НЕВЕСТА БЕЗ КАЛЫМА – ЕСТЬ ТАКАЯ КАЗАХСКАЯ ТРАДИЦИЯ 

8811
Adyrna.kz Telegram

В прошлом казахи не могли отдать девушку замуж без калыма – уплаты за невесту. Многие думают, что родители таким образом богатели. На самом деле это вознаграждение за воспитание дочери. Поэтому жасау (приданое девушки) было не менее богатым.

Похищение: от традиции до междоусобицы
Из-за некорректного освещения традиции уплаты калыма за невесту сложилось мнение, что казахи без него не выдавали девушек замуж. Но это не так.
По традиции молодым людям пару подбирали родственники. В прошлом мужчины, разъезжая по аулам, заранее присматривали невест для своих сыновей, пока те ещё не достигли совершеннолетия. Особенно этого придерживались богатые.
Обычно, прежде чем выдать девушку замуж, проводили особую церемонию, которая делилась на три этапа: досвадебный, свадебный и послесвадебный. Каждый из них занимал довольно длительный отрезок времени и был связан со своими символико-этическими нормами. К примеру, в досвадебном периоде выделяются договор;
сватовство;
добрачные отношения жениха и невесты.
Но некоторые джигиты вопреки воле родителей крали своих возлюбленных. Кража невесты (қыз алып қашу) зачастую заканчивалась межродовыми распрями, ведь «свободных» девушек практически не было, все были засватаны с раннего возраста. Иногда кража совершалась по обоюдному согласию влюбленных, иногда – против воли девушки. Похищение невесты всегда было обусловлено конкретными причинами. Это или нарушение обещания отцом девушки относительно размера калыма, или материальные затруднения юноши. Бывали случаи, когда даже засватанная девушка убегала с любимым.
Похищение засватанной девушки считалось преступлением. И если жених-похититель отказывался возвращать украденную, платил калым в двойном размере.

Свадьба без калыма
И всё же бывали случаи, когда девушек отдавали замуж без калыма. Среди казахов многие века бытует поговорка «Теңін тапсаң тегін бер» (Найдешь ровню дочери, отдай без калыма). Подобный случай произошел в жизни молодого человека по имени Беген, приходившегося дальним родственником великому кюйши Таттимбету.
Беген был искусным домбристом и виртуозно исполнял кюи. Однажды он побывал у казахов рода Басентиин, что жили в местности Карагай, где исполнил кюи Таттимбета. В разговоре парень признался, что является родственником знаменитого кюйши. «Ел мақтаған жігітті қыз жақтаған» (Джигита, которого хвалит народ, любят девушки) - есть такая поговорка среди казахов. И одна девушка влюбилась в Бегена. Так как она была «свободна», не засватана, родители согласились отдать дочь за домбриста без калыма.
Своё решение они объяснили тем, что парень является родственником самого Таттимбета, о котором они наслышаны, любят и уважают его кюи. Родители невесты, будучи зажиточными людьми, водрузив на верблюдов богатое приданое, большим караваном тронулись в аул Таттимбета. Но там их встретили с большим удивлением, так как девушка без калыма всегда вызывает много вопросов. Тогда родители невесты послали человека к самому Таттимбету.
При встрече с ним мать девушки в стихах начала разговор:
Қызымды бердім Бегенге,
Қазанқап ұлы дегенге.
Тәттімбеттей серінің,
Күйін алып келгенге, –
...
Дочь я отдала за Бегена
За то что принес издалека
Кюи самого Таттимбета,
Что приходится сыном Казангапу.

Мать девушки, сама будучи искусным акыном, объяснила, что они с мужем ценят кюи Таттимбета больше, чем калым, который они могли бы получить за свою дочь, их аул любит музыку, кюи и песни. И нет у них «девушек, от которых они не могут избавиться». Тогда Таттимбет устроил молодым большой праздничный той, где было много музыки, разных состязаний и игр. После этого проводил он родителей девушки с большими почестями и дорогими подарками. Родители, очень довольные приемом Таттимбета, уезжая, сказали:
«Оказывается, Таттимбет действительно такой, как мы о нем слышали».
Этот случай описан в книге Ахмета Куанулы Жубана «Струны столетий».

Подобная история случилась и с одним из моих предков. Все они из поколения в поколение были грамотными. Однажды один из них был в гостях у зажиточного казаха. Всю ночь он читал его родичам и аульчанам героические жыры-поэмы. Это так понравилось хозяевам, что его попросили остаться на несколько дней, а потом и ещё на некоторое время. Своим искусством чтеца джигит приглянулся дочери хозяина. В ту пору это было большой редкостью, ведь героические жыры-поэмы, как правило, всегда пели и поют до сих пор. Между молодыми зародились чувства. Это заметили в ауле, узнали об этом и родители девушки. Когда мой предок собрался возвращаться, хозяин дома сообщил, что очень доволен его искусством, и сказал, что знает о симпатиях молодых и как отец, желающий счастья своей дочери, не будет требовать уплаты калыма и не против, чтобы они поженились. Так мой дальний предок возвратился в аул не один.
Такова история этой редкой казахской традиции.

Бердалы ОСПАН

Национальный портал "Адырна"

Комментарии