При чтении трудов по истории Казахстана иногда встречаются слова «жатақ» и «сарт». Знаем ли мы точное значение этих слов? Ведь эти слова раскрывают глубокую идеологию и мировоззрение Евразийской кочевой цивилизации.
Что означает слово «жатақ»? В учебнике истории дано краткое определие понятия «жатаки» — обедневшая часть казахского кочевого общества, вынужденно перешедшая к оседлому образу жизни. То есть явление «жатақ» рассматривается только с экономической точки зрения.
Но это явление имеет гораздо более широкое значение.
Кочевые народы высоко ценили свою свободу, вольность и независимость. В этом смысле они были настоящими «кочевыми патриотами». Традиции подвижной жизни, мобильное имущество и технологии, кочевая нация с прямыми выборами, особое степное общество, мировоззрение, социальное устройство, население и прочие особенности отличали их от оседлых народов.
Кочевые народы гордились своим особым статусом. Например, по данным европейских и русских географов и этнографов, кочевые казахи не воспринимали другие «не-кочевые» народы, они считали их «безумными», и с жалостью относились к таким «несчастным беднягам». С точки зрения кочевника – слезть с лошади-верблюда, потерять скот, перебраться из юрты в землянку — значит потерять свой смысл жизни, утратить человеческий образ. Это считалось настоящей личной трагедией, катастрофой.
Поэтому слово «жатақ» означает именно такую ситуацию — утрату кочевого образа жизни, потерю человеческого достоинства - или буквально «лечь, слечь». Кочевой народ — это «подвижный, свободный, вольный, независимый» народ. А «лежащий» народ — это «выродившиеся, упавшие с лошади, опустившиеся до ходьбы пешком» люди. Именно отсюда казахская пословица «жаяуға кез-келген жол алыс» (любой путь слишком далек для пешего).
Что же происходило с теми частями кочевого народа, которые становились «жатақами»? Конечно, некоторые из редких счастливчиков снова богатели, покупали скот, садились на лошадей, и снова становились «людьми». Это был самый большой успех для жатақа. Но таких было очень мало. Чаще всего жатақи «ложились» навсегда. Конечно, жатақи не умирали от голода. Как бы то ни было, они находили способ выжить. Они могли зарабатывать на жизнь попрошайничеством, батрачеством, или земледелием. Но их статус необратимо менялся.
Через некоторое время потомки жатақов привыкают к «лежачему» образу жизни. Их мировоззрение уже не «подвижное, свободное, степное» — а «привязанное к одному месту». Понемногу они привыкают к новой жизни, осваивают новые профессии и становятся «полностью оседлыми». Накопив денег, покупали землю, строили дом, заводили огород, или занимались ремеслами, или поступали на службу в оседлом обществе, или вовсе перезжали в города — так вчерашние кочевники становились «новыми оседлыми».
Таких «совсем осевших» людей называли «сартами». Когда русские пришли в Среднюю Азию, они не поняли точного значения слова «сарт» и думали, что «сарт» — это «национальность». А вот в казахском языке слово «сарт» равнозначно слову «оседлый». Поэтому известная казахская поговорка «өзбек – ағам, сарт – садағам» (узбек – мой брат, а сарт – моя жертва) описывает имено эту разницу – то есть узбеки, вышедшие из кочевой жизни, в то время еще не стали «сартами» – они еще были полукочевым народом.
«Қазақ пен өзбек бір тұған» (казахи и узбеки – единоутробные братья) - пословица того же времени - потому что казахи и узбеки когда-то принадлежали к одному "Государству кочевых узбеков", и лишь потом разделились на «кочевыми казахов» и «оседлых узбеков». «Осевшие» узбеки еще долго сохраняли традиции кочевого народа, в том числе и общие с казахами племена (джалаир-жалайыр, құнгират-қоңырат, найман, кыпшак, алчин-алшын, қарлық, қанглы и др.), знали своих семь предков, имели юрты, занимались животноводством и т.д. Лишь через несколько поколений они стали сегодняшними «сарт-узбеками». Таким образом, часть народа Государства кочевых узбеков отошла к «сартству», а «кочевое» население осталось в Великой Степи, превратившись сначала в «казах-узбеков», а затем просто в «казахов».
В век кочевых казахов сложилась такая дихотомия "сарт - казах" или "сарт - кочевой". Термин «дихотомия» означает разделение целого на две части, причем каждая часть связана внутри себя больше, чем с другой частью. С одной стороны «вольный кочевой казах, живущий в Великой степи», а с другой — «лежащий, оседлый, зависимый сарт».
К сожалению, нынешние казахи в большинстве уже тоже превратились в «сартов». Бывший свободный, вольный, свободный «кочевой казах» кардинально отличается от современного «сарт-казаха», живущего в городе или селе. Кочевые казахи владели собственным многочисленным скотом, имели самодостаточный образ жизни, жили под защитой народного войска. В казахском языке вообще не существовало слов типа «кредит, залог, ипотека, автокредит, зарплата»!
Какой может быть "кредит" в Великой Степи? До начала упадка Евразийской Кочевой Цивилизации в 18-19 веках, в Великой степи не было бедняков. Самая обычная кочевая семья имела несколько верблюдов, 5-10 лошадей и несколько сотен овец. Если чей-то скот умирал от джута - вся семья "согревала" этого несчастного - собирала скот и обратно «сажала его на коня». «Жатақи». появлялись только тогда, когда все население Степи одновременно попадало в беду и сильно ослабевало.
Даст Бог, еще вернутся в Великую Степь те свободные, обильные и благополучные времена. «Лежавший» в течение нескольких веков «сарт-казах» снова станет «вольным казахом». Свободные казахи будущего снова будут пасти многомиллионные стада и кочевать по своим маршрутам. Досыта кушать мясо и пить қымыз. Будет лишь одно большое отличие от прошлого - у будущих кочевников в распоряжении будут все современные технологии и удобства.
Данияр БАЙДАРАЛЫ
|