В интервью Азаттыку специалист в области международного права Есбол Омиржанов рассказал о притеснениях этнических казахов в Китае и миграции китайских казахов.
Азаттык: В Китае, по официальным данным, живет около полутора миллионов этнических казахов. Это самая крупная казахская община за рубежом. Между тем переселенцы из Китая составляют всего 12 процентов от общего числа репатриантов, вернувшихся в Казахстан с 1991 года. Почему процесс переселения китайских казахов в Казахстан идет медленным темпом?
Есбол Омиржанов: Действительность показала, что из соседнего Китая в Казахстан этнические казахи переезжают в очень малом количестве. Можно сказать о нескольких причинах. Китайских казахов мы разделяем на две категории. К первой категории относятся потомки казахов, которые в свое время по разным причинам, в том числе в результате различных гонений и репрессий, были вынуждены переселиться из Казахстана в Китай. Ко второй категории относятся те, кто издавна жил там на своей исторической родине. Все они компактно проживают в трех регионах Или-Казахского автономного округа. Известно, что эти территории остались по другую сторону границы, когда Китай и Россия проводили линию границы еще при царской власти. По этой причине казахам, которые с давних времен проживают на земле своих предков, сложно срываться с родных мест и переезжать. Они живут на земле своих предков, и Казахстан для них - чужая страна. Вместе с тем в качестве одной из причин можно назвать многочисленные недостатки в государственной миграционной политике.
Азаттык: Какие это недостатки?
Есбол Омиржанов: После провозглашения Казахстаном независимости президент Нурсултан Назарбаев пригласил проживающих за границей сородичей в страну. Однако на тот момент не были продуманы механизмы по привлечению их в страну, их расселению, дальнейшей адаптации. К примеру, сам комитет миграции вначале входил в структуру министерства труда и социальной защиты. Затем он перешел в подчинение министерства внутренних дел. Позднее снова перешел в структуру министерства труда. То есть он всё время существовал как небольшой комитет в составе министерств. Не было разработано ни одной конкретной программы по возвращению в страну репатриантов. В Узбекистан, Россию, Монголию, Китай и Туркменистан, где проживает наибольшее количество казахов, никто не ездил и не проводил агитацию по их возвращению в Казахстан, не брались за работу по их расселению с учетом местных особенностей. Казахстан занимался лишь вопросами размещения переехавших казахов. Кроме этого, существование таких препон, как требование казахстанской стороной справки о несудимости (особенно это касается казахов Китая), разговоры после Жанаозенских событий, когда прозвучали заявления, что «протестовали оралманы», отрицательно сказались на желании переезжать в Казахстан. Сейчас, когда Казахстан отменил все барьеры для приезда зарубежных казахов, правительство Китая стало чинить препятствия казахам, желающим переехать сюда.
Азаттык: Процесс миграции китайских казахов идет медленно, и вы связываете это с тем, что они живут на земле предков. Однако, как известно, казахи Узбекистана, в частности Каракалпакстана, также жили на своих исконных землях. Однако доля их миграции составляет 67 процентов. Фактор «земли предков», по-видимому, не является главным фактором?
Есбол Омиржанов: Здесь главная проблема заключается в социальном положении. Между казахами, проживающими в Китае и Узбекистане, существует большая социальная разница. Потому что после обретения Узбекистаном независимости местные казахи пережили экономический кризис. Социальное положение было низким. К тому же там открыто и интенсивно проводили политику «узбекизации». К тому же массовому переселению казахов Каракалпакстана в Казахстан способствовала экологическая катастрофа, связанная с высыханием Аральского моря. Между тем в Китае ситуация была совершенно другой. Когда в Казахстане начали проводить политику по миграции, [в Китае] никаких притеснений не было. Только недавно начали поднимать вопрос о закрытии казахских школ. [Прежде] социальное положение казахов в Китае было лучше, чем у казахов в Казахстане. Здесь я бы хотел отметить, что социальное положение зарубежных казахов за границей способствует их переселению в Казахстан.
Азаттык: На протяжении долгих лет китайские казахи с политической точки зрения жили вполне благополучно. Однако с января 2017 года всё чаще поступают сообщения о притеснениях, арестах, гибели в тюрьмах. В чем основная причина внезапных притеснений, которым стали подвергаться китайские казахи?
Китай обвинили в создании «центров перевоспитания» для казахского меньшинства (декабрь 2017 года):
Есбол Омиржанов: Главная причина заключается в изменении внутренней политики Китая. Новый председатель Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин на повестку дня вынес такие вопросы, как сохранение внутренней целостности, новый подход к борьбе с экстремизмом и терроризмом. В результате ведется работа по политической зачистке среди этнических казахов.
Азаттык: Получается, что арестованные в Китае казахи имеют отношение к терроризму и экстремизму?
Есбол Омиржанов: Основная причина арестов местных казахов связана с вопросами вероисповедания. Конечно, Конституция Китая разрешает исповедовать религию. Однако, во избежание развития экстремистской направленности религии и в соответствии с новой политикой современного Китая, всё находится под строгим контролем. По данным некоторых СМИ, среди китайских казахов получили распространение разные течения ислама. Имели место случаи, когда представители распространяющих влияние в Казахстане радикальных направлений ислама ездили в Китай и пропагандировали эти направления среди местных казахов. Сейчас все эти вопросы взяты под строгий контроль, власти выясняют, кто придерживается радикального направления ислама и кто стал приверженцем исламистской идеологии, и всех их переводят в центры политического воспитания. Между тем сами китайцы новую позицию Си Цзиньпина сравнивают с культурной революцией Мао Цзэдуна. Здесь приоритет отдается не экономике, а внутренней целостности. Одним словом, стоит вопрос единства народов. Можно сказать, что Китай проводит политику ассимиляции национальных меньшинств, основанную на китайской идеологии.
Стоит вопрос единства народов. Можно сказать, что Китай проводит политику ассимиляции национальных меньшинств, основанную на китайской идеологии.
Азаттык: Преследование казахов в Китае вы связываете с религией. Однако некоторые казахи, которые уже перевезли в Казахстан свои семьи, детей и сами являются гражданами этой страны, были задержаны в Китае, когда поехали туда навестить родственников. Между тем это простые люди, пасут овец в горах или занимаются тяжелым физическим трудом и не имеют никакого отношения к религии. У некоторых из них отобрали документы и запретили возвращаться в Казахстан. Мы нашли не одну, а несколько таких семей. Среди них есть даже те, кто получил гражданство Казахстана, но не могут вернуться из Китая. Подобная ситуация, когда семья разделена на две части, разве не противоречит международному праву? Насколько Китай признаёт международные конвенции о правах и свободах человека»
Есбол Омиржанов: Всеобщая декларация прав человека была принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. На основе этой декларации были приняты десятки конвенций. Однако реализация этих конвенций зависит от их ратификации государством. Между тем в Китае и прежде имели место многочисленные случаи нарушения прав человека. Многие международные организации, работающие в Китае, составляют ежегодные доклады и высказывают замечания и рекомендации в связи с соблюдением прав человека. Однако это никогда не влияло на власти Китая. Поскольку Китай подписал конвенции о правах человека, однако многие из них так и не ратифицировал.
Азаттык: Власти Казахстана часто говорят, что Китай является экономическим партнером и мирным соседом. Может ли Казахстан решить с мирным соседом проблемы казахов в Китае?
Есбол Омиржанов: Казахстан является членом международных организаций, Организации Объединенных Наций и ратифицировал все международные конвенции о правах человека. Однако, когда дело касается внутренних дел Китая, мы обращаемся к международному праву. Международное право касается основных принципов, регулирующих межгосударственные отношения. Одним из принципов является невмешательство одного государства в дела другого. То есть вмешательство Казахстана во внутренние дела Китая противоречит международным конвенциям. Однако это не означает, что проблемы китайских казахов не будут решены. Существуют и другие механизмы их решения.
Азаттык: Какие это механизмы?
Есбол Омиржанов: Сведения с приведением конкретных доказательств нарушений прав человека должны быть переведены не только на казахский, но и на русский и английский языки и представлены вниманию международных организаций. И это могут сделать только казахи, проживающие в Казахстане. Потому что сейчас казахи Китая находятся под жестким контролем. Во-вторых, в советское время были подписаны большие межправительственные соглашения в 1950 и в 1962 году, благодаря которым казахи, проживающие в Китае, получили возможность вернуться сюда. И сейчас этого можно добиться. Для этого институты гражданского общества, политические партии и организации могут поднять эти вопросы и привлечь внимание властей. Публикаций в СМИ недостаточно. Можно призвать власти к решению проблемы китайских казахов, проводя мирные митинги, одиночные пикеты.
Азаттык: Спасибо за интервью.