Мир кардинально меняется за последнее десятилетие: мы являемся свидетелями слома целых политических, экономических систем, финансовых институтов, крушения и идеологических догм. С 2020 г. человечество живет не только в условиях гибридной, биологической, экономической войны, но и информационной, идеологической (нередко под религиозной риторикой). Это актуально и в контексте январской трагедии в Алматы, где на стороне заговорщиков были и многочисленные «салафиты», которые в свое время были под защитой КНБ.
Негативная роль толерантности и терпимости?
В нынешних условиях особенно страшной представляется «регрессия» духовных ценностей, бездуховная пирамида, на вершине которой стоят мировые господствующие силы. Одним из сильнейших их оружий и являются религиозные организации и секты, с помощью которых можно овладеть сознанием масс.
Наверное, функция государства не должна сводиться к тому, чтобы доводить этот негатив до его созревания и «нарыва» в виде социальных болезней, как религиозный экстремизм и фанатизм, межконфессиональный разлад, многочисленные жертвы сект, идеологический разброд и т.д.
В первые годы Независимости мы часто слышали о толерантности и терпимости казахов, духовном согласии в стране как основе стабильности.
Что такое толерантность? Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужим идеям, убеждениям, верованиям, образу жизни. Слова «толерантность», «терпимость» в Казахстане не знали до перестройки и распада Союза, и эти понятия под видом демократии вводились ЮНЕСКО.
Есть Декларация принципов терпимости, принятая в 1995 г. резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО, подписанная многими странами мира.
Декларация была призвана, в первую очередь, защитить от «дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития».
В частности, в Декларации говорилось: «Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями».
В итоге в некоторых европейских странах появились целые анклавы иммигрантов, беженцев, не подчиняющиеся законам и не думающие жить по законам новой родины, требуя уважения к правам меньшинств и т.д.
У нас же в годы независимости росло количество религиозных организаций и сект из-за рубежа. В итоге Казахстан подвергся небывалой идеологической и религиозной обработке. В стране создались благоприятные условия для появления духовной химеры, в которую окунулась молодежь, не знающая своих традиций, культуры, языка. Этому способствовали и принятые законы в начале 90-х гг., и некоторые особенности проводимой государственной политики, и коррупция, и слабость национальной культуры и др.
Например, в этот период в Казахстане начало стремительно расти количество Баптистских церквей. Согласно статистике, если в 1993 г. действовало 129 баптистских объединений, то в 2002 г. – 281, в 2007 г. – 290. На начало 2011 г. в Казахстане, по официальным данным, действовало 362 религиозных объединения и групп евангельских христиан-баптистов, при этом 48 из них не были зарегистрированы органами власти.
Особенно бурный рост отмечался среди нетрадиционных для Казахстана направлений, в основном пятидесятнических, пресвитерианских и харизматических общин, община сайентологов. Эти общины появились преимущественно в 90-ые гг. XX в. Многие из них были созданы иностранными миссионерами и получали, особенно в период становления, значительную помощь из-за рубежа.
Многие религиозные культы, пришедшие к нам извне, имеют мало общего с нашей духовной культурой и историей. Были или появятся новые религиозные организации и секты, вы должны их терпеть, а им это и нужно: толерантность не обязывает жить по законам РК, знать язык, историю, культуру, религию казахского народа, уважать его традиции. Об этом не говорилось в Декларации принципов терпимости.
Если в любой другой стране подчиняются ее Конституции, соответственно – знают государственный язык и уважают местные законы и обычаи, то к нам шли со своим уставом для создания автономии религиозных организаций. Поэтому необходимо принятие новых программ и законов, предусматривающих усиления светской государственной идеологии, знания государственного языка, истории, культуры казахского народа, в том числе и представителями религиозных организаций, их подчинение законам государства.
Как орудие идеологического и политического давления
Светскость соответствует уровню жизни. Иными словами, светский характер присущ многим развитым странам, кроме США, где религия и религиозные организации используются для политических целей как орудие идеологического и политического давления, в том числе за рубежом.
В 1998 г. США приняли закон «О международной свободе вероисповедания», позволяющий американцам вмешиваться (!) во внутренние дела любых государств, где понятие свободы совести несколько отличается от американского. Власти США не скрывают, что рассматривают религию исключительно как один из инструментов давления в своей внешней политике.
Акт о международной религиозной свободе (the International Religious Freedom Act, IRFA), принятый при президенте Билле Клинтоне, предусматривал создание при Госдепартаменте Отдела по вопросам международной религиозной свободы.
В его задачи входит предоставление Конгрессу ежегодного доклада о статусе свободы вероисповедания в мире, а также подготовку списка CPC, то есть перечня стран, которые эти свободы нарушают.
Госдепартамент может включить государство в перечень, если там будут зафиксированы систематические нарушения религиозных свобод.
Список CPC не только демонстрирует позицию США по религиозной политике тех или иных стран, но и является предпосылкой для принятия конкретных мер: как дипломатических (ноты протеста, сокращение совместных программ и проектов и т.д.), так и экономических – вплоть до введения санкций.
Поэтому нередко религиозные организации и секты в Казахстане имеют американское происхождение, недаром в вышеупомянутом списке нашей республики нет.
Посмотрите, как развернулась в нашей стране религиозная организация «Свидетели Иеговы». Уже к 2005 г. в Казахстане было свыше 32 тысяч последователей этой организации – больше, чем в России (в процентном соотношении), куда они проникли еще до революции. А ведь их совсем незначительное количество в европейских странах, где распространено протестанство, к которому относятся «Свидетели», и тем более в восточных, где чистоту веры соблюдают особенно строго.
Зато там, где местным верованиям и культуре не уделяется достаточного внимания, например, в Замбии, Анголе, островных государствах Тихого и Атлантического океанов, в некоторых странах Латинской Америки, то есть в экономически отсталых странах, Свидетели Иеговы чувствует себя вольготно.
В 34 странах деятельность Свидетелей Иеговы запрещена или сильно ограничена (Сингапур, Россия, Китай, КНДР, Узбекистан, Туркмения, Грузия, Таджикистан, Саудовская Аравия, Египет, Иран, Ирак и другие). Общее количество активных членов движения сейчас оценивается в 8,34 млн человек.
Как и следовало ожидать, за «Свидетелей» заступились Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и Госдеп США – это «их организация» как средство идеологической обработки граждан других стран.
Когда в соседних странах ввели запреты или ограничения, немало «Свидетелей» перебралось в нашу страну, где для их деятельности были неплохие условия.
Запреты Свидетелей Иеговы для своих последователей направлены на то, чтобы они не были гражданами данной страны. Например, запреты: служить в армии, помогать своему государству во время войны, участвовать в социальных реформах, принимать участие в любых национальных праздниках, приветствовать флаг, главу государства или другие национальные символы, поддерживать мирские связи, получать высшее образование (настоятельно не рекомендуется). Свидетели Иеговы не исполняют государственный гимн, не отдают честь флагу или гербу.
И здесь мы приходим к весьма неутешительному для нас выводу: толерантность фактически означает отказ народу в праве на его духовно-культурный суверенитет. Толерантность, навязанная в свое время нам Западом, является вирусом, разрушающим наши устои и традиции, которые были выработаны в течение многих столетий, доказавшие свою жизнеспособность и выдержавшие критику временем. Разве мы не имеем свою культуру, религию, традиции, обычаи, менталитет, язык?
Мировые игроки используют деструктивные организации
Мировые игроки нередко используют для своих целей религиозный антагонизм в других странах, деструктивные религиозные организации. Религиозные организации использовались в войне в Ливии, Сирии и в других странах.
В Афганистане за 20 лет войны кто-то боевиков поддерживал, обучал, давал оружие, деньги на оружие и т.д. И многие в мире обратили внимание на тот факт, что практически сами США «передали» им бесплатно оружие на 85 млрд долларов. Чтобы разные группы били друг друга и соседей из того же оружия?
Не надо забывать, что движение «Талибан» в свое время было создано усилиями ЦРУ и находилось под контролем пакистанской разведки.
Такая же ситуация с салафитами, которые были отмечены в «горячих точках».
Скорей всего, салафизм в Казахстан «зашел» через молодых людей, получивших религиозное образование в арабских странах. Например, в 2017 г. около 300 казахстанцев обучались в теологических учебных заведениях за рубежом. В основном это Египет и Саудовская Аравия.
Во всех этих странах (Саудовская Аравия, Египет, Афганистан, Пакистан и т.д.) есть свои религиозные противоречия, радикальные, экстремистские, оппозиционные течения ислама. Зачем они нужны нашим имамам, которые там получили образование?!
В нынешних реалиях, когда салафизм становится опасным дестабилизирующим фактором в самых разных уголках планеты, власти Саудовской Аравии, откуда в свое время направились в «халифат» ИГИЛ более 3000 боевиков, все чаще задумываются о пересмотре статус-кво. Ведь в этой стране существует салафитская оппозиция, и именно из нее идет поток добровольцев, отправляющихся воевать на стороне террористов по всему миру.
В Казахстане немало мечетей построено на деньги Саудовской Аравии и других арабских стран, во главе этих мечетей нередко имамы, получивших там религиозное образование, поэтому закономерно появление у нас салафитов, в том числе и в государственных структурах. Нельзя думать, что строительство мечетей и помощь со стороны арабских стран не несет религиозной зависимости. В социальных сетях писали, что в наших «салафитских» мечетях материально поощряли своих приверженцев, женщинам бесплатно раздавали хиджабы и т.д.
Посредством спонсирования строительства мечетей представители Саудовской Аравии и других арабских государств Персидского залива вносили свой вклад в распространение среди мусульман РК исламских идей, не являющихся общепринятыми у нас, казахские ответвления салафитов вроде даже получали прямую финансовую помощь из Саудовской Аравии.
Необходимо запретить салафитскую идеологию
По официальным данным, в Казахстане насчитывается около 15 тысяч приверженцев салафизма, по неофициальным данным, около 20 тысяч салафитов.
То, что традиционно у арабов, в том числе верование, язык, одежда, обычаи, не может быть таковым и в наших степях, в том числе и т.н. «чистый ислам», однако у нас это уже распространяется.
Необходимо развивать государственную идеологию на основе Конституции светского государства, традиционную культуру и духовность. Наши соседи в Узбекистане, Таджикистане, Татарстане и др. после многих лет идеологических дискуссий и борьбы в итоге пришли к идее защиты своего традиционного понимания ислама.
Ведь религия тесно связана не только с традиционной культурой, образом жизни, менталитетом, но и идеологией государства, которая в свою очередь связана с безопасностью страны. К примеру, Таджикистан, Узбекистан уже 10 лет назад запретили идеологию салафизма.
Практика «открытых дверей» для религиозных организаций в течение 20 лет показала пагубность такой политики. Пришло время ориентироваться на Конституцию страны с опорой на светский характер государства. Или мы сохраним свой традиционный «степной» ислам без фанатизма, или же страна окажется разделенной на «остров¬ки» сторонников различных исламских течений, а также сторонников религиозных организаций различного происхождения, которые могут быть использованы в своих целях мировыми державами, спецслужбами, террористами, местными «заговорщиками».
Январская трагедия показала, что КНБ РК использовал многие силы, в том числе радикальные группы в политических целях, для организации массовых беспорядков, для штурма зданий, грабежа магазинов, банков и т.д. В том числе произошло сращивание религиозного экстремизма со спецслужбами. С точки зрения обеспечения национальной безопасности Казахстана это сыграло очень опасную роль.
Задержание членов деструктивных религиозных течений может раскрыть карты «спящих ячеек» салафизма в Казахстане, о которых много говорили в свое время, например, после терактов в Актобе и Алматы в 2016 г., но всё осталось лишь разговорами.
В том числе и возможный запрет салафитской идеологии – во властных структурах РК было сильно лоббирование интересов «салафитов». Ведь даже после событий в Актобе не последовал запрет салафитской идеологии. Хотя за запрет выступили многие ведомства, депутаты, представители ДУМК, общественные деятели, журналисты и т.д. Но КНБ выступил против запрета.
Официально признано участие салафитов в кровавых событиях в Актобе в 2016 г.: теракты организовали «представители псевдорелигиозных течений» со спонсорами из-за рубежа, в нападении виноваты салафиты (ваххабиты) – последователи фундаменталистского ислама.
Суть запрета должна сводиться не к тому, чтобы начать охоту на салафитов и сажать в тюрьмы каждого, кто им является, а только лишь к тому, чтобы на основании признания салафитской идеологии экстремистской запретить ее пропаганду. Хотя реальных участников беспорядков, грабежей, убийств надо выявлять и сурово наказывать.
Поэтому речь должна идти не о запрете как таковом, а о запрете салафитской идеологии, запретить ее пропаганду, посредством которой количество салафитов растет каждый год, а также запретить обучаться салафизму наших имамов.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ