В национальной музыкальной культуре нет легендарнее женщины, чем кюйши Дина Нурпеисова, любимая ученица Курмангазы. Дина прожила долгую жизнь, донеся до наших дней национальные традиции домбрового искусства.
Родилась она в 1861 году в ауле Нарым-кум Западно- Казахстанской области. Единственное богатство, которым могли одарить ее родители, были народные песни, кюи, а самой любимой забавой была семейная реликвия-домбра. Окружающие замечали большую одаренность Дины и поощряли ее усердие в освоении искусства домбровой импровизации. На одном из праздников судьба свела юную домбристку с прославленным кюйши Курмангазы, ставшим ее учителем и наставником. Впоследствии, она поделится своими воспоминаниями о том далеком прекрасном дне: «Его голос звенел молодо, домбра под его опытной рукой звучала ярко. Я была поражена силой и страстностью исполнения. На празднике состязались в умении петь и играть. Я сыграла один из кюев Курмангазы. Он внимательно слушал меня, и позже мне передали его похвалы. Так началась моя дружба с великим учителем и продлилась одиннадцать лет. И каждая встреча обогащала меня. Каждый раз я училась чему-нибудь новому у великого мастера домбры».
Исполнительский репертуар Дины пополнялся не только кюями Курмангазы, но и Даулеткерея, Туркеша Мамена, Аликея и других талантливых представителей домбрового искусства. На основе свободного развития популярных народных музыкальных тем-образов, Дина создает свои первые кюи. Так появились кюй « Булбул», « Байжума», «Когенетур». Особой популярностью пользуется кюй «Булбул» («Соловей»). « Я сочинила «Булбул»,- говорила Дина,- чтобы извлечь из домбры звуки, тембры, подобные пению соловья, чтобы домбра заговорила, как эта вольная птица-любимец природы». Но это не просто стремление создать музыкальную копию соловьиного пения, это большая эмоциональная взволнованность человека, созерцающего картину природы.
Следуя заветам Курмангазы, быть глашатаем своего времени, Дина сочиняет кюй «1916 год», отразивший большое народное волнение в связи с набором казахского населения на тыловые работы царской армии.
Праздничная, ликующая атмосфера II республиканской олимпиады в Алма-Ате в 1937 году подарила ей волнующую встречу с народным акыном Жамбылом, ставшим верным другом и соратником на все оставшиеся годы. В эти годы она создала сразу ставшие широко популярными кюи «Асем коныр», «Той бастар». Специалисты анализируя кюи выдающейся домбристки, отмечают, что в кюе «Асем коныр» очень богаты динамические и эмоциональные оттенки выразительности, обилие вариантных изменений и проникновенная мелодика, характерны для этого кюя. Лирический тон свойственный кюю не лишен взволнованности. В музыке кюя мы ощущаем светлые настроения.
Новое содержание вложила Дина в традиционный жанр кюя «Той бастар». Его музыка радостная, темпераментная, ликующая, убедительно ярко отражает атмосферу всенародного оптимизма, которая была присуща советским людям в годы первых пятилеток.
В суровые 1941-1945 годы Дина всей силой своего таланта служит делу борьбы за освобождение отчизны от фашистских захватчиков. Кюи «Ана буйрыгы» и «Женис» - яркое воплощение скромными средствами камерной домбры грандиозных событий эпохи. В 1944 году Дине Нурпеисовой было присвоено звание народной артистки Казахской ССР.
Дина Нурпеисова передавая своим ученикам традиции домбрового искусства, помогала становлению новых форм национальной музыкальной культуры. Много ее кюев было перенято музыкантами оркестра народных инструментов им. Курмангазы.
В пору наиболее полного расцвета таланта Дины Нурпеисовой у нее рождается стремление к своеобразному объединению двух музыкальных направлений в развитии музыкальной культуры Казахстана- темпераментного и динамичного искусства школы Курмангазы, с мягким преимущественно лирическим творчеством Даулеткерея. Путем синтеза этих стилей она создает свои, глубоко самобытные произведения, закладывает основы нового стиля домбровой музыки. Ее кюи отличаются не только широким размахом музыкально-тематического развития, но и большой задушевностью, искренностью эмоционального выражения.
Сотрудник ЦГА КФДЗ
Гусакова Людмила Васильевна