Развитие науки и образования всегда играло ключевую роль в стратегическом становлении государств. В современных условиях, когда технологические и социальные трансформации происходят с беспрецедентной скоростью, инвестиции в знания и инновации становятся основой национального прогресса.
28 января 2025 года Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев выступил на расширенном заседании Правительства, обозначив ключевые векторы развития страны в условиях глобальных вызовов. Внимательно анализируя его речь, стоит подчеркнуть особую роль системы образования, научных исследований и социально-гуманитарных дисциплин в достижении национальных целей. В мире, где знания становятся главным ресурсом экономического развития, критически важно усилить взаимодействие между наукой, образованием и промышленностью.
Образование и наука как стратегические приоритеты
Одним из центральных аспектов выступления Президента стало указание на необходимость диверсификации экономики и перехода к новому технологическому укладу. В этом контексте система образования и научные исследования должны не только соответствовать актуальным требованиям рынка труда, но и становиться основой технологического суверенитета страны. Современный технологический суверенитет включает не только независимость производственно-технической базы, но и самостоятельность в использовании и управлении информационно-технологическими ресурсами, что играет решающую роль в цифровой трансформации государства.
Одним из примеров успешного развития национальной цифровой экосистемы является разработка Институтом умных систем и искусственного интеллекта (ISSAI) при Nazarbayev University большой языковой модели KAZLLM на казахском языке. Эта модель становится фундаментом разработки прикладных решений в различных сферах, укрепляя национальные компетенции в области искусственного интеллекта и обеспечивая цифровой суверенитет страны. Развитие междисциплинарных исследований, инновационных образовательных программ и трансфера технологий становится ключевым фактором успешной адаптации Казахстана к вызовам новой экономической реальности.
Современные научные исследования доказывают, что успех национальных экономик во многом определяется качеством высшего образования и уровнем развития науки. Президент подчеркнул необходимость перехода вузов от образовательной к научно-исследовательской модели, что требует усиления практико-ориентированного подхода, создания условий для научных исследований, расширения академической свободы и международного сотрудничества.
Социально-гуманитарные науки и общественная динамика
В условиях структурных изменений в экономике и обществе социально-гуманитарные науки играют важную роль в исследовании адаптации населения к цифровой трансформации, изменениям социальной динамики и новым вызовам глобализации. Государства, инвестирующие в гуманитарные исследования, демонстрируют более высокую устойчивость к социальным и экономическим потрясениям.
Педагогика, социология, психология и другие дисциплины становятся инструментами для прогнозирования поведенческих стратегий граждан, оценки эффективности образовательных реформ и формирования конкурентоспособного человеческого капитала. Введение новых образовательных форматов, таких как цифровые платформы и гибридные модели обучения, требует глубокой научной экспертизы и апробации перед их массовым внедрением.
Профессиональное развитие педагогов в условиях технологических изменений
Педагоги оказываются в центре глобальных образовательных реформ. Их адаптация к новым технологиям и методикам обучения становится решающим фактором успешности образовательных систем. Учителя должны не только передавать знания, но и обладать цифровыми навыками, умением работать с большими данными и инновационными технологиями. Профессиональное развитие педагогов должно стать одним из приоритетов государственной политики в сфере образования. Это было актуально всегда, но сейчас требует новых подходов и инструментария.
Президент Казахстана отметил необходимость модернизации системы подготовки кадров и профессионального развития педагогов. Это предполагает создание систем поддержки учителей, внедрение программ постоянного повышения квалификации и активное участие педагогов в исследованиях своей профессиональной деятельности, например, в таких форматах, как action research и lesson study. Развитие педагогической науки и ее интеграция с другими дисциплинами, включая киберпедагогику, когнитивные науки и нейропсихологию, позволит в будущем создать более эффективные образовательные модели.
Взаимодействие науки и промышленности
Особое внимание в выступлении Президента уделено необходимости формирования национальной инновационной экосистемы. Казахстану необходима модель, в которой наука, бизнес и государство действуют как единый механизм, обеспечивающий технологическое развитие страны. Международный опыт показывает, что страны с развитыми механизмами взаимодействия между университетами, научными центрами и промышленностью демонстрируют более высокие темпы экономического роста.
В условиях цифровизации и глобальной конкуренции Казахстану следует активно развивать систему грантовой поддержки науки, создавать научные парки и технопарки, стимулировать частные инвестиции в исследования. В этом контексте важную роль играет совершенствование механизмов коммерциализации научных разработок. Многообещающими выглядят такие разработки ученых Nazarbayev University и его научных центов, как, например, аппарат ALEM для консервации и долгосрочной транспортировки донорского сердца и других органов, разработка отечественного противоракового препарата, производство материалов для литий-ионных аккумуляторов и другие инновации, характеризующиеся высоким уровнем технологической готовности TRL и одновременно высокой социальной и экономической значимостью. В целом, эффективный трансфер технологий между академическими институтами и индустрией становится ключевым фактором успеха инновационной экономики. Вложения в фундаментальную науку способствуют не только экономическому росту, но и устойчивому технологическому лидерству.
Роль Академии наук при Президенте РК в развитии страны
Недавно Академия наук представила Стратегию своего развития своим действительным членам. В качестве высшей научной организации страны, наряду с другими направлениями работы, Академия ставит перед собой задачу определения приоритетных направлений развития науки. В настоящее время утверждены семь приоритетных направлений науки на три года, с дальнейшей детализацией на множество специализированных направлений. Однако этот процесс нуждается в дальнейшем совершенствовании, чтобы не только обеспечивать распределение бюджетных средств, но и стать максимально эффективным инструментом стратегического управления научным развитием.
Необходимо создать систему финансирования, направленную на поддержку областей с наибольшим потенциалом для социально-экономического прогресса Казахстана. Это предполагает учет конкурентных преимуществ страны и приоритетную поддержку научных направлений, способных обеспечить максимальный эффект. Реформы должны начинаться с четкого определения задач и выбора стратегических приоритетов, которые станут основой научного и технологического прорыва страны.
Выступление Президента Казахстана дает четкий сигнал о необходимости всестороннего совершенствования образовательной и научной системы страны. В современных условиях устойчивое развитие невозможно без мощного научного потенциала. Социально-гуманитарные науки играют важную роль в формировании качественного человеческого капитала, однако их интеграция с естественными и техническими науками является ключевым фактором инновационного развития. Будущее за междисциплинарными исследованиями, лучшая наука формируется на стыке дисциплин.
Государственная политика должна быть направлена на усиление поддержки развития науки, интеграцию передовых технологий в образовательные процессы, поддержку академической свободы и создание условий для подготовки нового поколения ученых и специалистов. Только через эффективное взаимодействие науки, образования и реального сектора Казахстан сможет занять достойное место в глобальной системе знаний и технологий.
Дархан Билялов
Академик Национальной академии наук РК при Президенте РК