 года я написал в газетах серию статей о необходимости принятия нового закона о религии – слишком либеральный был закон от 1992 года, выступал в защиту традиционного ислама и культуры. В итоге закон приняли поздно – после известных «терактов».

В наше время отдельные имамы предлагали готовить петицию и собирать подписи в поддержку хиджабов в учебных заведениях. Уже не действуют разъяснения представителей ДУМК о том, что по канонам ислама голову покрывают не девочкам, а девушкам при достижении половой зрелости.

И вот последняя новость по этой теме. В Западно-Казахстанской области 15-летняя девушка вышла замуж за 29-летнего мужчину. Полиция сообщила, что 16 сентября девушка без вести пропала в Бурлинском районе – нашли ее уже в Уральске. Там она вступила в незаконный брак, по законам шариата, с гражданином, который по внешним признакам придерживается нетрадиционного религиозного течения.  

Брак был заключен без участия официальных представителей мечети, имамов и законных представителей несовершеннолетней. Помимо этого, «муж», прикрываясь фиктивным браком, вступил в половой контакт с несовершеннолетней 2005 года рождения. Несовершеннолетняя надела на себя паранджу и пыталась оборвать связи с родственниками.

Ему грозит уголовная ответственность по статье 122 УК РК «Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» (наказание в виде ограничения свободы сроком до пяти лет либо лишения свободы на тот же срок). Получается, молодые люди не знали или не хотели подчиняться законам светского государства?!

Однако, как выяснилось позже, во время следствия мать 15-летней девочки категорически отказалась от прохождения судебно-медицинских экспертиз, других биологических обследований и в отношении мужчины каких-либо претензий не имеет. Мужчина находится под подпиской о невыезде. В настоящее время девочка уехала домой в Жамбылскую область.

Теперь от решения суда светского государства зависит будущее сторонника (и других сторонников) законов шариата. Скорее всего, уголовное дело в отношении мужчины прекратят за примирением сторон. В последнее время подобные случаи участились. К тому же у нас законы либеральны в сексуальной сфере – страну накрыл девятый вал педофилии.

Ныне религия стала влиять на гендерные, семейные отношения. Наши имамы учили мужчин бить камчой своих жен, чтобы не оставлять следов, покрывать головы маленьких девочек, проводили обряд «неке кию» без официальной регистрации брака и т.д.

Ислам действительно разрешает бить жену в том случае, когда она ослушивается мужа и не повинуется ему без уважительной причины. Во многих мусульманских странах нет законов против бытового и сексуального насилия в отношении женщин. К этому движется и Казахстан?

Участились и разводы по исламским законам, когда муж дает развод жене одним только словом «талак» («развод»), и брошенная семья остается без алиментов, потому что не было официальной регистрации брака. По публикациям в СМИ, таким правом пользуются и сами имамы. От них не отстают и некоторые чиновники. Не говоря о заметном снижении уровня образования, науки, культуры, литературы. Такие тенденции будут усиливаться, если государство будет безучастным.

В СМИ писали, что набирают обороты элементы «священных браков» («бауырласу»): девушки выходят замуж за представителей радикальных течений ислама, затем их мужья, произнося слово «талак», разводятся с ними и передают их своим друзьям. После этого девушка снова выходит «замуж» и схема повторяется. В результате «боевая подруга» может родить детей, не зная от кого ребенок.

В мусульманском обществе женщина поставлена в неравноправное положение по сравнению с мужчиной. Согласно мусульманской традиции, жена полностью подчинена мужу. Основная роль женщины сводится к семье, воспроизводству потомства и уходу за детьми, в то время как роль мужчины заключена в финансовой поддержке семьи. Если женщина проявит желание, то она может получать образование, работать и т.д., но только с согласия опекуна.

Соответственно меняется место женщины в семье и обществе. Укутанная в длинное покрывало женщина не должна учиться в вузе, работать вместе с мужчинами, заниматься общественной работой, политикой, искусством и т.д. Как результат идеологической обработки – отъезд казашек с семьями или без семьи в Сирию, чтобы жить по законам шариата и халифата.

   Конкурс среди СМИ по религиозной тематике

Вызывает удивление, что в светском государстве духовные ценности безоговорочно были отданы только священнослужителям, религия чуть ли не заменила культуру и идеологию, а дома культуры, библиотеки, музеи закрывались или пришли в запустение – вместо них было открыто большое количество мечетей, церквей и храмов.

К тому же у нас пока мало научных исследований на эту тему, особенно аналитического характера, а также научно обоснованные прогнозы о будущей религиозной картине в стране. В светском государстве рост религиозности должен исследоваться, в том числе его влияние на уровень образования, науки, культуры, гендерного равенства и т.д.

Это очень актуальная тема, и она должна охватывать не только работу по предотвращению религиозного терроризма и экстремизма. Необходимы исследования влияния религии на различные сферы общественной жизни. И СМИ здесь играют важную роль.

С 2017 года акимат г. Алматы стал проводить конкурсы среди СМИ по актуальным вопросам в сфере религии. Это своевременная и нужная работа, и просветительская работа посредством СМИ – весомая и эффективная помощь в предупреждении и борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом.

В этом году общественный фонд «Social Development Center» (исполнительный директор Казтурганов Биржан, менеджер по связям с общественностью Бейбит Турабаев) провел конкурс среди журналистов и СМИ на лучшие материалы по актуальным вопросам религий, опубликованные в СМИ в период с 21 апреля по 21 октября 2020 года. Конкурс проводился в рамках государственного социального заказа Управления общественного развития г. Алматы.

Всего на конкурс поступило более 200 материалов на русском и казахском языках. Представленные работы освещают такие актуальные вопросы, как: разъяснение норм религиозного законодательства, межконфессиональное согласие и толерантность, опасность влияния деструктивных течений, профилактика и борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом и др.

Торжественная церемония награждения состоялась 5 ноября в отеле «Kazzhol Park Almaty», в зале «Эмба». Данное мероприятие было организовано Управлением по делам религий г. Алматы и общественным фондом «Social Development Center». Участие в конкурсе приняли журналисты местных и республиканских СМИ, работающие в Алматы, ученые-эксперты, независимые публицисты и блогеры. Состав жюри рассмотрел все заявки и отобрал семь победителей в заявленных номинациях:

1. Ануарбек Өмір в номинации «Лучший телевизионный жанр».

2. Нұрекешов Еркебұлан в номинации «Лучшая публицистическая статья на казахском языке в периодической печати».

3. Ельдесов Дастан в номинации «Лучшая публицистическая статья на русском языке в периодической печати».

4. Мұсахаев Әділет в номинации «Лучшая статья на казахском языке на интернет-ресурсе».

5. Информационное агентство «Информбюро» в номинации «Лучшая статья на русском языке на интернет-ресурсе».

6. Сатыбеков Жанибек в номинации «Лучший видеоролик в сети интернет».

7. Берикбаев Елнар в номинации «Самый активный блогер».

В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Управления по делам религий г. Алматы Ергали Кошеке и заведующая кафедрой религиоведения и культурологии КазНУ им. Аль-Фараби Айнур Курманалиева, которые вручили ценные подарки победителям конкурса.

Организаторы конкурса поблагодарили присутствующих за участие и отметили важность просветительской работы СМИ и блогеров в сфере религии. По их мнению, это весомый вклад в повышение религиозной грамотности населения, а также предупреждение и борьбу с религиозным экстремизмом и терроризмом.

Авторам лучших материалов вручили почетные дипломы и спортивные велосипеды «Axis». Также на конкурсе были предусмотрены десять поощрительных призов.

        Противодействие деструктивным религиозным течениям

О том, что у нас не всё благополучно в религиозной сфере, говорит такой факт: ежедневно 20-40 звонков поступало на «Горячую линию 114». Для помощи казахстанцам, которые попали под влияние деструктивных религиозных течений или оказались в трудной жизненной ситуации из-за проблем религиозного характера, запущен проект «Горячая линия 114». «Горячая линия 114» – это бесплатный колл-центр и чат-сайт, который консультирует всех желающих по любым вопросам о религии, а также предлагает психологическую и юридическую помощь для пострадавших.

К сожалению, с декабря 2019 года до августа текущего года линия никем не обслуживалась. С августа проект реализуется Общественным фондом «Social Development Center» в рамках государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства информации и общественного развития РК.

Все операторы горячей линии являются квалифицированными религиоведами и могут профессионально ответить на все вопросы, связанные с религией. В случае если вопрос требует узкого специалиста, оператор определит характер проблемы и свяжет обратившегося с теологом, психологом или юристом.

Консультации проводят опытные специалисты, в числе которых известный психолог, член Ассоциации психологов и психотерапевтов РК – Лола Шакимова; участник спецоперации «Жусан», теолог – Асланбек Тыныштыков; юрист, PhD доктор – Серикхан Адилгазы, а также эксперты в области религиоведения и исламоведения, теологи реабилитационных центров.

Действительно, деструктивные религиозные течения представляют угрозу общественной безопасности, институту брака и семьи, физическому и психическому здоровью человека. И долг СМИ и общественности – противостоять этой угрозе.

По данным Антитеррористического центра РК, по состоянию на конец 2019 года в Казахстане проживало свыше 20 тысяч последователей деструктивных религиозных идеологий.

И сейчас «чистый» ислам зашел уже в вузы и школы светского государства, появились преподаватели, придерживающиеся канонов «арабского» ислама, много защитников арабского хиджаба, салафитов, уже чаще звучат слова «по законам шариата должно быть так» и т.д.

В религиозной области накоплен значительный опыт человечества, да и немалый в самой Степи. Общеизвестна и основа государственной политики РК в этой сфере: развитие традиционной духовной культуры, а не импорт зарубежных верований и миссионеров, развитие образования, науки, идеологии и культуры, отделенной от религии, а также – поддержка нерадикального «степного» ислама.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ,

Национальный портал “Адырна” 

 

Пікірлер