В РК идет демонтаж наследия Назарбаева

1826
Adyrna.kz Telegram

Изоляция и одиночество президента К.Токаева особенно заметно проявились во время январских событий. Весь трагизм той ситуации «прозвучал» в нескольких словах, когда глава государства заявил, что «власть не падет» и «что бы ни было, я буду находиться в столице», будто «мятеж» был не в Алматы, а в столице и «мятежники» продвигались к резиденции президента.

          Изоляция президента К.Токаева

Это сейчас мы знаем, что бывший глава КНБ Карим Масимов предлагал президенту покинуть столицу, а руководители силовых структур попрятались, не говоря о членах правительства, акимах регионов. И пресловутую информацию о 20 тысячах террористов, о тяжелых боях возле Капчагая и т.д. тоже выдал КНБ.

Позиция пожизненного председательства Нурсултана Назарбаева в Совете безопасности сыграла роковую роль в январских событиях – силовые структуры отчасти были на стороне заговорщиков, отчасти держались нейтрально, выжидали, только небольшая часть силовиков пыталась защитить государственную власть и страну.

Возможно, митинги и забастовки во многих городах – дело рук КНБ, профильных ведомств и местных властей. Ведь кроме Алматы еще в 8 городах шли серьезные акции протеста, с попытками захвата акиматов и департаментов МВД и КНБ по схожему сценарию.

Достаточно сказать, что в некоторых городах нефтяники, шахтеры и т.д. утром поехали (пошли) на работу, а оттуда вышли на митинги. Вам это не кажется странным? Ведь по логике забастовщики не должны идти на работу, а сразу из дома – на площадь. В итоге напрашиваются два варианта ответа: рабочие поехали на работу, чтобы отпроситься на митинг, или само начальство или его подчиненные попросили выйти на митинг.

Конечно, среди рабочих могли быть активисты, которые сагитировали во время работы выйти на площадь, могли быть и провокаторы, тайные агенты и т.д. Тем не менее, идти на митинг или забастовку с ведома начальства, с рабочего места – это редкое явление, причины которого можно выяснить, если провести служебное расследование.

Возможно, в гражданские лица стреляли провокаторы из силовых структур или переодетые в полицейскую форму преступники, сторонники заговорщиков, когда президент дал приказ стрелять в вооруженных бандитов и террористов.

До января этого года Нурсултан Назарбаев фактически наделил второго президента лишь представительскими функциями как внутри страны, так и за рубежом, оставаясь во главе Совета безопасности и партии «Нур Отан». По сути, было два центра управления страной, что лишь вносило сумятицу и порождало бесконечные разговоры о двоевластии.

Не имея реальной власти, К.Токаев проработал вполсилы, без заметного результата. В итоге три года президентства прошли почти вхолостую – был даже саботаж со стороны высшего эшелона, олигархов. К примеру, президент уволил акима Шымкента, а он «всплыл» в другом месте: большинство кадров – «продукты» 30-летней коррупционной системы.

Можно даже предположить, что работу по «сдерживанию» реформ К.Токаева вели представители силовых структур и спецслужб, подчиненные первому президенту, а также отдельные высшие чиновники, что мешало формированию нового курса и новой элиты.

Властный дуумвират – основа конфликта

Лишь с 5 января 2022 года Касым-Жомарт Токаев, став председателем Совета безопасности, стал полноправным президентом РК де-факто и де-юре. Лишь с этого времени глава государства приобрел властные полномочия для выведения республики из системного кризиса. И страна, наконец, получила возможности выйти на путь поэтапных требуемых обществом реформ.

Перед своей отставкой первый президент заблаговременно принял ряд законов и изменений и дополнений в Конституцию страны, чтобы закрепить пожизненно отдельные посты, сохранить за собой возможность принятия ключевых решений, вмешательства в деятельность второго президента, который должен был согласовывать отдельные решения с Лидером нации, руководить страной под его контролем и т.д.

Властный дуумвират, который возник в 2019 году, породил сложную, неэффективную и громоздкую систему государственного управления. В частности, у действующего президента – «старое» правительство, Национальный совет общественного доверия (НСОД), отсутствие властных структур, а у «ушедшего» первого президента – силовые структуры и партия власти «Нур Отан».

Такое правление со временем привело к конфликту интересов если не самих президентов, то их поддерживающих элит. Оно способствовало обострению межклановых и межэлитных разборок на государственном уровне. Определенные элитные группы и конфликты были и раньше; у некоторых из них были свои полувооруженные силы, связанные в том числе с криминалом.

Из-за этого позиция Касым-Жомарта Токаева была двойственной, нестабильной и слабой. Поэтому с 2019 года действующий президент был занят лишь «косметическим ремонтом», когда «партия власти» – «не его», парламент – «не его» и т.д. Токаев оказался без поддержки, в известной мере – в изоляции. Поэтому он был вынужден обратиться к гражданскому обществу и создать НСОД, который не сравнится с парламентом, но всецело был его детищем.

Такая практика разрушилась лишь с начала январских событий, когда на кону была судьба страны, судьба независимости республики.

Демонтаж наследия Назарбаева

Поэтапно, без резких движений и популизма, грамотно, обдуманно Касым-Жомарт Токаев «демонтирует» «наследие» первого президента. Отменено пожизненное председательство Назарбаева в Совбезе и Ассамблее народа Казахстана. Также отменена норма, предусматривавшая согласование содержание законодательных инициатив с Назарбаевым. И из Конституции исключили пункт о статусе и полномочиях первого президента.

Здесь надо отметить, что президент Токаев «демонтирует» не только родственников и близких людей первого президента. Глава государства идет дальше этого. Чтобы не было «семейного клана» во власти, Токаев законодательно убрал саму возможность непотизма.

Самое обсуждаемое – это положение о том, что теперь близкие родственники президента не могут быть на политических постах и занимать высокие должности на госслужбе и в национальных компаниях. Это серьезный удар по непотизму. Тем более на фоне того, что было раньше, когда вся страна стала чуть ли не большим филиалом одной корпорации. Это четкий сигнал чиновникам. Борьбу с коррупцией нужно начинать с себя.

И, конечно, принципиально новый для Казахстана подход – внесен законодательный запрет президенту быть членом какой-либо партии в период нахождения на посту. Это предполагает равные возможности для всех партий, участвующих в выборах, чтобы в политической системе была справедливость и конкурентность.

Теперь понятие «партия власти» исчезло в политической жизни страны, и всё будет зависеть от самих партий, от их активности и доверия народа. Сумеют ли они получить мандат доверия избирателей, победят. Не сумеют – сами виноваты.

Естественно, изменения в первую очередь необходимы для законодательного и политического разрешения будущего устройства республики после полного ухода первого президента с его огромными полномочиями и привилегиями, что и решил референдум 5 июня.

Для выхода из политического, экономического, социального кризиса по Указу президента Касым-Жомарта Токаева в Казахстане провели республиканский референдум 5 июня 2022 года. Референдум, по словам президента, – это важнейший демократический институт, однако в Казахстане он в последний раз проходил в 1995 году, когда утверждалась действующая Конституция.

Референдум был важен тем, что среди предложений главы государства – переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным правительством, и подразумевало усиление высшей представительной ветви власти.

Принятие поправок сокращало полномочия президента и отразится на укреплении роли парламента и правительства. Например, глава государства уже не сможет отменять либо приостанавливать действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы

В стране формируется новая политическая модель, которую необходимо воспринимать как окончательный отход от суперпрезидентской модели правления, как логическое продолжение уже принятых конституционных изменений, как возможность создать новых условий для построения нового гражданского общества.

Такая новая модель президентства не даст возможности узурпировать государственную власть, создаст условия для появления новых креативных политиков, депутатов парламента, для повышения роли гражданского общества и т.д.

Это позволит в будущем модернизировать систему государственного управления, решить вопрос о главе исполнительной власти, исключит возможность для лоббирования интересов тех или иных политических и олигархических сил, которые могут привести в будущем к власти нового «Лидера нации».

                                              Дастан ЕЛЬДЕСОВ

Пікірлер