Улыбайтесь! – Это путь к успеху и уверенности

4414

Лихие 90-ые годы – время прихода «дикого капитализма» – принесли кроме падения в обществе морали рост небывалой преступности: рэкет, заказные убийства, сексуальное рабство, торговля людьми, барымта и т.д. Острые экономические проблемы породили и социальные «болезни».

С ростом экономики и благополучия населения отдельные социальные «болезни» 90-х годов не ушли в прошлое, хотя в последнее десятилетие наблюдается снижение преступности. И в настоящее время пришло время обратить внимание на такие базовые основы общества, как культура поведения, нравственные ориентиры для молодежи, цивилизованные формы общения с иностранцами и др.

Такая тема стала основной в интервью Садвакасова Накипбека Кенжебаевича, юриста-правоведа, автора нескольких книг. Садвакасовым написано немало статей в различных журналах и газетах; в свое время он работал в Институте философии и права Академии наук Казахской ССР, Министерстве юстиции Казахской ССР, Верховном Совете Республики Казахстан, руководил юридической службой различных организаций и т.д.

– Накипбек Кенжебаевич, недавно прочитал вашу книгу «Этико-правовые нормы и культура поведения». По какой причине маленький тираж книги?

– К сожалению, книга издана на мои средства только в 100 экземпляров. Написана она на основе богатого фактологического материала, с учетом менталитета казахстанцев и психологических особенностей современной молодежи. Эта книга три года ждет своей очереди для издания в Министерстве культуры и спорта, хотя есть положение самого Министерства об издании общественно значимой литературы.

– Да, книга актуальна – мы являемся свидетелями низкой культуры поведения наших граждан.

– В средствах массовой информации постоянно отмечается низкая общая культура поведения граждан, особенно молодежи. Более половины молодых казахстанцев не знакомы с элементарными нормами поведения в обществе. Еще древние китайские мудрецы благоразумно давным-давно уже объясняли: «Церемонии, вежливость воспитывают в человеке добродетель».

– В России провели исследование, которое показало: россияне за 30 лет (с 1981 по 2011 год) стали в три раза злее, наглее и потеряли способность к самоконтролю.

– По этой причине – рост преступности в России, где около 80% убийств совершаются без причины – в состоянии спонтанной агрессивности. В целом люди мира стали печальнее и злее – об этом тоже есть данные. В наши дни психологи и медики отмечают, что люди, вследствие ускорения темпов жизни, стали более раздражительны и агрессивны. А ведь излишняя агрессивность – прямой путь к совершению правонарушений.

– Основная линия, пронизывающая книгу, – это взаимосвязь морали и права.

– На тесную взаимосвязь права и морали свидетельствует широкое применение этических понятий в нормах законов. Крылатые слова древних: «Право есть искусство добра и справедливости» вскрывает непосредственную связь общественной морали, действующего права и системы юстиции (лат. justitia – справедливость, законность).

При этом нравственность правосудия – это не только моральная обоснованность уголовно-процессуальных норм, но и этическая непорочность представителей правоохранительных органов: следователя, прокурора, судей по рассмотрению и доказыванию преступлений, поскольку им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью и правонарушениями, как закон. Нарушение правовой нормы вызывает со стороны нравственно зрелых членов общества законное чувство морального осуждения, а обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Особенностью взаимосвязи и взаимодействия права и морали является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием. Соответственно, отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, а нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения.

В общественном процессе мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. В идеале, право не должно противоречить морали. В свою очередь право оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных устоев. Таким образом, моральные установления оказывают благотворное воздействие на наиболее полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка.

– В своей книге вы уделили внимание о взаимосвязи туризма и культурой поведения. В самом деле, иностранцы уже в аэропорту сталкиваются с нашими неприветливыми пограничниками и ушлыми таксистами, втридорога задирающими цену за проезд.

– На государственном уровне отметили, что туристическая сфера должна стать драйвером экономики Казахстана. И основная проблема в Казахстане – отсутствие культуры принятия туристов, ибо повсеместно бытует позиция рвачества, отсутствие совести, воспитания. В русле этого в книге уделяется большое внимание вопросам туристического сервиса и тонкостям общения с иностранными гостями.

Значимость данной книги несомненна так же в целях реализации «модернизации общественного сознания». Безусловно, необходимо срочно приложить все усилия для повышения общей культуры населения, особенно молодежи, а также уровня предоставляемого туристического сервиса. Эти меры, несомненно, будут способствовать значительному росту дохода страны от иностранного или въездного туризма.

– Что вы можете пожелать молодежи?

– Поведение людей и уровень их нравственной сути всегда взаимосвязаны. При знакомстве и общении следует чаще улыбаться. Не все мы осознаем, что улыбка очень дорого ценится. Человек с улыбкой всегда производит хорошее впечатление. И это реальный путь к самоутверждению.

Не случайно в США слово «smile» («улыбайтесь») является их лозунгом. Американцы всегда улыбчивы и в деловых отношениях. Там уважают человека успешного. И он, разумеется, не может быть мрачным. На вопрос: «Как дела?» американцы неизменно отвечают: «Fine!» («Прекрасно!»). В США быть угрюмым считается дурным тоном. Человек мрачный, с тяжелым взглядом производит тягостное впечатление.

Молодежи необходимо усвоить кодекс правильного поведения, принятый во многих цивилизованных странах мира. Этот кодекс отличается обязательным наличием четырех существенных основ: достоинства, вежливости, естественности и такта. И еще, у юных душ должны быть чистые помыслы, открытые миру добрые сердца и бурлящая энергия для созидательного труда.

Великий мудрец древнего Китая Конфуций говорил: «Чтобы достигнуть нравственного совершенства, нужно, прежде всего, заботиться о душевной чистоте. А душевная чистота достигается в том случае, когда сердце ищет правды».

– Этические установки дают уверенность в себе – это, конечно, звучит красиво. Насколько такие установки жизнеспособны?

– Они жизнеспособны. Благовоспитанность, благонравие и хорошие манеры выгодно высвечивают, и если пользоваться современной терминологией, «презентуют», любого человека с самой привлекательной стороны, производят весьма благоприятное впечатление на окружающих. И хорошо воспитанный человек и сам чувствует себя уверенно в любой среде, так как знает, как вести себя правильно в том или ином кругу, жизненной ситуаций. Человек своими поступками, манерой поведения, стилем одеваться, определенными привычками, безусловно, выражает и свой внутренний мир, свое этическое «я».

– Кажется, и в советское время люди были неулыбчивыми?

– В далеком 1981 году, будучи во Франции, мы были приятно удивлены улыбчивости и легкости в общении французов с «советами», когда еще существовал мощный «железный занавес» между капиталистическим и социалистическим миром. Французы не проявили ожидаемой подозрительности и враждебности к «красным», наоборот, во всем были внимательны и учтивы. Они были неизменно восхитительно приветливы. Мы на самом деле убедились, что утонченная галантность была в крови у французов.

В одной из самых успешных стран мира – Соединенных Штатах Америки – быть угрюмым считается дурным тоном. Человек мрачный, с тяжелым взглядом производит гнетущее впечатление. И не случайно знаменитый американский боксер Мохаммед Али, посетивший Советский Союз в 1978 году, с откровенным недоумением изрек: «Россия пугает меня – люди в автобусах выглядят так, словно их везут на электрический стул».

– Отрадно, что наша молодежь не утратила уважение к старшим – это заметно в гостях, на улице, на работе, в общественном транспорте и т.д.

– Традиция уважать старших у казахов начинается с этикета приветствия, и этому ритуалу придается большое значение, потому что уважительное отношение к взрослым начиналось уже с момента приветствия. Соответственно, в народе с ранних лет приучают детей вежливому, уважительному приветствию.

При этом младший должен протягивать обе руки. За это ребенок сразу же получает благословение старших. Еще одной важной чертой характеризуются отношения взрослых с молодежью – это постоянная готовность молодых оказать услугу, помочь старшим. За достарханом никто не должен был протягивать руку за едой, если еще не начал есть самый старший или почетный гость.

– У казахов было много запретов. С чем это связано?

– Определенные этические запреты у казахов исстари возникли как ответы на суровые условия окружающей действительности. Вот некоторые из них: «Погибай, но тайну врагу не раскрывай», «Не попадай в плен врагу», «Не ссорься с народом, не враждуй с героем», «Не уходи от народа на чужбину, а если ушел, то скорей возвращайся», «Не охаивай коллектив», «Не переходи дорогу старшему», «Не сердись на гостя», «Не чихай в сторону еды» и т.п. За каждыми из этих моральных норм – словесная установка правильного поведения, достойных поступков.

– Я помню многие запреты с детства: Кісі жолын кеспе – не переходи дорогу перед старшим; Босағада отырма – не садись у порога; Нанды тастама – не кидайся хлебом; Бетіңді баспа – не закрывай лицо руками и др. Насколько актуальны запреты казахов в наши дни?

– Вот несколько древних народных традиционных запретов (моральных ограничений) казахов, актуальных и в наши дни: Не поднимай паники; Не давай волю своему языку; Не смейся человеку в лицо; Во время разговора не повышай голоса; Не клевещи; Не говори плохих слов; Не скрещивай рук (со скрещенными руками лежат покойники); Не закладывай руки за спину (за спиной руки держат арестованные); Не клади руки за голову (ты не арестованный); Не болтай лишнего; Не обманывай;

Ешь не торопясь; Без благословления не вставай из-за стола; Не смейся над больными; Не ругай девочек; Не хвались своим богатством; Не считай других ничтожными; Не дружи с нечестным человеком; Не продавай колыбель; Не причиняй вред другому; Не воруй; Не завидуй добрым делам; Не обижай сирот и вдов; Не садись на стол; Не бей маленького; Не наступай на хлеб; Не сплетничай; Не стреляй в белых лебедей; Не руби одинокое дерево; Не трогай голубей и т.д.

– Накипбек Кенжебаевич, большое спасибо за интервью!

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

Пікірлер
Редакция таңдауы
Серіктестер/Партнеры
Студия IMA - создание сайтов Доставка цветов Астана - Lova Buket