Столкновение с пандемией
Удивительно, что за столь короткий период времени вынужденная мера локдауна по причине пандемии по всему миру привела к коллапсу всех аспектов жизнедеятельности мирового сообщества. Наряду со страхом за последствия вируса и неминуемого экономического кризиса, пандемия заставила наверняка каждого из нас переосмыслить приоритеты, глубже понять реалии нынешнего мироздания, осознаннее отнестись к своему существованию и бытию в нашем общем доме - Земля. Компетентные эксперты и выдающиеся футурологи современности не осмеливаются дать точные прогнозы касательно грядущих изменений и вероятной карты развития мира. Но в одном уверены все - мир уже не будет прежним.
Сокрушительный провал масштабным образом не обошел стороной и сферу образования, когда каждый житель нашей планеты, от мала до велика, тет-а-тет столкнулся с обязательным условием дистанционного обучения. Однако, как отметил Генсек ООН Антониу Гутерриш, мир столкнулся с кризисом обучения еще до пандемии. “Теперь мы сталкиваемся с катастрофой гораздо большего масштаба, способной свести на нет десятилетия прогресса и усугубить укоренившееся в мире неравенство». Каждая страна, понимая важность последствий принятых ею решений, старалась и старается выйти из ситуации с наименьшими потерями.
Школьное образование в период пандемии
Школьное образование является основой основ любого государства. Согласно «Повестки дня на период до 2030» образование является ключевым фактором в достижении всех семнадцати Целей Устойчивого Развития, и должно быть доступно для всех на равных правах. Каждый пропущенный день обучения в школе сегодня - это брешь в систематизированном ступенчатом образовании гражданина и, как следствие, уменьшение качественного высокообразованного человеческого ресурса страны завтра. Кроме того, как отметил Ричард Райли: “Сегодня мы готовим учеников к профессиям, которые пока не существуют, и к использованию технологий, которые еще не изобретены, чтобы решить проблемы, которые мы пока даже не считаем проблемами”[1].
Вопрос скорейшего создания абсолютно новой модели системы релевантного образования, способной принять вызовы ХХI века, когда сегодняшнему школьнику предстоит конкурировать с искусственным интеллектом в условиях информационного взрыва, назревал давно. Однако, пандемия поставила вопрос ребром, обнажив острые углы и ускорив неизбежный глобальный процесс - всеобъемлющий переход в мир цифровых технологий. Она показала реальную картину образовательных систем как каждой страны, так и всего мира в целом.
Образование в Казахстане: глазами рейтингов
Неутешительное состояние системы образования заставляет задуматься каждого, в то время как эксперты считают ситуацию в Казахстане полным провалом, требующего незамедлительной реабилитации. Данная тема продолжает быть самой обсуждаемой темой сегодня. Богатая недрами страна занимает чуть ли ни самые последние позиции в различных международных рейтингах. “Расслабленный” режим четвертой четверти прошлого учебного года можно было оправдать неожиданным введением карантинного режима и спонтанным переходом на дистанционное обучение. Однако, первая четверть нового учебного года очередной раз доказывает несостоятельность и некомпетентность соответствующих аппаратов в осуществлении соответствующих мер. Сплошь и рядом существенные недоработки учебных платформ и программ, отсутствие четких правил касательно оценивания и посещения, очевидное перекладывание ответственности за учебный процесс с учителя на родителей, низкая скорость интернет связи или ее недоступность по всей республике. Непредвиденные перемены стали реальностью нашего времени - как суметь принять вызов новой эпохи?! И не только быть готовым, а научиться идти на опережение.
Сегодня в Казахстане около два процента казахстанских школьников - 70 тысяч из почти трех с половиной миллионов обучаются в специализированных школах. На 131 специализированные школы, как НИШ, выделяется в разы больше государственных средств, нежели на обычные средние школы. Жесткая конкуренция при поступлении в топовые школы на грантовой основе создает социальное неравенство. Ясно, что без помощи дорогостоящих и длительных курсов подготовки ни один ребенок не может поступить в такие школы. Не говоря о регионах, даже ситуация в общеобразовательных школах в городах-миллионниках Алматы, Нур-султан и Шымкент оставляет желать лучшего. Еще более усугубилась проблема социального неравенства, когда речь зашла о многодетных и малоимущих семьях. За процесс обучения целиком - от подключения к сети и до сдачи домашнего задания стали ответственны родители.
Также следует отметить, во многих классах имеет место отсутствие контроля посещаемости и выполнения классных и домашних заданий, а также осознанный отказ заниматься учебными делами ребенка младших классов родителей, ввиду их занятости или других семейных обстоятельств. Намечается тенденция лояльного отношения педагогов к школьникам, когда ясно, что дети могут привести обоснованные, не зависимые от них оправдания, такие как “отключение электричества”, “отсутствие возможности купить мегабайты”, “поломка гаджета”, “слабое покрытие мобильной сети” и т.п. Обеспечение академической честности сместилось на самый задний план: помощь родителей, копирование с ресурсов с интернета стало само собой разумеющимся явлением. Лишь малая часть школьников от 6-го класса и выше находят дистанционное занятие увлекательным и занимаются осознанным образом. Детям с первого по пятые классы требуется контроль родителя или репетитора, что является дополнительной финансовой нагрузкой. Семьи, где оба родителя находятся целый день вне дома, ребенок остается один на один гаджетом подключенным к безлимитному интернету, и это несет дополнительную опасность для развития ребенка.
Социальное неравенство в образовании
Здесь важно отметить другую проблему, требующей раскрытия в отдельной статье, - колоссальную пропасть между уровнем подготовки учеников в специализированной и общеобразовательной школе. Имеет место тенденция к увеличениюиз года в год разницы в культурной, нравственно-этичной, творческой, социально-патриотической сферах воспитания детей в школах с разным статусом. Школьники средних школ заметно уступают по знаниям и интеллектуальному развитию от своих сверстников из школ с углубленным изучением предметов, что является неприемлемым для обеспечения равенства в образовании. Материально-техническая база и преподавательский состав большинства средних школ Казахстана не в состоянии предоставить эффективную среду обучения и обучить детей востребованным навыкам современности.
Сегодня эффективность и успешность образования заключается не в освоении большого объема знаний, а в качественном применении полученных знаний в реальной жизни, в наличии других социальных навыков. Предполагается, что в школе ученики должны учиться эффективно, научиться думать критически, анализировать данные, уметь справляться с огромным потоком входящей информации и синтезировать их, сотрудничать в коллективе и быстро реагировать на изменения в мире. Но в настоящее временя, как показывает практика, общеобразовательные школы сами не справляются с этой задачей.
Волонтерство - как один из ключей решения проблемы персонализированного образования
В период пандемии намечается снижение стоимости услуг репетиторов и образовательных центров, как онлайн, так и оффлайн форматов. Несмотря на сниженную стоимость образовательных услуг люди всё равно стали реже прибегать к услугам дополнительных занятиий обоих форматов. Можно привести несколько причин этому:
1) как результат снижения или отсутствия требований со стороны школы, дети не спешат заполнить пробелы по школьной программе, а также изучать углубленно;
2) безопасность на первом месте - большинство родителей не рискуют здоровьем своего чада и не решаются на очные занятия;
3) если это онлайн курс, то родители не желают дополнительную нагрузку в добавок школьной дистанционной программе.
Однако дистанционное обучение также открыло новые возможности, одним из которых является волонтерская деятельность. Волонтерство, как эффективный инструмент института гражданско-патриотического воспитания населения, помогает решать общественные проблемы и содействует развитию социальной активности населения. Волонтерство в образовании является одним из семи ключевых направлений в развитии волонтерства в Казахстане. В последние годы отмечается повышенный интерес старшеклассников оказывать безвозмездную помощь в образовательной сфере. Это в первую очередь можно объяснить намерениями учеников поступить в заграничные университеты, где общественная активность, социальная вовлеченность и волонтерская деятельность является одним из ключевых позиций при отборе и оценке кандидатов. Обучение за рубежом стало трендовым движением среди молодежи ввиду стремления к лучшему, доступностью, появлением стипендий для талантливых людей, и, возможно, снижением уровня доверия к отечественным ВУЗам.
В целях улучшения своего академического имиджа и личного профайла все большее количество старшеклассников из топовых школ готовы проводить дополнительные занятия для детей из уязвимых семей на безвозмездной основе. Учитывая растущую конкурентность при поступлении в ведущие ВУЗы США и Европы, мотивированные и осознанные дети целенаправленно начинают подготовку с ранних классов. К тому времени, когда они являются учениками 10, 11 и 12-х классов, они имеют отличный багаж знаний по STEM предметам и высокий уровень владения английским языком. Кроме того, такие дети отличаются от своих сверстников высокой ответственностью, зрелостью и коммуникабельностью.
Внедрение проектов волонтерства и менторства в сфере образования
Согласно проведенному исследованию United NationsVolunteer совместно с экспертами по развитию волонтерства в нашей стране существует ряд проблем, такие как отсутствие или недостаточное обеспечение финансовой помощи проектам, отсутствие знаний и системности. В свою очередь, волонтеры в сфере образования нуждаются в перманентном менторстве, наставничестве и координации. Бесспорно, что дистанционное обучение открывает широкие возможности в привлечении большего количества добровольцев по всей стране, однако процесс организации состоит из нескольких энергоемких этапов, такие как: прием заявок от волонтеров, тестирование, набор групп учащихся и их распределение, подбор учебной программы, мониторинг качества занятий, учет посещаемости, и наконец, системный подход к мотивации обеих сторон в силу долгосрочности проекта.
Систематизация данной ячейки в образовании несомненно имеет ряд преимуществ, такие как: предоставление возможности как учителям-волонтерам, так и самим ученикам приобретения больше опыта и практики в онлайн обучении; повышение инициативности и социальной ответственности; развитие критического мышления и навыков решения поставленных задач.
В заключении хотелось бы отметить, что сегодня образование стоит на стыке серьезных изменений. Дистанционное обучение станет неизменным доминирующим атрибутом будущего. Как обучать детей в условиях постоянно меняющегося мира? Вопросы, задачи и проблемы в системе образования настолько масштабны и многочисленны, что требуют вмешательства и содействия каждого ее участника, от простого школьника до президента страны. В этом смысле данная идея системного продвижения волонтерства в образовании под крылом опытных педагогов несомненновнесет существенный вклад в обучении и всестороннем развитии детей из социально-уязвимых семей.
Айгуль БАЗЫЛХАНОВНА,
Магистрант 1-курса КазНУ имени аль-Фараби,
предприниматель, руководитель социального проекта,
i.shuak.kz@gmail.com
Источники:
Министерство Национальной экономики Республики Казахстан, Комитет по статистике. Образовательные школы по типам. https://bala.stat.gov.kz/obscheobrazovatelnye-shkoly-po-tipam/https://sedec.skolkovo.ru/downloads/documents/SEDEC/research-4d.pdf
United Nations. Sustainable Development goals. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/
Модель школьного добровольческого отряда. Методическое пособие. https://qazvolunteer.kz/uploads/1b/a0/Metodicheskoe-posobie.-Model-shkolnogo-dobrovolcheskogo-otryada.pdf
Волонтерство в Казахстане https://civilcenterelorda.kz/upload/iblock/b6d/NPO-i-volonterstvo-v-Kazakhstane.pdf
Волонтерское движение. https://primeminister.kz/ru/news/interviews/v-volonterskoe-dvizhenie-vovlecheny-svyshe-50-tys-chelovek-intervyu-s-a-galimovoy
Школы будущего. https://forbes.kz/process/education/shkolyi_buduschego