Какие сакральные смыслы и знаки таятся за причудливыми узорами и украшениями традиционного гардероба наших предков? Как, когда и почему менялась степная мода? Одевали ли казахи-кочевники в повседневной жизни вычурныенаряды, которые мы видим на этнокультурных мероприятиях, и как популяризировать национальную одежду? Размышляет известный культуролог Серик Ергали.
- На недавнем III Национальном Курултае Глава государства Касым-Жомарт Токаев сказал, что национальная одежда – это яркое проявление национальной культуры. Почему, на ваш взгляд, Президент сделал акцент на этом вопросе?
- Думаю, что Президент очень хорошо осведомлен о возросшей потребности народа в своих этнокультурных ценностях. Сейчас у нас наблюдается своего рода ренессанс национальной культуры, люди обращаются в поисках новых смыслов к прошлому, к своим истокам. Не секрет и то, что Глава государства знает, что помпезно презентованная программа «Рухани жаңғыру», на реализацию которой были потрачены колоссальные деньги, потерпела полное фиаско. А ведь на нее возлагались большие надежды по выстраиванию новой национальной идеологии.
Поэтому нет ничего удивительного, что на IIIНациональном Курултае Касым-Жомарт Токаев сделал акцент на возрождении национальных традиций и, в частности, популяризации традиционной казахской одежды.
Я думаю, что достичь искомого результата можно, если взяться за это дело по-настоящему серьезно, нужны воля руководства страны и четкий план действий. До сих пор государство в этом вопросе не могло удовлетворить спрос граждан. Сейчас мы наблюдаем процесс возрождения самосознания казахов, люди становятся более просвященными, жадно познают свою историю, поэтому они не просто ждут, а требуют реальных шагов со стороны власти в этом направлении.
- Национальная одежда имеет глубокий сакральный смысл. Расскажите, какие особенности есть у казахской национальной одежды, что она символизирует?
- С одной стороны, казахская национальная одежда является отражением и воплощением номадическойкультуры, а с другой, украшения, узоры, орнаменты на одежде – это артефакты, наполненные информацией и «рассказывающие» об истории, прошлом нашего народа. Просто нужно научиться «читать» их. К сожалению, наши наука пока не уделяет этому должного внимания. Поэтому национальная одежда пока не стала объектом комплексного исследования, о ней эпизодически пишут лишь отдельные ученые и исследователи.
Кстати, то, что мы сегодня видим на прилавках базаров, - чапаны, пышные головные уборы – это чистейший новодел. Простые люди такую одежду, конечно же, не носили, это была привилегия высшего сословия, аристократии, «белой кости». Тот же головной убор «мурак» - это степная корона, которую никак не мог носить бедняк.
Лет десять назад я обнаружил в коллекции одного музея России два головных убора, которые казахи встарь носили на Наурыз. Увы, эти элементы одежды не вошли ни в научный оборот, ни, тем более, в гардероб современных казахов. А завтра, когда какой-нибудь другой народ запатентует эти головные уборы, мы, как обычно, начнем шуметь и возмущаться…
- Какие элементы традиционной казахской одежды были заимствованы нами у других народов?
- До тех пор, пока не спешились и не перешли с кочевого на оседлый образ жизни, казахи носили исключительно аутентичную одежду. Традиции нашего народа – это не просто кочевой образ жизни, они берут начало в глубокой древности, когда человек был неотделим от окружающего мира, с эпохи, которую условно можно назвать «эпохой тенгрианства».
Смена стиля одежды происходила лишь тогда, когда происходили глобальные процессы, связанные с изменением образа жизни. Например, была эпоха, когда на казахских чапанах, женских платьях и камзолах были исключительно растительные узоры, в другой период истории начинает превалировать «звериный стиль» скифов и саков.
Влияние на одежду оказывали и мировоззренческие изменения. Например, мы не можем отрицать что женский головной убор «кимешек» появился под влиянием исламской культуры, которая пришла в Степь в средние века. То есть всё вполне закономерно происходило, а не спонтанно.
В Казахстане пока что нет системного изучения этих процессов. Но в последнее время такая возможность у ученых появляется. Время, когда наша история и культура громко заявят о себе во всеуслышание, еще впереди.
- Какие элементы традиционной казахской одежды были заимствованы другими народами?
- Мне сложно судить, об этом могут сказать специалисты, занимающиеся этим вопросом. Одно очевидно и бесспорно: родственные тюркские народы заимствовали друг у друга виды одежды, изменяя и приспосабливая ее под себя. К примеру, головной убор, который мы называем «айырқалпақ», скорее всего, появился у моголов, обитавших в Семиречье. А может быть и раньше. Сейчас и казахи, и кыргызы, считают этот головной убор своим. Потому что оба народа жили издревле и живут в этих краях.
Братья-кыргызы сейчас «модифицировали» этот головной убор, получилась такая войлочная шляпа, и массово выпускают ее. Несколько лет назад они сделали крупную экспозицию, на которой были представлены десятки образцов «айырқалпақ». То есть соседи популяризируют его, мы же, к сожалению, упускаем такие моменты. Казахи тоже до недавнего времени носили «айырқалпақ», это запечатлено, к примеру, в старых художественных фильмах.
Другой пример - «тақия», которую называют «тюбетейкой». Она есть у всех тюркских народов. Но есть и небольшие различия: узор, материал, фасон и так далее.
- Насколько соответствуют нынешние образцы национальной одежды оригинальной, той, которую носили казахи раньше? Есть мнение, что нынешнюю национальную одежду придумали советские дизайнеры.
- Современная казахская национальная одежда отошла от оригинала, настоящих образцов. То, что мы видим сегодня в продаже, – это одежда, которую носили люди состоятельные, но никак, повторюсь, не простые люди или бедняки. Да она и не приспособлена для повседневной жизни степняка, который скачет на коне, пасет скот и занимается домашним хозяйством. Сейчас мы наблюдаем засилие новодела, когда на чапанах появились узоры, которые раньше наносились только на ковры-текемет, конусообразные саукеле, кимешек в форме кастрюли…
Сейчас у нас массово выпускают национальную одежду в стиле модерн именно по этим искусственным лекалам, мало имеющим общего с оригинальной одеждой степняков-казахов. А по-настоящему аутентичной одежды шьется очень мало. Года два назад появились тақия-тюбетейки для девушек, ставшие очень модными у молодежи. Это как глоток свежего воздуха.
Еще раз хочу подчеркнуть, что у нас не поставлена должным образом работа по академическому исследованию, восстановлению и производству национальной одежды. Всё происходит ситуативно: вроде бы есть, а вроде бы и нет…
- Что нужно сделать, чтобы казахская национальная одежда была по-настоящему востребована?
- Повторю: нужно всестороннее исследование национальной одежды, создать на основе аутентичных образцов современную, стильную, отвечающую веянию времени одежду. Чтобы ее хотели носить! Было бы замечательно, если бы государство сделало различные преференции для производителей такой продукции. Надо на постоянной основе проводить в крупных городах конкурсы, выставки и ярмарки национальной одежды. Почему бы не создать при той же киностудии «Казахфильм» фабрику по производству этнической одежды? Способов и решений много! Национальная одежда казахов готова вновь войти в моду - и не только у нас, но и в других странах. Мы просто не пользуемся тем культурным богатством, которое оставили наши предки.
Дамир Кусаинов