«Жаман үйдің қонағы билейді»/» В плохом доме хозяйничает гость»
(казахская пословица)
«Никуда не годится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще. Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм большой нации и национализм нации маленькой…Интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически. Кто не понял этого, тот не понял действительного пролетарского отношения к национальному вопросу…»
(В.И. Ленин, идеолог и основатель СССР)
Что нужно перво-наперво уяснить себе и учитывать властям РК, так сказать, зарубить себе на лбу, в комплексе государственных мер по урегулированию взаимоотношений массово прибывших «туристов»-мигрантов из РФ с местным населением? Конечно, мы – не дикари, и более того: культурные, добрые мусульмане, христиане, соседи, и дай Бог будет везде мир и согласие. Но дальше так: главным принципом должен быть абсолютно не противоречащий современному международному праву и теории национальной безопасности, да и здравому смыслу руководящий принцип: права, СВОБОДЫ, безопасность, моральные, материальные, трудовые и др. интересы своих граждан, своего государства, т.е. казахов и казахстанцев превыше всего и в приоритете!
А вовсе не продолжать использовать старый негласный принцип чиновников, органов безопасности, полицейских, жандармов и пр. Российской царской империи, СССР, КазССР и Первой Республики Казахстан (1991-2021) всегда решать возникшую проблему и кейс за счет ущемления представителя казахского этноса или в целом этой общности, указывая ему на его «место» открыто или манипулируя пресловутым «гостеприимством» (читай: стелиться перед гостем и иностранцем)! Та самая хорошо известная нам, характерная для казахов- коллаборационистов подлая, феодально-колониальная привычка в любой спорной ситуации перед «своим» распоясаться, запугивать, звереть и буйствовать (потому что он слабый, бедный и еще не знает свои права, законы, русский и тем более английский язык; «своим» можно «по-свойски» и пытки горячим утюгом экспериментировать, и харассмент и т.д.). Зато лишь завидев любого, даже самого замухрылого иностранца и чужеземца, особенно белой расы, надо по-колониальному поджать хвост, раболепствовать, поддакивать и заискивать, думая «как бы чего не вышло», «что скажут международные организации или другое государство, и «не обидятся ли бывшие господа или «белые» гости (еще: не лишусь ли я кресла, своих дивидендов, подачек с их барского стола).
Сознательно или бессознательно угождая Иностранцам и Иностранщине, цинично игнорировать то, что скажет/думает о том или ином факте, ситуации и событии Твой Собственный Народ, плоть от плоти, кровь от крови (пусть и бедный и слабый), плевать на то обстоятельство, проклинают/или довольны тобой предки-аруахи, спокойна ли твоя национальная честь – помимо того, что само по себе морально гадко, это еще и юридически преступно (хотя чиновники-хамелеоны на бумаге нигде не отражали это и все делали обычно шито-крыто). Да, если разобраться, такое двойственное отношение будет считаться дискриминацией, попранием справедливости, принципа равенства перед законом. Сверх того, это будет еще осуждаться в современном мире как проявление насилия к слабому, презрением к правам и свободам ущемлявшихся (в настоящем и в прошлом) этнических меньшинств, колонизованных народов – в угоду имперскому мышлению и неоимперским амбициям некогда управлявших ими сильных государств-метрополий и носителям такой идеологии.
Даже Ленин, который является авторитетом для совков на всем пространстве бывшего Советского Союза, если понять смысл приведенной нами в качестве эпиграфа его цитаты, учил советских руководителей дифференцированно, в данном случае с пониманием, мягко и сочувственно относиться к проявлениям «национализма» ранее угнетенного малого народа (на самом деле, речь идет просто о возвращении утраченных юридических прав и свобод), зато быть жестким и считать непростительным для великой нации слыть носителем и распространителем великодержавного шовинизма (хотя, конечно, Ленин был коварен и лукав, и реальные дела его часто не соответствовали теориям и заявлениям). Есть еще и такое высказывание Ленина: «В национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание». Если кто хочет уточнить, отсылаю к Полному Собранию сочинений Владимира Ильича Ленина (Ульянова).
…За годы своего учительства и научного руководства в университете с 1993 г. по настоящее время я обучила и воспитала тысячи учеников, это были студенты разных этнических корней (порой метисы), т.к. мне посчастливилось работать именно в сложных полиэтнических студенческих аудиториях, а не только общаться с моноэтническими казахскими группами. Слава Богу, получалось через обучение Истории Казахстана помогать им формировать и укреплять не показушную, но реальную казахстанскую идентичность, в которой Казахское действительно служит системообразующим и смыслообразующим ядром. Все они помнят и благодарят меня… Это к тому, что как учителя и ученые мы имеем основания заявить твердо: Молодежь Казахстана – несомненно, уже другая!
Молодые поколения РК не потерпят вашей (государство, тугослышащие чиновники и силовики, интеллектуальная «элита») двойной морали, в том числе попытки снова и снова делать козлом отпущения Казаха, решать все проблемы за счет манипуляции с коренным этносом, удобной привычки унижения и порабощения якобы непривередливых «аулбайских» казахов, притом не только в большой политике, но и на каждом шагу, в повседневной жизни…
А коллективные права казахской нации вовсе не сводятся к таким дешевым, отвлекающим приемам и акциям, типа разовых призов и подарков, использования харизматичных персон, артистов, Димаша, флешмобы на тему кочевников, фестивали баурсака и прочая ерунда. Что нужно Казахам по большому счету? Им нужны: 1) честная и объективная Информация о себе и мире, Адекватная Идеология, уважение к себе, своему языку, истории, этнической идентичности, религии 2) Равные юридические права и реальный доступ ко всем Материальным Благам и Богатствам этой земли и страны 3) Искоренение Бедности, адресная помощь нуждающимся, казахам-репатриантам, талантливым людям, жителям депрессивных аулов, жертвам экологических катастроф прошлых десятилетий 4) Хорошее Жилье, высокооплачиваемая Работа, качественное Образование, успешный Бизнес, продвижение в перспективных мегаполисах; 5) Экология, возможности Отдыха и реабилитации Здоровья.
Назира Нуртазина,
доктор исторических наук
Altyn-Orda.kz