5 июня прошел Республиканский всенародный референдум, посвященный поправкам в Конституцию. Явка среди населения составила 67,5 процента. Более 76,7 процента пришедших проголосовали за изменение Конституции. Напомним, что реформы Токаева были объявлены после трагических событий января. Референдум стал ключевой точкой в аспектах перехода от елбасизма к демократической модели правления.
Осудив преступную сторону протеста, Токаев согласился с мнением, что бунт случился из-за социального расслоения общества. Президент раскритиковал низкие зарплаты, социальный упадок, и политический застой. По мнению главы государства, к протесту привели не только заговоры силовых структур, но и социальная маргинализация общества. Развитие страны важно осуществлять через социальные гарантии, повышение заработных плат, и взращивание качественного человеческого капитала.
Глава РК предложил создать концепцию новой страны. Перейти к формату «Новый Казахстан», чтобы избавиться от политических атавизмов эпохи Назарбаева, и следовать в сторону открытой политики и демократического развития. Что такое «Новый Казахстан» и чем он отличается от старого? Мнения экспертов разделились. Одни считают, что идея сырая и утопическая. Другие искренне верят, что в будущем Казахстан станет страной более качественной.
Как отмечает сам Токаев, «Новый Казахстан» - это справедливое, обновленное, модернизированное государство, главным принципом которого является опора на социум и принцип слышащего государства. Народу необходимо учиться самоуправлению. «Новый Казахстан» будет беспощадно бороться с коррупцией и непотизмом.
Сам референдум представляет собой апогей борьбы с непотизмом и юридическими привилегиями для «избранных персон». Закон о первом президенте лишится своей силы. Всех бонусов, и статусов лишаются и члены семьи Первого Президента. В будущем родственники Главы государства не смогут занимать государственные должности и владеть государственными ресурсами страны.
Новые реформы предоставляют больше полномочий парламенту. Меняется система отбора депутатов. Они будут избираться от каждого региона индивидуально, путем прямого голосования. Маслихаты будут усиливаться. В их компетенцию войдет назначение акимов областного значения. Влияние маслихатов на исполнительную власть возрастет. По мнению Токаева, усиление маслихата позволит решить гигантское количество проблем, и обеспечит рост качества жизни в областях.
В Казахстане теперь будет функционировать Конституционный суд. С 1993 по 1995 годы в нашей стране уже был аналогичный государственный орган. Его преобразовали в Конституционный совет. Несостоятельность совета была в том, что граждане не могли напрямую туда обращаться по вопросам своих прав и свобод. В Конституционный суд казахстанцы смогут обращаться напрямую по спорным политическим запросам.
«То есть, если гражданин посчитает, что какой-либо нормативный акт нарушает его права и свободы, закрепленные в Конституции, то он сможет обратиться в Конституционный суд. Список этих прав очень обширен. Решения Конституционного суда вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории республики, окончательными, и не подлежат обжалованию», - рассказал государственный советник Ерлан Карин.
После внедрения концепции «Новый Казахстан», Токаев озвучил идею создать «Вторую республику». Как отметил госсекретарь РК, Ерлан Карин, вторая республика - это не просто переход от страны суперпрезидентской к стране с сильным Президентом и парламентом, это начало обновления общественных ценностей. Движение в сторону парламентаризма и расширения демократических институтов.
Построить «Новый Казахстан» за один день нельзя. Это глубокий процесс внутренней трансформации общества. Модернизация менталитета и культуры. Институтов политики, и экономики.
Ерлан Карин считает, что реформы повлияют на всю конфигурацию политической системы. Изменят экономические аспекты государственного устройства. Фокус страны меняется на формирование новой политической культуры, в основе которой будут сами граждане Казахстана.
По словам Ерлана Карина, парадигма государственного и общественного развития изменится кардинально. Если «Новый Казахстан» - это обновление и трансформация общества, то «вторая республика»- это модернизация государственной модели.
Что думают эксперты?
Говоря о реформах, общественный деятель Маргулан Сейсембай приводит примеры Ли Куан Ю и Михаила Саакашвили. По словам Сейсембая важно разделять диктатуру закона и диктатуру человека. В случае известного реформатора Саакашвили сыграл принцип диктатуры закона. Он пошел по пути Ли Куан Ю.
« В чем успех Саакашвили? В том, что он пришел на волне популярности во власть. И сразу стал осуществлять реформы. Момент и скорость реакции-вот ключевые вещи для любых реформ. Он был просвещенным диктатором. Через колено все делал. И такой способ будет работать в независимости от размера страны. Главное в реализации реформ не терять тот самый момент. Иначе вас просто съедят олигархи. Они быстро отреагируют. Купят депутатов. СМИ. Реформы реализуемы, когда их не растягивают во времени» - считает предприниматель Маргулан Сейсембай.
Российский политолог Екатерина Шульман подчеркивает, что реформы Казахстану пойдут на пользу. Наша страна-сегодня больше часть западного мира, нежели Россия. Казахстан представлен в большом количестве западных организаций. У нас сформирован хороший инвест климат. И работает больше иностранных СМИ. В Казахстане первоначальная приватизация прошла на более открытых условиях. Государство проповедовало открытость экономики. Страна становится и политически открытой.
«Стоит отметить, что Казахстан - страна удобная для эмиграции. Русскоязычный регион, куда сегодня съезжаются и научные специалисты из России. Если в России совсем будет беда, то особой выгоды Казахстану не будет с этого. Любая серьезная социальная, политическая, экономическая нестабильность в России - это большая беда для всех соседних регионов. Если Россия будет как-то выживать под санкциями, Казахстан как страна посредник может стать бенефициаром, и приобрести немало выгод. Нельзя сказать, что эта реформа государства чисто косметическая, потому что после января сущностные изменения: и персональные, и институциональные, в Казахстане произошли. Казахстан совершенно точно не пошел в сторону ужесточения режима. И этого не будет. Если бы было движение в противоположную сторону, это было бы как в России 2012 года»- подытожила Шульман
Со всеми мнениями можно согласиться. Верим, что «Новый Казахстан» станет страной, где плюрализм позиций поддерживается, и граждане не остаются неуслышанными.
Айнур Абаева