Автономию Башкортостана и Алаш Орды: борьба башкирского и казахского народов за национальное самоопределение

4498
Adyrna.kz Telegram

После свержения самодержавия в России развернулось широкое движение за самоопределение народов. Лидер башкирского национального движения Ахмет-Заки Валиди стал связующим звеном между башкирским и казахским народом и народами Туркестана. Он активно продвигал идею федеративного устройства России, против который выступали некоторые тюркские народы России, в частности казанские татары. Они предлагали ограничиться лишь национально-культурной автономией.

Судьбоносным моментом в национальном движении мусульманских народов стал Всероссийский мусульманский съезд, созванный  в мае 1917 года в Москве, где сторонники федерализма взяли верх над унитаристами. До съезда была проделана работа по мобилизации сторонников федерализма. Вот, что пишет Заки Валиди с своих воспоминаниях: «В Оренбурге я встретился с Алиханом Букейханом, назначенным незадолго до этого Тургайским губернатором, и еще кое с кем из казахской интеллигенции. Я склонил их к тому, чтобы они организовали выборы делегатов на московский мусульманский съезд»

Далее он пишет, что «Увенчались успехом наши старания добиться делегирования представителей казахского, киргизского и башкирского народов с учетом численности населения. Только из Башкортостана прибыло около 50 делегатов. Были представлены многие другие регионы. Ахмед Цаликов, Шакир Мухамедьяров, Гаяз Исхаки постарались вызвать из Казани людей сверх нормы представительства и надеялись, что они выступят против федерализма. Тем не менее, уже к началу съезда было ясно, что на нем будут преобладать сторонники идеи федерализма, поэтому мы чувствовали себя уверенно.

Алимардан-бей, Мухамад-Амин Расул-заде, Ягафар Саид-Ахмед из Крыма, казах Жиханшах Достмухаммед и другие федералисты выступили с такой основательностью и так убедительно, что большинство собравшихся склонилось в сторону федеративного устройства государства».

После московского съезда представители башкирского и казахского национальных движений приступили к непосредственной реализации идей национально-территориальной автономии. Они вели борьбу на самоопределение двух народов согласованно и сообща. Так, например, проведение 1-го Всебашкирского и 1-й Всеказахского съездов было назначены на июль месяц 1917 года в г. Оренбурге.

1-й Всебашкирский курултай состоялся в Оренбурге 20-27 июля, одновременно 21-28 июля  прошел 1-й Всеказахский съезд. Оба форума приняли решение о создании национально-территориальной автономии в рамках Российской демократической федерации.

Через месяц, 25-29 августа 1917 года  в Уфе  состоялся 2-й Всебашкирский курултай. На съезде рассматривались вопросы подготовке к выборам Всероссийскому учредительному собранию, выработки единого решения об управлении Башкортостаном.

На Всероссийском форуме должен был решиться вопрос государственного устройства России. Поэтому предстоящему Учредительному собранию национальные движения придавали очень важное значение. Однако в октябре 1917 года данный процесс был нарушен большевиками, которые свергли Временное правительство. Вместе с этим была ликвидирована легитимная центральная власть. Поэтому поводу в своем фармане № 1 к народу Башкирский центральный совет 11 ноября 1917 года писал, что «теперь нельзя и определить, кто в России является главой (властью) и кто подвластным, подданным». Понимая всю сложность ситуации, Башкирский совет принял решение на территории Башкортостана взять власть в свои руки. 15 ноября 1917 г. в Оренбурге, Башкирский центральный совет своим фарманом № 2 объявил автономию Башкортостана и приступил к ее реализации.

Центром башкирского национального движения в Оренбурге являлся Караван-Сарай, построенный башкирами в 19 веке и служивший штабом Башкирского иррегулярного войска. С первых дней национального движения башкиры требовали от Временного правительства возврата Караван-Сарая башкирскому народу, однако Правительство не спешило с этим. После свержения Временного правительства Башкирскому центральному совету удалось получить Караван-Сарай в свое распоряжение.

В этот сложный и судьбоносный период истории башкирские деятели рука об руку с казахскими деятелями шли к заветной мечте национально-территориальной автономии. Оба движения согласованно шли к реализации идей автономии. На декабрь месяц в Оренбурге был назначен 3-й Всебашкирский учредительный курултай и 2-й Всеказахский съезд. Оба форума проходили одновременно. С 8-го по 20 декабря 1917 г. в здании Караван-Сарая состоялся 3-й Всебашкирский учредительный курултай, на которым была утверждена автономия Башкортостана, объявленная 15 ноября 1917 года. Сформировано первое национальное правительство Башкортостана, резиденцией которого стал Караван-Сарай.

В это же время с 5 по 13 декабря в Оренбурге состоялся 2-й Всеказахский съезд, на котором была провозглашена автономия Алаш-Орды.

В июне 1918 г. Башкирское правительство приступило к формированию своих вооруженных сил. Был создан Штаб Башкирского войска – Башкирский военный совет, который  разработал мобилизационный план. Согласно  плану башкирские войска должны были составить отдельный корпус в составе двух пехотных дивизий. В мобилизационном плане также говорилось, что «Предполагается также, что некоторые киргизские части тоже войдут в состав Башкирской дивизии».

К сентябрю 1918 года Башкирскому правительству удалось создать в составе Народной армии Комуча Отдельный Башкирский корпус. Башкирский военный совет оказывал помощь в формировании казахских национальных частей автономии Алаш-Орды. В плане снабжения и организации. Опытные башкирские офицеры, прошедшие Первую мировую войну помогали создавать казахские части. Вот что пишет Заки Валиди: «Прибывший от казахов юрист Азимбек Беримжанов попросил нашей помощи для создаваемого ими в Тургайской губернии национального войска. Мы послали туда из офицеров Габдельхака Габитова и еще несколько человек. Они провели большую работу в городе Тургае, участвовали в формировании казахских национальных частей. Башкирское войсковое управление снабжало их военным снаряжением и оружием. Вооружение, предназначенное Самарским правительством для казахских войск, также проходило через нас. Мы собирались создать башкирско-казахский корпус и назначить его командующим генерала Ишбулатова».

Башкирский генерал царской армии Хажиахмет Ишбулатов в сентябре 1918 года был назначен командующим Отдельным Башкирским корпусом. Заки Валиди планировал Башкирский корпус в дальнейшим развернуть в Башкирско-казахский корпус, включить в состав корпуса казахские национальные части.

29 августа 1918 года председатель Тургайского областного отдела Алаш-Орды написал в Башкирский военный совет (Штаб Башкирского войска) следующее письмо  «Областной отдел Алаш-Орды покорнейше просит Башкирский военный совет командировать в распоряжение Уполномоченного Отдела Алаш-Орды ИСПУЛОВА, выезжающего завтра в г. Самару за получением винтовок и снарядов для киргизской армии человек 10 солдат для охраны поезда с вооружением».

Солдаты башкирской армии обеспечивали охрану и перевозку вооружения для казахских национальных частей, переданных Народной армией Комуча. По приказу Башкирского военного совета в начале сентября 1919 г. бывший командир 1-го Башкирского пехотного полка поручик Х. Туймакаев, имевший за плечами большой формирования полка был командирован в Казахстан для организации казахских частей. Известно, что также в формировании казахских частей участвовали башкирские офицеры, как, бывший командир 2-го Башкирского пехотного полка подпоручик Г. Габитов,  начальник Караван-Сарайской комендантской роты Башкирского правительства прапорщик Т. Алиев  и другие.

Тесная связь между двумя автономиями сохранилось после перехода на сторону Советской власти. Башкирское правительство в марте 1919 г. подписало Соглашение с центральной советской властью о признании автономии Башкортостана. Башкирские войска получили статус отдельной Башкирской Красной Армии. Башкирские военный комиссариат права окружного комиссариата. Военный комиссар Башкирской Советской Республики в 1919 г. предлагал Реввоенсовету РСФСР  создать Башкирско-казахских военный округ и создать объединенную башкирско-казахскую армию. Но все эти проекты Реввоенсоветом РСФСР были отклонены.

Два народа, башкирский и казахский в своих стремлениях и идеалах были солидарны, в отличие башкир с татарами. В борьбе за национальную самостоятельность башкиры и казахи шли вместе, помогали друг другу в стремлении обрести автономию. Недаром выдающийся казахский писатель, участник казахского национального движения Мухтар Ауэзов дал высокую оценку башкирскому национальному движению, заявив: «В той поре кромешной тьмы Башкортостан казался нам северным сиянием».


Азат Шакирьянович Ярмуллин,

Начальник отдела Национального архива

Республики Башкортостан,

автор книги «У истоков Башкирской республики».

 

 

 

Пікірлер