Миражи и потемкинские деревни Кумара Аксакалова.

1814
Adyrna.kz Telegram

О рабочей  поездке вице-премьера Ералы Тугжанова в СКО.

Официальный информационный ресурс Премьер-Министра  Республики  Казахстан опубликовал материалы  о визите Ералы Тугжанова в СКО.  Тугжанов занимал до недавнего времени кресло заместителя Премьер-Министра.

В своей рабочей поездке по СКО, Тугжанов  посетил села Астраханка и Полтавка.  Как сообщает сайт primeminister.kz,   Ералы Лукпанович встретился с прибывшими в сельскую местность семьями.  С 2016 года, в СКО переехало 11 тысяч граждан.  По данным руководства региона,  4,6 тысяч человек трудоспособные. 3,6 тысяч работают.

Отметим, что в прессе поездку Тугжанова осветили лишь с  радужной точки зрения. Создалось впечатление, что в регионе все прекрасно и нет никаких проблем. Тут вам и счастливые семьи, получающие гранты и кредиты на свое дело. И довольные крестьяне,  которые ни в чем не нуждаются.  И замечательные, реконструированные школы. Все это напоминает пропаганду в духе советского времени.

Журналисты привели мнение Фатимы Набиевой.  Она переехала в СКО из Мангистауской области. Работает врачом общей практики в местной врачебной амбулатории.

«Северный Казахстан принял меня радушно. Здесь комфортный климат и хорошие условия для проживания. Меня обеспечили жильем и работой. Дали все необходимые квоты», — рассказывает женщина.

Почему-то порталы не приводят мнение другого  жителя СКО.  Даурена Тилеубаева. Гражданин  переехал  в Северный Казахстан из Тараза.  Мужчина не смог найти работу. Ему не помогли даже в центре занятости.  И он не один такой.   Многие переселенцы жалуются на безработицу, и плохие жилищные условия.

« Уже три года как мы переехали. Работы нет. Мы говорили о своем положении с акимом. Ходили в центр занятости. Нам не ответили.  Все молчат. Никто не выходит на связь. Никто не спрашивает о нашем положении. Как нам выжить в таких условиях?», — спрашивает Тилеубаев.

В августе этого года на страницах портала Stan.kz  вышел материал «Нам осточертела безработица». Автор статьи отмечает, что программа переселения южан на север страны провалилась. Но, о проблеме безработицы и  низкокачественных жилых помещений руководство СКО тактично умалчивает, показывая вице-премьеру только выгодные стороны региона.

Бывшие южане разочарованы  программой «Енбек». Квалифицированные специалисты не могут найти работу по профессии.  Жительница села Покровка Макпал Токтанаева дипломированный юрист.  В СКО переехала в поисках лучшей жизни. Поверила программе переселения.

По специальности женщина работу не нашла. Ее супруг юрист-педагог был вынужден работать пастухом. Зарплата    его составила  49 тысяч тенге. И эти цифры неудивительны.  Год назад блогер Ташкинбаев  посвятил репортаж селу Мамлютка.  Жители села получают 42 тысячи тенге. С вычетами у них остается 37 тысяч тенге.

Как на них выжить, если одна машина дров стоит 45 тысяч тенге? Средняя зарплата по Мамлютке составляет 40-60 тысяч тенге. Вопрос, который волнует жителей сельской местности « Как прожить на эти деньги»? Даже в Петропавловске, большинство людей выше ста тысяч тенге не получают.

В Селе Каракога, находящемся на границе с Россией, средняя зарплата граждан 42  500 тенге.  Жители отмечают, что жизнь становится хуже.  Цены на все растут. Сельчане берут продукты в магазинах под запись, расплачиваются по частям.  Молодежь старается покинуть эти края.

Наши кандасы так же разочарованы условиями проживания в  СКО. Среди них бытует мнение, что Северный Казахстан место холодное и неприветливое. В  селе Сергеевка построили 45 домов для  казахов, вернувшихся на историческую Родину. Половина из них пустует, а остальная часть подлежит реконструкции.  Кандасы отмечают, что облицовка домов отваливается.  Кто-то топит печи, чтобы согреться в зимнее время.

За прошлый год 600 южан покинули  СКО.  Слава о регионе среди  них закрепилась дурная.  Предоставленные дома больше напоминают собой картонные коробки. В них холодно зимой.  Неуютно в дожди.  Кто-то ходит с тряпкой  по дому с утра до вечера, протирая скопившуюся воду.  Кто-то болеет из-за сырости.

Один из участников программы «Енбек» Булат Кужеков  рассказал о своем недовольстве региональной политикой.  Гражданину пришлось вернуться в родной Шымкент. Дом, выделенный ему в Тимирязевском районе, покрылся плесенью. Зимой пришлось ходить в куртке и шапке внутри помещения.  Он сравнил  дома, предоставленные южанам с сараями.

 

 

                    Цех на 9 человек.

Смешно было читать, что вице-премьеру показали мини-цех «ИП Жукенова», в  котором работает  9 человек.  Вот и все достижения акима Кумара Аксакалова, которыми он может похвастать перед вице-премьером, имея под рукой все необходимые инструменты по поддержке бизнеса. Но выхлоп нулевой.  Нет хороших результатов. Складывается такое впечатление у многих североказахстанцев, там проживающих.

Это называется забивать микроскопом гвозди.  Возникает вопрос, не нашлось ли  в СКО более крупных предприятий, которые можно было продемонстрировать Ералы Лукпановичу?

Почему-то власти  региона не показали Обуховский ГОК, вошедший в двадцатку крупнейших предприятий мира.  На ГОКе работает 250 человек. Технический персонал получает больше 200 тысяч тенге. Средняя зарплата за последние месяцы выросла  до 1000 долларов.

Сотрудники ГОКа ежемесячно получают надбавки и премии.  Новоиспеченным родителям полагаются денежные сертификаты. За одного ребенка миллион тенге. За двух – два миллиона. За трех-три.  Матерям новорожденных  оплачивают годовой декретный отпуск.

Предприятие поддерживает сельских жителей.  Оказывает помощь   студентам  грантами и стипендиями.  В планах у компании «Тиолайн» строительство яслей и детских садов.

Напомним, что предприниматель Ерик Азенов планировал запуск масштабного проекта в  СКО. Предприятие «Жаксы туз Петропавл» стало бы крупнейшим экспортером соли на постсоветском пространстве.  В регионе появилось бы 150 рабочих мест ( а не 9), годовая зарплата завода составила бы 900 000 долларов.  Компания готова была сотрудничать с властями. Платить до 60 % налогов.

Но, не тут-то было. В период с 2016  по 2019 год предприниматель обивал пороги акимата.   Ему отказывали в предоставлении земельного участка.  А позже забросали судебными исками.

И таких случаев, когда несправедливость торжествует в СКО, много. Они не укладываются в ту позитивную и радужную картину, которую нам хотят внушить руководители области.

 Айнур Абаева

Altyn-Orda.kz

Пікірлер