Глава АП Олжас Бектенов: Президент в постоянном поиске талантливых людей

16269
Adyrna.kz Telegram
Фото:Ақорда
Фото:Ақорда

Руководитель Администрации Президента ответил на вопросы Tengrinews.kz. Какие задачи ставит Касым-Жомарт Токаев, какие изменения происходят в Акорде, как правительству добавляют самостоятельности - об этом и не только в интервью Олжаса Бектенова.

Справка: Олжас Бектенов возглавил Администрацию Президента в апреле 2023 года. До этого он руководил Антикоррупционной службой. Олжас Бектенов родился 13 декабря 1980 года в Алматы. В 2001 году с отличием окончил Казахскую государственную юридическую академию, получив специальность юриста. 

- Касым-Жомарт Токаев обозначил Администрацию Президента "политическим штабом". Какие теперь задачи стоят перед обновленной Администрацией?

Начну с того, что в Казахстане завершен важнейший этап общественно-политической трансформации, объявленной Президентом в начале прошлого года. Не секрет, что наша страна единственная в регионе, где в это сложное время процесс демократизации не то что не остановлен, а, напротив, ускорен.

Одна только норма об однократном президентском сроке говорит о многом, особенно в контексте процессов, происходящих в нашем геополитическом окружении.

Важное значение имеет проведенная реформа избирательной системы с внедрением выборов депутатов Мажилиса не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам. Буквально недавно жители 42 районов и 3 городов впервые в нашей истории выбрали себе акимов. Воссоздан Конституционный суд. Новый статус и полномочия обрела Высшая аудиторская палата. Ее председатель отныне дважды в год отчитывается перед Мажилисом. Это лишь часть важнейших реформ, реализованных по инициативе Президента.

В результате, создана новая институциональная основа для дальнейшего поступательного развития страны. Теперь основная задача – динамичный экономический рост.

Думаю, все обратили внимание, что в своем Послании Президент говорил, главным образом, об экономике.

Поставлена амбициозная задача – двукратное увеличение объема национальной экономики к 2029 году. Речь идет о серьезном экономическом рывке, который мы должны совершить в ближайшие годы.

Решение этой задачи требует нового формата работы основных институтов государственной власти.

Президент, согласно своему конституционному статусу, определяет стратегические цели и направления развития страны. Правительство же обязано их реализовать. Именно исполнительная ветвь власти в лице правительства должна самостоятельно вырабатывать и воплощать механизмы достижения определенных Главой государства стратегических целей. Для нового формата работы уже созданы правовые условия.

Правительству и государственным органам предоставлена полная отраслевая самостоятельность в рамках поручений Главы государства по децентрализации полномочий. Порядка 470 отраслевых функций Правительства переданы на уровень центральных госорганов.

Сейчас готовится второй пакет поправок.Планируется передать целый ряд функций из центра на уровень местных органов власти.

В рамках данной работы будут оптимизированы и функции Администрации – будет исключено согласование большинства отраслевых актов, упрощено взаимодействие с госорганами, сократится отчетность.

Таким образом, на уровне Администрации создан устойчивый тренд на отказ от пошагового контроля отраслевой деятельности. Меньше согласований и контроля, больше нестандартных и смелых решений, дающих результат.

В то же время, за Администрацией сохраняются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Президента. Это, прежде всего, оборона и безопасность, внешняя политика, ключевые кадровые решения, а также работа с государственными органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Главе государства.

- С чем связаны все эти структурные изменения Администрации? Что это даст на практике?

Изменение структуры Администрации – это неотъемлемая часть трансформации ее роли. Прежде всего, мы оптимизировали отдельные структурные подразделения.

К примеру, ранее – ввиду особенностей политической системы – параллельно функционировали отдел безопасности и правопорядка АП и отдел правоохранительной системы Совета безопасности, которые, во многом, дублировали друг друга. В новой структуре сформирован единый отдел правоохранительной системы Администрации Президента.

Оптимизирован блок, занимавшийся экономикой, стратегическим планированием и развитием госуправления. Мы "пересобрали" его в единый отдел соцэкономполитики с соответствующей оптимизацией численности и руководящего состава. Это стало возможным, в основном, за счет отказа, как я уже упоминал, от излишних функций в отношении госорганов.

Исключены должности заместителей руководителя Администрации. Вместо них введены позиции помощников Президента по наиболее важным направлениям: экономике, внутренней, внешней, правовой политике, науке и инновациям.

Наименование должности помощника Президента, по моему мнению, более точно отражает тот функционал, который на нее возложен. Ведь, если говорить простым языком, ключевая задача всех сотрудников Администрации Президента именно помогать Главе государства в осуществлении его полномочий.

Некоторые коллеги шутят, что во всем госаппарате я теперь единственный руководитель, у которого нет заместителей. Но, уверен, что Администрация от этого только выиграла.

Новая структура и иерархия должностей Администрации направлена на исключение функционального дублирования с работой правительства. Отказ от микро-менеджмента по вопросам, которые входят в зону ответственности правительства, дает нам возможность сосредоточиться на всестороннем анализе стоящих перед страной системных вызовов и проблем, выработке для Главы государства предложений в части принятия наиболее важных политических решений по стратегически значимым вопросам.

- Дебюрократизация госаппарата продолжится?

Дебюрократизация – это не разовая акция и не веяние моды. Для Президента и его аппарата это один из постоянных приоритетов.

Работа строится по следующим основным направлениям: децентрализация полномочий и возможность самостоятельного принятия отраслевых решений, оптимизация внутренних процессов работы госорганов, повышение доступности и дальнейшая цифровизация государственных услуг, внедрение современных информационных систем контроля исполнения поручений.

К примеру, в рамках перехода на новую экономическую модель Президентом неоднократно подчеркивалась важность повышения бюджетной самостоятельности регионов. На основе положительной практики передачи в регионы части поступлений по корпоративному подоходному налогу и иным видам платежей, такой подход будет распространен и на другие налоги, включая НДС.

В данном случае задача фискальной децентрализации – поэтапное снижение доли республиканских трансфертов в структуре доходов местного бюджета.

Передача в регионы полномочий по налоговому администрированию вкупе с самостоятельностью в формировании бюджета позволит существенно ускорить решение насущных проблем наших граждан на местах.

Думаю, не открою секрета, если скажу, что все акимы регионов с энтузиазмом восприняли эту инициативу.

Другим примером дебюрократизации является кардинальное снижение документооборота в самой Администрации. Можно сказать, мы использовали метод гильотины для того, чтобы избавиться от ненужного хождения бумаг.

Этому также способствует передача правительству полномочий самостоятельно, без согласования с Президентом и Администрацией принимать и корректировать концепции социально-экономического характера, комплексные планы развития регионов, отраслевые дорожные карты.

К примеру, в настоящее время действует 41 различная концепция. Теперь контроль реализации, а значит и ответственность за эффективность в отношении около 30 концепций по различным вопросам социально-экономического развития возлагается исключительно на правительство.

Это такие документы, как концепция развития высшего образования и науки, концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы, концепция управления государственными финансами, концепция развития малого и среднего предпринимательства и многие другие важные документы.

В то же время, часть концепций по направлениям, которые мы продолжаем курировать, – безопасность, финансовый рынок, конкуренция и тому подобное – остаются за Администрацией.

Эти подходы будут отражены в постановлении правительства по новой системе государственного планирования, которое будет принято до конца года.

- Как контролируется исполнение поручений Президента? Что бывает, если поручения не исполняются? Будут ли меняться механизмы?

Здесь необходимо отметить, что предоставление правительству, регионам и в целом госорганам большей самостоятельности, несомненно, будет сопровождаться повышением их ответственности за решение поставленных задач.

Администрация Президента отходит от мелкой "опеки" над госорганами и концентрируется на обеспечении качественной реализации поставленных задач, безусловном исполнении поручений Главы государства. Сейчас достаточно много писем от государственных органов в адрес Президента и Администрации вносится инициативно, как говорится, "для подстраховки".

При этом, госорганы, несмотря на наличие всех необходимых полномочий, зачастую стремятся переложить ответственность на Главу государства и его Администрацию. В свете новой парадигмы работы такая практика будет изживаться.

Оперативные вопросы, тактические задачи должны быстро решаться на уровне министров и акимов, при необходимости - в правительстве.

Администрация будет контролировать достижение результата – конкретных общественно значимых изменений в установленные сроки. Должна возрасти персональная ответственность министров и акимов, как того требует Президент.

- Как проводится кадровая политика в условиях острого дефицита кадров?

Если я скажу, что проблемы дефицита квалицированных специалистов на государственной службе не существует, я покривлю душой. Такой вопрос, действительно, есть.

Справедливости ради надо сказать, что эта проблема остро ощущается во всех странах с открытой рыночной экономикой. Госсектор редко может соперничать с крупными частными компаниями по размеру оплаты труда и другим условиям. Но нельзя не сказать и о многих тысячах профессионалов, которые, не считаясь со временем, невзирая на трудности, честно служат государству, выполняя свой гражданский долг. Таких людей на государственной службе абсолютное большинство.

С целью отбора на руководящие позиции наиболее достойных кандидатов Касым-Жомарт Токаев сразу после вступления в должность в 2019 году инициировал формирование Президентского кадрового резерва.

В ходе двух отборов 2019 и 2021 годов сформирован пул резервистов из 350 талантливых молодых людей. 268 человек или 76,5 процента уже назначены на руководящие должности. В частности, в центральные госорганы назначены 123 резервиста, в местные – 36, в нацкомпании – 60, иные организации – 49. Из них политические должности занимают 32 лица, должности корпуса "А" – 6, в Администрации работают 14 членов резерва. В настоящее время осуществляется очередной отбор.

Прием заявок проводился с 1-го по 30-е сентября. Подали заявки 6 404 человека или 128 претендентов на одно место в резерве.

По результатам многоэтапного отбора, включающего сложное тестирование, выполнение различного рода прикладных заданий, 100 лучших кандидатов будут внесены на рассмотрение Национальной комиссии по молодежному кадровому резерву под председательством руководителя Администрации Президента. По итогам, мы отберем 50 человек, которые будут включены в Президентский кадровый резерв.

Согласитесь, из шести с половиной тысяч участников попасть в лучшую сотню уже большое достижение.

Поэтому мы приняли решение, что в этом году впервые будем проводить собеседование на заседании Национальной комиссии в очном формате. На мой взгляд, для принятия верного решения очень важен визуальный контакт и возможность "вживую" побеседовать с кандидатом.

Помимо Президентского резерва, конечно, проводится постоянная "селекционная" работа по поиску людей, способных по своим профессиональным и моральным качествам решать стоящие перед страной задачи на руководящих позициях в государственных органах, национальных компаниях.

Как человек, в силу своих функциональных обязанностей работающий рядом с Президентом, могу сказать, что Касым-Жомарт Токаев находится в постоянном поиске талантливых людей. Будь то в поездках по стране и за рубежом, во время встреч и совещаний Глава государства всегда очень внимательно относится к каждому собеседнику, тщательно вникает в суть обсуждаемых вопросов, берет на заметку профессионально подкованных и перспективных специалистов. Многие из них в дальнейшем пополняют руководящий состав министерств, акиматов, квазигосударственных компаний.

Комментарии