Возможность расследования вывоза капитала семьей елбасы?

5204
Adyrna.kz Telegram

Как говорится, нет худа без добра. Санкции Запада против России всерьез вскрыли законность или незаконность капиталов и активов олигархов за рубежом. Самое интересное, на Западе закрывали глаза на происхождение капитала, когда олигархи раньше появились там со своим сомнительным капиталом, но сейчас почему-то этот самый капитал стал «грязным».

Пришло время отбирать «грязные» деньги

Уже добрались до «мечты» олигархов. Например, в Германии арестовали яхту миллиардера и основателя USM Holdings Алишера Усманова. Лодка Diblar стоимостью почти $600 млн стояла в порту Гамбурга. Российские миллиардеры Алексей Мордашов и Геннадий Тимченко лишились своих роскошных яхт из-за санкций Евросоюза. Их суда были пришвартованы в Италии, стоимость двух конфискованных лодок в $105 млн. Частный самолет, конфискованный британскими властями в рамках санкций против РФ, принадлежит одному из руководителей инвестиционной компании Millhouse Capital UK Ltd российскому предпринимателю Евгению Швидлеру.

Пример российских олигархов – наука для наших нуворишей, которые, пока не поздно, должны возвращать свои капиталы и активы в Казахстан. Тем более в парламенте Великобритании прозвучало предложение ввести ограничения не только в отношении Москвы, но и в отношении Казахстана и Азербайджана, которые, возможно, «поддерживают» президента России Владимира Путина.

Это ясный сигнал и для наших властей для активизации процесса возврата зарубежного капитала коррупционеров в Казахстан. Учитывая непредсказуемость международных событий в настоящее время, когда всё возможно, в том числе «приватизация» чьих-либо активов, если не предоставляются декларации о доходах, необходимо на законодательном уровне совершенствовать механизм возврата зарубежных активов.

Вопрос о возвращении $167 млрд, выведенных в зарубежные офшоры из Казахстана, который фракция «Ак жол» поднимала на протяжении 10 лет, теперь рассматривается по поручению президента. Да, надо активно запускать процедуру возврата капитала, выведенного через коррупционные схемы, в том числе из многочисленных офшоров в Казахстан.

Поэтому этот вопрос должен быть постоянно на повестке дня не только у главы государства, но и в парламенте и правительстве, чтобы актуализировать эту тему и ускорить возврат активов.

Например, 3 февраля в парламенте Великобритании на дебатах «Казахстан: антикоррупционные санкции» член британского парламента Маргарет Ходж призвала правительство «проактивно» наложить санкции против возможных нарушителей из Казахстана. В большинстве это миллиардеры и бизнесмены, сделавшие состояние в годы пребывания Нурсултана Назарбаева у власти, а также люди из окружения бывшего президента и его родственники.

3 марта Лондонская фондовая биржа LSE остановила торговлю российскими ценными бумагами. Список блокировки был взят из сектора FTSE IOB, куда входят также и казахстанские компании, такие как Halyk Bank, Kaspi и «Казатомпром». В итоге сейчас торговля акциями наших компаний на лондонской бирже шла с проблемами. Однако на Казахстан и, соответственно, на наши компании санкции не накладывали.

Чуть позже стало известно, что проблемы решены и сделки обслуживаются. При этом акции Halyk Bank продолжили падать – минус 29,3% до 6,08 долларов за бумагу, «Казатомпром» минус 5,79% до 25,2 долларов за бумагу, Kaspi растет на почти 18% – до 41,3 долларов за бумагу. Как говорится, пока везет. Но проблемы, которые возникли на Лондонской фондовой бирже, обязывают соответственно реагировать и нашим государственным структурам.

Для чего необходимо усиление внутреннего государственного аудита и финансового контроля, чтобы повысить прозрачность, эффективность, ответственность за использование бюджетных средств, активов государства и квазигосударственного сектора. Эти меры нужны и для продвижения наших компаний за рубежом, и для привлечения иностранных инвестиций.

В этом плане можно условно выделить «белых» олигархов – это те, происхождение капиталов которых проверялось и перепроверялось не просто аудитом (даже мировой четверки), но и комплаенс-службами известных фондовых бирж (LSE, NYSE и другими). Чем больше срок такого биржевого контроля, тем больше доверия от мирового инвестсообщества. Пожалуй, их можно воспринимать как во всем цивилизованном мире, с уважением – как знаковых двигателей экономики и прогресса страны.

К «белым» олигархам условно можно отнести Halyk Bank, Kaspi, «Казатомпром» и некоторых других. Лишь относительно небольшая часть казахстанского бизнеса, прошедшая своеобразную «легитимизацию» на мировых фондовых рынках, может быть уверена в своем ближайшем будущем. Поскольку комплаенс фондовых бирж, особенно таких, как Лондонская, Нью-Йоркская или Сингапура, жестко проверяет все компании на строгое соответствие законодательствам, требованиям всяческих корпоративных, социальных и этических норм.

Возможность расследования вывоза капитала семьей елбасы?

Естественно, прежнюю элиту Казахстана нервирует грядущий передел финансовых потоков, возможно, и активов. Ведь представителям богатейшей прослойки казахстанского населения – как бизнесменам, так и чиновникам – еще нужно доказать законность и прозрачность происхождения своего капитала. Однако процесс проверки чистоты бизнеса и капитала еще не начат, слаба и законодательная основа.

«Благодаря первому президенту – елбасы, в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей богатых даже по международным меркам. Считаю, что пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе», – сказал президент Касым-Жомарт Токаев 11 января. Правда, президент не привел каких-либо фамилий и названий.

Касым-Жомарт Токаев также отметил в своем выступлении, что «ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансовые олигархические группы», а олигополии серьезно ограничили развитие свободного рынка и снизили конкурентоспособность страны.

В первую очередь нужно обратить внимание на диагноз, поставленный главой государства: экономическая система Казахстана неэффективна, основные активы находятся в руках группы олигархов, а главный Банк развития является инструментом перераспределения денег между ними.

Ведь особенность Казахстана состояла в том, что олигархи и власть составляли единое целое. Власть у нас была олигархическая, всё находилось в подчинении олигархов. Многие чиновники тоже являлись олигархами, со временем часть олигархов встроилась в существующую систему власти. Среди них был тот же Тимур Кулибаев, который руководил НПП «Атамекен».

То есть, грубо говоря, финансово-промышленные группы (читай: родственники, друзья и особо приближенные елбасы) распилили экономику страны.

Даже в официальном списке самых богатых людей Казахстана немало родственников и приближенных первого президента. Однако возврат их активов из-за рубежа под большим вопросом.

Министр юстиции Казахстана Канат Мусин допустил возможность расследования вывоза капитала за рубеж семьей бывшего президента страны Нурсултана Назарбаева. При этом Канат Мусин также отметил, что казахстанское законодательство не допускает возможности привлечения Нурсултана Назарбаева или членов его семьи к уголовной ответственности.

Министр допустил, что с предложением об отмене закона о юридической неприкосновенности первого президента Казахстана может выступить парламент страны, ее действующий глава или Кабмин.

Тем не менее, допустив потенциальную возможность такого шага, он охарактеризовал его как крайне сложный в юридическом и моральном плане. «Закон-то защищает не от расследования, а от уголовного наказания. От расследования никто не защищен. Я говорю так, как написано в законе», – отметил Канат Мусин.

Однако после январских событий парламент внес поправки в закон о первом президенте, которые отменили пожизненное право Назарбаева руководить Совбезом и Ассамблеей народа Казахстана.

Международные расследования показывают, что члены семьи Нурсултана Назарбаева обладают роскошной недвижимостью в Европе и США на сотни миллионов долларов, а четыре фонда экс-президента управляют активами на 7,8 миллиарда долларов.

Близкие и приближенные первого президента владеют крупными активами внутри Казахстана – в банковском, телекоммуникационном, торговом секторе, добыче полезных ископаемых, инфраструктурных предприятиях.

Многочисленные публикации о капиталах Назарбаевых и наличии у них оффшорных счетов долгие годы игнорировались в Казахстане. Ситуация изменилась после январских событий, и в последнее время в Нур-Султане публично говорят о необходимости возврата в страну этих капиталов.

На днях в СМИ сообщили, что Агентством по финансовому мониторингу расследуется уголовное дело по факту хищения средств в особо крупном размере в квазигосударственном секторе, по подозрению в совершении данного преступления задержан бизнесмен Кайрат Боранбаев, сват Дариги Назарбаевой. Кайрат Боранбаев входит в список 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана.

13 марта антикоррупционной службой был задержан Кайрат Сатыбалдыулы, племянник Нурсултана Назарбаева. Его задержали в аэропорту Алматы, когда он готовился вылететь в Дубай. Его подозревают в причастности к фактам злоупотреблений должностными полномочиями и хищений средств АО «Казахтелеком» в особо крупном размере.

Судя по всему, президент Касым-Жомарт Токаев решил придерживаться принципа «медленного скольжения по разломам и трещинам» – пока не делать резких движений и поворотов. В то же время законодательно убираются препоны былого дуумвирата, создается фонд социального направления, увольняются крупные чиновники, реформируется ФНБ «Самрук-Казына» и т.д. Не говоря о задержании руководства КНБ и увольнении замов бывшего председателя, задержании родственников первого президента и т.д.

Возможно, такая политика будет способствовать не революционному, митинговому развитию Казахстана, а эволюционному, постепенному реформированию, с тем, чтобы обеспечить безопасность и суверенитет страны без социальных конфликтов. Ведь нет железной гарантии повторения январских событий – многие сторонники «заговорщиков» еще не выявлены и они имеют возможность влиять на ситуацию в стране.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

Пікірлер