19 марта в Казахстане состоялись выборы депутатов Мажилиса (нижняя палата парламента) и маслихатов (местных представительных органов). О проведении одного из главных событий политической жизни Казахстана в 2023 году пишет Сильвия Болтук — управляющий директор партнёра портала «Каспийский вестник», итальянской аналитической платформы «Special Eurasia». Автор входит в группу международных наблюдателей, находящихся сегодня в Казахстане.
Парламентские выборы в Казахстане могли бы придать стабильность стране и завершить процесс реформ, начатый в прошлом году, направленный на обеспечение внутренней безопасности, поддержку правительства и президента, а также успокоение инвесторов на внутреннем рынке Казахстана.
Досрочные выборы Мажилиса и Маслихатов прошли в Казахстане сегодня, в воскресенье, 19 марта 2023 года, в рамках национальной реформы, которая началась после преодоления внутриполитического кризиса, с которым центральноазиатской стране пришлось столкнуться в январе 2022 года.
Эти выборы можно рассматривать как последний решающий шаг в процессе реформ и обновления, начатом в Центральноазиатской республике уже в марте 2022 года, когда президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил о внесении изменений в Конституцию с целью предоставления большей власти парламенту, сокращения полномочий президента и обеспечения более широкого участия во внутренней политике. Конституционный референдум в июне 2022 года санкционировал внесение поправок в Конституцию, в то время как досрочные президентские выборы в ноябре 2022 года подтвердили лидерство Токаева.
Таким образом, парламентские выборы завершают процесс, целью которого является не только предоставление ответов гражданам Казахстана на изменение курса, инициированное правительством для того, чтобы окончательно закрыть главу, связанную с советским прошлым и первыми годами независимости, но также позволят Астане убедить инвесторов в национальной устойчивости и важности внутреннего рынка Казахстана, целью которого является приветствие и привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Члены ШОС наблюдали за избирательным процессом
19 марта 2023 года во время предварительного брифинга в Центре содействия международным наблюдателям в Астане представители ШОС рассказали о своем опыте наблюдения за парламентскими выборами. Заместитель Генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества Григорий Логвинов подчеркнул, что деятельность наблюдателя при ШОС руководствуется уставом организации и одним из ее главных принципов является невмешательство во внутренние дела других стран, а также признание права народа на суверенный независимый выбор. Далее он заявил, что их миссия не заключается в оценке избирательной модели страны или повестки дня политических партий. По словам Логвинова, общее впечатление было положительным. Он отметил, что избиратели моложе, чем в прошлом, и что это придаст импульс процессу перемен, вспомнив доктрину президента Токаева о «Новом Казахстане».
Геннадий Семигин, лидер национальной партии «Патриоты России», депутат Государственной Думы РФ, подчеркнул политическое соперничество, особенно кандидатов-самовыдвиженцев. Он выразил надежду, что политические силы примут любые результаты с достоинством, избегая конфликтов.
Представители избирательной комиссии Кыргызстана, входящие в наблюдательную миссию ШОС, подтвердили, что процесс голосования был осуществлен в соответствии с казахстанским и международным правом.
Политика Казахстана в условиях глобального кризиса
Отвечая на вопрос о протестах в январе 2022 года во время встречи с иностранной прессой, заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан Роман Василенко объяснил, что существует серьезная угроза, и страну необходимо стабилизировать, чтобы иметь возможность работать над реформами и добиваться изменений традиционными способами, такими как референдумы и выборы. Он неоднократно подчеркивал, что это обязательство участвовать в процессе, который, по замыслу правительства, должен приблизить Казахстан к демократии.
Кроме того, министр объяснил уникальные характеристики государства, которые привели к выбору не присоединяться к международным санкциям в отношении России. Он напомнил об общем прошлом и о том, как все страны постсоветского пространства вместе победили нацистов. Что касается сегодняшнего дня, он подчеркнул, что Россия и Казахстан имеют самую протяженную общую границу в мире и что Москва является ведущим торговым партнером Астаны: присоединение к санкциям вызовет серьезный шок в казахстанской экономике. Он также добавил, что Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в основном проходит через Россию и что эта инфраструктура является ключевым маршрутом для трех казахстанских нефтяных месторождений: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Важность этого трубопровода подтолкнула США исключить его из своего запрета на поставки российской нефти и газа. Тем не менее, Астана будет уважать международные санкции.
Наконец, он подтвердил, что Казахстан проводит многовекторную политику: Россия является историческим естественным партнером, Китай является одним из основных союзников, и Астана стремится расширять сотрудничество с Пекином. США и Европа также являются желанными партнерами для реального и будущего сотрудничества.
Парламентские выборы и национальная экономика
Являясь крупнейшей экономикой Центральной Азии, Казахстан привлекает иностранные инвестиции и предпринимателей благодаря своим природным ресурсам, включая богатые полезные ископаемые, углеводороды и редкоземельные металлы.
Инвестиционные возможности Казахстана и инфраструктурные проекты привлекали иностранных инвесторов с момента распада Советского Союза в 1990-х годах. Однако в настоящее время, в международном контексте, отмеченном столкновением между Западом и Россией из-за украинского конфликта и китайско-американской конкуренцией в Азиатско-Тихоокеанском регионе, такая страна, как Казахстан, приобретает еще большее значение как узел газо- и нефтепроводов и путей сообщения, по которым перемещаются товары.
Расположенный в рамках инициативы «Пояс и путь» (также известной как Новый Шелковый путь) и важный партнер Евразийского экономического союза, рынок которого насчитывает более 180 миллионов потребителей, Казахстан является одной из центральноазиатских республик, чей потенциал, если его использовать, принесет пользу не только внутреннему социально-экономическому росту, но и гарантирует расширение и диверсификацию регионального и международного рынка и торговли.
С этой точки зрения можно контекстуализировать парламентские выборы, которые показывают, что бывшая советская страна движется к демократическому процессу, реформам и модернизации, которые делают ее одним из самых интересных коммерческих и политических партнеров для Запада, благодаря ее экономическому потенциалу и огромным природным ресурсам. В глобализированном мире, где Китай контролирует 80% поставок редкоземельных элементов, что является фактором, порождающим зависимость Запада от Пекина, Казахстан, следовательно, мог бы стать ценным партнером для Европы и Соединенных Штатов и способствовать диверсификации поставок и рынка.
Эти заявления подтверждаются данными о минеральных ресурсах, имеющихся в распоряжении Казахстана, страны, которая занимает первое место в мире по запасам хрома, на втором месте по урану, к которым можно добавить запасы марганца, свинца, цинка, золота, железа и меди. Не только промышленный и горнодобывающий сектор, но и сельскохозяйственный сектор обладает интересным потенциалом благодаря 220 миллионам доступных сельскохозяйственных угодий и 180 миллионам гектаров, предназначенных для разведения овец. Государственные стимулы, установленные правительством Казахстана для привлечения инвесторов в этот сектор, зависят от возврата инвестиций в размере 15%-20% на строительство и расширение производства и продажу техники для реализации проектов в агропромышленном комплексе.
Агропромышленный комплекс, который планирует к 2025 году, согласно национальной стратегии развития, увеличиться в 2,5 раза, может поставлять основные продукты питания за счет внутреннего производства, удвоить экспорт за счет увеличения доли переработанной продукции до 70% и развивать систему орошения для эффективного использования водных ресурсов.
Согласно данным, предоставленным Министерством национальной экономики Казахстана, с 1991 года казахстанское государство привлекло 411 миллиардов долларов иностранных инвестиций, особенно из Нидерландов (90,3 миллиарда), Соединенных Штатов (42,3 миллиарда), Швейцарии (30,7 миллиарда), Китая (19,9 миллиарда) и России (15,8 миллиарда). За ними следуют Франция, Бельгия, Великобритания, Южная Корея и Япония. Объем ПИИ, зафиксированный с 2016 года по сегодняшний день в размере от 17 до 24 миллиардов долларов в год, сделал Казахстан центральноазиатской республикой, получившей наибольшее количество инвестиций, демонстрируя привлекательность и возможности, которые предлагает казахстанская территория.
Фактически, если посмотреть на рейтинг Всемирного банка Doing Business 2020, Казахстан с общим количеством 79,6 баллов занял 25-е место в мире с очень положительными показателями с точки зрения простоты открытия бизнеса (94,4 балла) или защиты и гарантий мелких инвесторов (84 балла и 7-я позиция в рейтинге). мир). Данные, которые подкрепляются 43-й позицией Казахстана в Мировом индексе конкурентоспособности (1-я позиция среди стран СНГ), 28-й позицией в Глобальном индексе развития электронного правительства и первой позицией по данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) в отношении роста ПИИ между странами с переходной экономикой и континентальные страны (данные за 2021 год).
Какое будущее ждет Казахстан после выборов?
Выборы в Мажилис и маслихаты, очевидно, важны для внутренней политики Казахстана, поскольку они могли бы подтвердить лидерство в правительстве партии «Аманат», которую до апреля 2022 года возглавлял нынешний президент Касым-Жомарт Токаев.
Утверждение Аманата гарантировало бы прочную политическую и избирательную основу для правительства Казахстана и национального руководства для продолжения политики реформ, направленной на то, чтобы дать жизнь новому курсу в стране, которая оторвана от советского прошлого или от старой системы, более тесно связанной с фигурой бывшего президента Нурсултана Назарбаева. Таким образом, парламент и президент могли бы направить Центральноазиатскую республику к «новому Казахстану», который во внешней политике, похоже, больше ориентирован на проведение сбалансированной политики между Россией, Китаем и Соединенными Штатами и открыт для диалога с Европейским союзом, монархиями Персидского залива, а также для поддержки Организации турецких государств.
С экономической и инвестиционной точки зрения выборы могли бы подтвердить возобновление внутриполитической стабильности и заверить инвесторов в стабильности казахстанского рынка, необходимых элементах для привлечения новых инвестиций, диверсификации национальной экономики и продолжения инфраструктурных работ, направленных на улучшение социально-экономического положения страны.
Внутренняя стабилизация Казахстана и возобновившийся интерес международных игроков и иностранных финансистов могли бы еще больше укрепить роль Казахстана в Центральной Азии и среди государств — членов СНГ, факторы, которые в будущем могли бы позволить этой центральноазиатской республике стать крупным игроком на постсоветском пространстве.