Новый Казахстан. На пути к модернизации и обновлению.

2193
Adyrna.kz Telegram

5 июня прошел Республиканский  всенародный референдум, посвященный поправкам в Конституцию. Явка среди населения составила 67,5 процента. Более 76,7 процента пришедших проголосовали за  изменение Конституции.   Напомним, что реформы Токаева были объявлены  после трагических событий января.  Референдум стал ключевой точкой в аспектах перехода от елбасизма к демократической модели правления.

Осудив  преступную сторону протеста, Токаев согласился с мнением, что   бунт случился из-за социального расслоения общества.  Президент раскритиковал  низкие зарплаты,  социальный упадок, и  политический застой.  По мнению главы государства, к протесту привели не только заговоры  силовых структур, но и социальная маргинализация общества.   Развитие  страны важно осуществлять через социальные гарантии, повышение заработных плат, и  взращивание качественного  человеческого капитала.

Глава РК предложил создать концепцию новой страны. Перейти к формату «Новый Казахстан», чтобы избавиться от политических атавизмов эпохи Назарбаева, и следовать в сторону  открытой политики и  демократического развития.  Что такое «Новый Казахстан» и чем он отличается от старого? Мнения экспертов разделились. Одни считают, что идея сырая и утопическая.  Другие  искренне верят, что  в будущем Казахстан станет страной более качественной.

Как отмечает сам Токаев, «Новый Казахстан» - это справедливое, обновленное, модернизированное государство, главным принципом которого является опора на социум  и принцип слышащего государства. Народу необходимо учиться самоуправлению.  «Новый Казахстан» будет  беспощадно бороться с коррупцией и непотизмом.

Сам референдум представляет собой апогей борьбы с непотизмом и  юридическими привилегиями для «избранных персон».   Закон о первом президенте лишится своей силы. Всех бонусов, и статусов лишаются  и члены семьи Первого Президента.  В будущем родственники Главы государства не смогут занимать государственные должности и владеть государственными  ресурсами страны.

Новые реформы предоставляют больше полномочий парламенту. Меняется система отбора  депутатов. Они будут избираться от каждого региона индивидуально,  путем прямого голосования.  Маслихаты будут усиливаться. В их компетенцию войдет назначение акимов областного значения.  Влияние маслихатов  на исполнительную власть возрастет.  По мнению Токаева, усиление маслихата позволит решить гигантское количество проблем, и обеспечит рост качества жизни в областях.

В Казахстане теперь будет функционировать Конституционный суд.  С 1993 по 1995 годы в нашей стране уже был аналогичный  государственный орган.  Его преобразовали в Конституционный совет.  Несостоятельность совета была в том, что граждане не могли  напрямую туда  обращаться по вопросам своих  прав и свобод.  В  Конституционный суд  казахстанцы смогут обращаться напрямую по спорным  политическим  запросам.

«То есть, если гражданин посчитает, что какой-либо нормативный акт нарушает его права и свободы, закрепленные в Конституции, то он сможет обратиться в Конституционный суд. Список этих прав очень обширен. Решения Конституционного суда вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории республики, окончательными, и не подлежат обжалованию», -  рассказал государственный советник Ерлан Карин.

После внедрения концепции «Новый Казахстан», Токаев озвучил идею  создать «Вторую республику». Как отметил госсекретарь РК, Ерлан Карин, вторая республика - это не просто переход от страны суперпрезидентской к  стране с сильным Президентом и парламентом, это начало обновления общественных ценностей. Движение в сторону парламентаризма и расширения демократических институтов.

Построить «Новый Казахстан» за один день нельзя. Это глубокий  процесс  внутренней трансформации общества. Модернизация менталитета и культуры.  Институтов политики, и экономики.

Ерлан Карин считает, что реформы  повлияют  на всю конфигурацию политической системы.  Изменят экономические аспекты государственного устройства.  Фокус страны меняется на формирование новой политической культуры, в основе которой будут сами граждане Казахстана.

По словам Ерлана Карина, парадигма государственного и общественного развития изменится кардинально. Если «Новый Казахстан» - это обновление и трансформация общества, то «вторая республика»- это модернизация государственной модели.

                                    Что думают эксперты?

Говоря о реформах, общественный деятель Маргулан Сейсембай  приводит примеры Ли Куан Ю и Михаила Саакашвили. По словам Сейсембая важно разделять диктатуру закона и диктатуру человека. В случае известного реформатора Саакашвили сыграл принцип диктатуры закона.  Он пошел по пути Ли Куан Ю.

« В чем успех Саакашвили? В том, что он пришел на волне популярности во власть. И сразу стал осуществлять реформы. Момент и скорость реакции-вот ключевые вещи для  любых реформ.  Он был просвещенным диктатором.  Через колено  все делал. И такой способ будет работать в независимости от размера страны.  Главное в реализации реформ не терять тот самый момент. Иначе вас просто съедят олигархи. Они быстро отреагируют. Купят депутатов. СМИ. Реформы реализуемы, когда их не растягивают во времени» - считает предприниматель Маргулан Сейсембай.

 

Российский политолог Екатерина Шульман подчеркивает, что реформы Казахстану пойдут на пользу.  Наша страна-сегодня больше часть западного мира, нежели Россия. Казахстан представлен в большом количестве западных организаций.  У нас сформирован хороший инвест климат. И работает больше иностранных СМИ. В Казахстане первоначальная приватизация прошла на более открытых условиях.  Государство проповедовало  открытость экономики.  Страна становится и  политически открытой.

«Стоит отметить,  что Казахстан -  страна удобная  для  эмиграции. Русскоязычный регион, куда  сегодня съезжаются и научные специалисты из России. Если в России совсем будет беда, то особой выгоды Казахстану не будет с этого.  Любая серьезная социальная, политическая, экономическая нестабильность в России - это большая беда для всех соседних регионов. Если Россия будет как-то выживать под санкциями,  Казахстан как страна посредник может стать бенефициаром, и приобрести немало выгод.  Нельзя сказать, что эта реформа государства  чисто косметическая, потому что после января сущностные изменения: и персональные, и институциональные, в Казахстане произошли.  Казахстан совершенно точно не пошел в сторону ужесточения режима. И этого не будет. Если бы было движение в противоположную сторону, это было бы как в России 2012 года»- подытожила Шульман

Со всеми мнениями можно согласиться.  Верим, что «Новый Казахстан» станет страной, где плюрализм позиций поддерживается, и граждане не остаются неуслышанными.

Айнур Абаева

Altyn-Orda.kz

Пікірлер