Алматинский архитектор предлагает превратить Площадь Республики в Алматы в огромный городской парк

7511
Adyrna.kz Telegram

Будучи коренным алматинцем, я в свои сорок с небольшим лет уже дважды пережил события на Плошади Республики в городе Алматы. Первый раз это было в 1986 году, когда испуганные родители забрали всех детей из нашего класса со школы и побежали по домам, чтобы запереться и пережидать. Потом последовали печально-знаменитые и судьбоносные «Декабрьские события», после которых наш мир уже никогда не был прежним. И вот, спустя ровно 35 лет, все повторилось вновь. Это было ощущение «дежавю», с той лишь разницей что все это было на самом деле. Вдруг 35 лет сжались в один миг, как будто 1986 год был только вчера. А еще говорят что молния не бьет дважды в одно место!

С точки зрения архитектора, в произошедшем есть ясные и четкие закономерности. Ведь по задумке советских архитекторов, Площадь Республики (на тот момент она называлась «Новая Площадь») является сакральным местом, центром городской жизни в особые дни, площадкой встречи Власти и Народа. В советское время здесь проводились праздники, митинги, шествия, военные парады, а вожди обращались к народу с трибуны. Это место специально предназначено для массовых скоплений людей. В годы расцвета советской власти эта площадь была символом могущества и непоколебимости СССР в Казахской республике, одной из 15 союзных республик. Поэтому, когда трон уже шатался под советской властью в 1986 году, протестующие вышли имено сюда, поскольку такого рода памятники уходящих эпох всегда являются «мишенью номер один» для грядущих изменений.

После 1986 года и последущих турбулентных событий в Казахстане установилась новая власть На смену бурным и опасным 1990-х наступили сытые и стабильные 2000-е, на которые пришелся пик благоденствия нового пост-советского Казахстана. Но уже в 2010-х стали поступать тревожные сигналы о том, что новые изменения на горизонте. Напряжение лишь возростало к 2020-м годам, и в январе 2022 Казахстан вступил в новую эпоху. При этом совершенно неудивительно, что события, означающие конец первой пост-советской эпохи и начало новой эры, также произошли на Площади Республики. Ведь это - сакральное место.
Таким образом, мы имеем два важных события, произошедших в короткий по историческим меркам срок, которые прошли на одном и том же месте. К огромному сожалению, оба события были кровавыми, и навсегда останутся зияющими ранами в истории независимого Казахстана. Причем второе событие по масштабам, охвату, вовлеченности населения, и интенсивности намного превзошло первое, т.е. видна явная тенденция к ухудшению ситуации. Если предположить, что эта тенденция сохранится, то логично ожидать и третьего, и четвертого и далее повторений, причем они будут проиходить чаще и с возрастающей интенсивностью. Такими темпами вполне можно ожидать будущие танковые бои на улицах нашего города в районе Площади Республики. Это превращается уже в своего рода «нехорошую традицию», или даже в некую «негативную карму».

Так что же мы можем сделать «мирными гражданскими средствами», чтобы не допустить повторения «декабрьских и январских событий»? С точки зрения архитектора, городская среда, расположение зданий, дорог, тротуаров, их назначение и форма, озеленение и украшения, все эти средства арсенала градостроителя напрямую влияют на и формируют поведение жителей и приезжих. Неправильное проектирование само по себе провоцирует негативные тренды, имено поэтому некоторые районы хронически страдают от высокой преступности, а другие отличаются спокойствием и благополучием. Этот фактор хорошо известен архитекторам, дизайнерам и градостроителям.

Конечно, сама по себе архитектура города не может решить всех социальных проблем. Для этого нужна еще и хорошая стабильная экономика, грамотное управление, надежное трудоустройство населения, перспективы на будущее, и пр. Но архитектура может внести мощный вклад в общее дело устройства жизни людей. Ведь даже в экономически сильных городах бывают опасные депрессивные трущобы, при этом даже в бедных городах бывают районы относительно благополучные.

Как же архитектура и дизайн смогут предотвратить будущие повторения «декабрьских и январских событий» в Алматы? Как архитектор и градостроитель я предлагаю несколько шагов:

1. «Десакрализация» Площади Республики. С учетом негативного «исторического багажа» и пролитой здесь крови, это место всегда будет ассоциироваться в сознании алматинцев и всего Казахстана как «сакральное место, где свергают режимы». Поэтому, лишив это место прежднего негативного статуса и заменив его на новый, позитивный, мы ломаем «негативную карму».

2. Изменение целевого назначения Площадь Республики. По уже сформировавшейся традиции, народ будет выходить на Площадь Республики каждый раз, когда возникает социально-экономическое недовольство (а это еще будет происходить в ближайшие десятилетия) имено потому, что это место ассоциируется с текущей Властью в нашем коллективном сознании. Таким образом, Площадь Республики стала площадкой выражения недовольства и недоверия Народа Властям. Если же изменить ее целевое назначение, то эта «нехорошая традиция» теряет смысл и выходить сюда уже будет нелогично.

3. В этой связи я предлагаю изменить назначение Площади Республики и превратить ее в городской парк «Central Park Almaty» (Центральный Парк Алматы). За образец можно взять всемирно-известный «Central Park New York» - огромный прямоугольный парк прямо посреди центра города Нью-Йорк, одного из самых престижных и знаменитых городов планеты, претендующего на статус одной из «столиц мира».
4. Что для этого нужно сделать? Начать с того, что мы убираем наземное автомобильное движение на отрезке ул. Сатпаева, от ул. Желтоксан до пр. Назарбаева (участок примерно 550х90метров). Вместо этого производим озеленение всего этого участка (примерно 50 000м2), полностью засаживая его травой, деревьями, кустарником, цветами и прочими зелеными насаждениями. Применяя лучшие достижения современного ландшафтного дизайна, создаем прекрасную парковую зону с фонтанами, дорожками, зонами пикников и отдыха.

5. Украшаем новую территорию МАФами (малыми архитектурными формами – скульптурами, бесседками, скамейками и пр.). Создаем атмосферу гармонии. отдыха и умиротворенности.

6. Органично связываем новую парковую зону с существующим моллом «Алмалы», который в данный момент как-раз находится в состоянии реконструкции. С точки зрения архитектуры городской среды, этот молл все эти годы был отрезан от города проезжей частью ул. Сатпаева, и поэтому он хронически недополучал «пеший трафик» от нижних жилых районов центра города. В составе молла «Алмалы» уже есть очень популярная детская игровая площадка - ее обязательно нужно сохранить.

7. Что же делать с автомобильным движением, ведь этот участок ул. Сатпаева является очень важным транспортным узлом? Очень просто – мы отрезаем существующие неудобные поздемные пешие тоннели от входов в молл «Алмалы», которые идут под данным участком ул. Сатпаева со стороны Памятника Независимости (стелла с «Золотым Человеком»), поскольку теперь доступ в молл будет возможеп по земле. Вместо этого мы строим подземный автомобильный тоннель через данный участок ул. Сатпаева. Т.е. движение автотранспорта на данном участке полностью сохраняется, но будет проходить под землей.

8. Монумент Независимости по-моему мнению обязательно нужно сохранить, как часть нашей истории, но возможно его необходимо обыграть по-новому и красиво и органично вписать в будущую парковую среду.

9. Здание Акимата и другие пострадавшие здания комплекса (бывшее здание «Хабара» и здание банка «РБК») нужно превратить в общественные. Не стоит возрождать то, что уже было подвергнуто атакам дважды, и надется что «в третий раз пронесет». Здания нужно отреставрировать согласно изначального внешнего вида, поскольку они являются историческими памятниками, но изменить их целевое назначение и отдать их городу. Варианты их нового применения: центр общественной жизни, дворец культуры, здание института и пр.

10. Связь с ул. Байсетова. Во времена моего детства в Алматы не было такого сильного автомобильного движения, поэтому мы спокойно переходили через Новую Площадь в любом месте чтобы пойти покататься на великах и санках на горках возле городского Акимата (Дома Правительства). Это было очень удобно и безопасно, родители совершенно спокойно отпускали нас одних. К сожалению, в годы независимости эта органичная связь была перерезана из-за возросшего количества автомобилей – сегодня перейти ул. Сатпаева не рискуя жизнью каждый раз можно только через пешеходные переходы на ул. Желтоксан и пр. Назарбаева, которые находятся на расстоянии полкилометра друг от друга.

11. Согласно очень удачной задумке авторов проекта Новой Площади, она была связана в единый комплекс с улицей Байсейтовой, которая, уходя ниже проспекта Абая, связывала «новую» верхнюю часть города со «старой» нижней частью, вплоть до самого ТЮЗа (Театра юного зрителя), Т.е. в советское время любой человек мог спокойно выйти погулять с района ул. Маметовой и, проходя по пути Арбат, ЦУМ (Зангар), Универмаг, значимые муниципальные и общественные здания и парки, Старую Площадь, Театр Оперы и Балета, дойти через наземный переход через проспект Абая и далее через Сатпаева до Новой Площади.
Т.е. ул. Байсейтова была нитью, на которую нанизывались «жемчужины» советской архитектуры города Алматы. Сейчас из-за сильного автомобильного трафика и приоритета автомобиля над пешеходом, эта связь перерезана в нескольких ключевых местах (Сатпаева, Абая), и изначальный мудрый архитектурный замысел разрушен. Но его всегда можно восстановить при желании жителей и властей нашего города, тем более что это точно соответствует ныне трендовой концепции «пешеходного города».

Таким образом, предлагаемый мною проект предполагает:
1. Изменения целевого назначение Площади Республики, превращения ее в «Центральный Парк Алматы».
2. Ее десакрализация с целью избавления от негативного образа прошлого с целью предотвращения будущих повторений «декабрьских и январских событий».
3. Восстановления разрушенной связи между верхней центральной частью города с нижней по ул. Байсейтовой.
4. Увязка с существующими зданиями Акимата, молла «Алмалы», и другими зданиями архитектурного комплекса.
5. Восстановления пешего маршрута «Маметова-Сатпаева».
6. Создание нового места досуга и отдыха для жителей и гостей Южной столицы.

Если кому-то мои предложения покажутся слишком смелыми и экстравагантными, то могу сказать, что мои идеи в духе единого мирового тренда. Для примера можно привести следущие аналогичные проекты, помимо уже упомянутого Центрального Парка города Нью-Йорк:

1. «Чхонгечхон», речка в центре Сеула, Южная Корея, бывшая автострада, преобразованная в общественное пространство для отдыха, длиной 11 километров. Открыт после широкомасштабной реконструкции в 2005 году стоимостью около 280 млн долларов. Является одной из главных достопримечательностей города, пользующейся популярностью среди местных жителей и туристов

2. «Хай-Лайн» в городе Нью-Йорк. надземный пеший променад в Манхэттене, переоборудованный на месте надземной железной дороги на высоте 10 метров от земли. Имеет общую длину 2,33 км, является знаковым местом активного отдыха жителей и гостей мегаполиса.

3. «Таймс-сквер» - площадь в Манхэттене в городе Нью-Йорке, расположенная на пересечении Бродвея и Седьмой авеню. Центр «Театрального квартала» Нью-Йорка. Таймс-сквер - одна из самых посещаемых достопримечательностей мира, привлекающей около 50 миллионов посетителей ежегодно. Площадь называют «перекрёстком мира», потому что в 2009году на ней было отменено автомобильное движение, и она превращена в пешеходную зону.

Эти и сотни других успешных проектов в мире показывают, что изменение старых городских мест в духе времени могут иметь огромный позитивный эффект в нашем меняющемся мире. Это совершенно нормальная ситуация, когда изменившиеся приоритеты нации находят свое отражение в городской архитектуре. И наш город Алматы может стать примером такого изменения и «излечения» от ран своего печального прошлого.

Данияр Байдаралин

Национальный портал "Адырна"

 

Комментарии