Монгол, татарин, китаец, казах – кем был Чингиз-каган?

12076

В 2029-2020 годах в Казахстане отмечали 750 лет со дня образования государства Золотой Орды. Проведениемероприятий по этому случаю свидетельствует об ее исторической значимости для казахского народа. Инициированная главой государства Касым-Жомартом Токаевым идея празднования 750-летия Золотой Орды стала логическим продолжением празднования 550-летияобразования Казахского ханства.

В контексте истории Золотой Орды открывается огромное культурное наследие, традиции эффективной государственности, религиозная и этническаятолерантность, которые продолжает современныйКазахстан.

Растет интерес к истории и культуре Золотой Орды также в других странах. В последнее время заметно возрос интерес и к личности и феномену Чингиз-кагана, чей внук основал Золотую Орду.

                                Чингиз-каган – монгол, татарин, китаец, казах?

В США каган был объявлен человеком тысячелетия. Казахстанский зритель имел возможность посмотреть китайский сериал «Чингиз-хан», а также фильм Сергея Бодрова «Монгол». Наш зритель, воспитанный на советском постулате о «татаро-монгольском иге», с удивлением открыл для себя незнакомого Чингиза. Это неудивительно, ибо казахстанская историография, несмотря на оговорки, по-прежнему придерживается советской трактовки.

За одним из крупнейших событий второго тысячелетия – образованием империи Чингиз-кагана – до сих пор стелется шлейф загадок и предрассудков. Суеверные описания авторов XIII века («ветер гнева божьего») сменились в XVIII–XX вв. противоречивыми объяснениями феномена Чингиз-кагана и его государства.

Эта империя, возникшая как бы волшебством, ставила в тупик историков, ибо не просматривались корни не только этого государства и народов, его заселявших, но и происхождение его создателя. Несомненно, это результат печально известной борьбы с «пантюркизмом» в СССР. В итоге мы не знаем ни тюркского происхождения Чингиз-кагана, ни восточных корней тюркских народов, прежде всего казахов.

Оказалось, многие поступки кагана вполне объяснимы, а его войны нередко провоцировались враждебными действиями противников. Как ни парадоксально, Чингиз-каган вел в основном оборонительные войны, особенно в начале своего возвышения.

Перед нами предстал мудрый и дальновидный политик и полководец, который прислушивался к советам своих приближенных. Кстати, современная российская историография критически оценивает советскую версию о Чингиз-кагане, как ненаучную и тенденциозную.

Кем был по национальности Чингиз-каган? По разным исследованиям, он предстает монголом, татарином, китайцем, казахом и т.д. Это не очень корректно, ибо таких этнонимов в современном значении в ХIIIII столетиях не существовало.

Другое дело, с помощью этимологии имен, титулов, названий родов, государственного устройства,  предметов обихода, генеалогии и т.д. попробовать определить языковую принадлежность Чингиз-кагана и его происхождение.

                                         Волчий племянник

Язык основного источника «Юань чао би ши» («Тайная история династии Юань», 1240 г., в русском переводе «Сокровенное сказание»), хоть и называется старописьменный монгольский, не является прямым предком современного монгольского (см. Б.Я.Владимирцов. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхаского наречия. Л., 1929).

Это сказание написано на неизвестном до сих пор монгольско-тюркском диалекте. Скорее всего, это древний язык монголоязычных желтых уйгуров, потомки которых проживают в провинции Ганьсу КНР (см. Д.Ельдесов. Тайная история Чингиз-кагана. Простор. 11, 2004). Язык изначально тюркоязычных желтых уйгуров в монголоязычной среде впоследствии дополнился многочисленной монгольской лексикой.  

Общеизвестны легенды о прародительнице тюрков – Волчице. Из первоисточников прослеживается «волчье» происхождение рода Чингиз-кагана. Родословная в Степи имела вековые законы, и никто не мог их игнорировать. Основное ее правило: помни свою родословную наизусть и ничего не изменяй.

Поэтому никто не мог присвоить себе «волчье» прошлое, не имея тюркского происхождения в узком смысле, т.е. не будучи из каганского, тегинского или иного привилегированного рода. Во всяком случае, упоминание в родословной Чингиза и в названии его рода «волчьего» имени наводит на такую мысль.

На прямую связь с древними тюрками (тукю-тюркют китайских авторов) указывает название рода Чингиз-кагана – боржигин (от борйигин, «Сокровенное сказание»). Рашид-ад-дин дает объяснение этого слова с позиции народной этимологии: «серые глаза», «синеокий» (ср. монг. «бор» – «серый, сивый» (о масти); тюрк. боз-бор – «серый»). Однако слово йигин-жигин со значением «глаза, очи» не зафиксировано ни в монгольских, ни в тюркских языках.

Боржигинborjigin» по транскрипции Козина) от борйигин (бөрі йегин) на древнетюркском означает «волчий племянник, волчий царевич» (ср. тюрк. бөрi «волк», тюрк. йегин «племянник», турец. йеген «племянник», ср. каз., кирг. жиен, монг. зээ «племянник»). Йотированный согласный в тюркских языках часто переходит в «ж»: йол-жол, йоқ-жоқ и т.д. Слова тегин и йегин синонимы.

Такая семантика «борйигин» улавливается в первых словах сказания: «Предком Чингиз-кагана был Сивый Волк». Об отсутствии следов тотемизма у предков современных монголов писал Б.Я.Владимирцов в своей книге «Общественный строй монголов».

В самом деле, волк-волчица считаются легендарными прародителями в Центральной Азии только у древних тюрков и древних уйгуров (см. Н.Я.Бичурин. Собрание сведений… Т.1, Л.Н.Гумилев. Древние тюрки). Свою генеалогию древние тюрки вели от волчицы, зачавшей от мальчика-царевича, убитого врагами, а уйгуры – от девушки, отдавшейся волку.

Значение «йегин» уточняется в рамках тюркской удельно-лествичной системы престолонаследия, по которой младший брат наследовал старшему, а старший племянник – дяде (Л.Н.Гумилев. Удельно-лествичная система у тюрок в VI–VIII веках.// Сов. этнография. – 1959. – № 1). То есть, племянник являлся царевичем. Знаменитый Куль-тегин (древнетюркс. тегин – «принц-царевич») был племянником Капаган-кагана.

В данном случае йегин и тегин являются синонимами. Кроме этого, йегин у древних тюрков являлся титулом. В сказании встречаются титулы – дигин, чигин, отчигин (тюрк. «царевич огня», то есть наследник, младший сын), в основе которых йегин-тегин.

Этимология названия «борйигин» – «волчий племянник», «волчий царевич», несомненно, указывает на связь с генеалогией древних тюрков, которые сами себя называли в честь прародительницы бори, а китайцы – фули (от бури). Внук Чингиза, сын Чагатая, назван этим именем – Бури.

                                Алтай – родина предков Чингиза

В русской летописи XII века неоднократно упоминается орда Бурчевичей в южнорусских степях, известных в восточных источниках как борджиоглы (тюрк. «сын волчьего хозяина»). Случайное ли это сближение родовых названий – борджиоглы и боржигин – или имеются родственные корни в лице древних тюрков?

В 1220 году 30-тысячный корпус под командованием Джебе и Субетай сразился на Кавказе с объединенными силами кыпчаков и аланов. Не одолев их, полководцы Чингиз-кагана сказали кыпчакам: «Мы и вы – одного племени и происходим из одного рода, а аланы нам чужие. Мы с вами заключим договор, вы же оставьте нам аланов».

Боржигин является материнским родом, как и род волчицы у тюрков: «в дуалистическом миропонимании VI–VIII вв. символика пола была определяющим принципом» (Л.Н.Гумилев). Легендарная прекрасная Алан без мужа родила Бодончара – родоначальника поколения борйигин. Само имя предка означает «племенной вождь» (древнетюрк. бодун – «племя, народ», чур – «вождь»). Это титул, ибо Бодончар подчинил небольшое племя.

Так и «дышат» «вечным камнем» древних тюрков титулы, встречающиеся в генеалогии Чингиз-кагана: тудун – титул тюркской чиновной аристократии, кулюк – герой, букв. «славный, знаменитый» от древнетюрк. ку – «слава», бильге – «мудрый», отчигин (то есть оттегин) – «принц огня» и т.д. Тюркским является и титул каган.

Род Чингиз-кагана был пришлым среди местных племен, кочевавших между рек Онон и Керулен: его предки «явились, переплыв Тенгиз (внутреннее море)», то есть озеро Байкал. Чингиз и члены его рода отличались и внешне от типичных монголоидов. Каган выделялся высоким ростом, голубыми глазами, рыжими волосами и бородой, за что его прозвали Солнцеликим.

Родиной предков Чингиза можно считать горы Алтая, где скрылись остатки древних тюрков, на связь с которыми указывает значение «борйигин». Есть и хронологическое соответствие: по генеалогии возраст рода кагана определяется приблизительно в 400–500 лет.

Недаром армянский летописец Григор Акнерци писал о воинах Чингиза: «Мы слышали, что они из туркестанской родины своей перешли в какую-то восточную страну, где жили долгое время».

Рашид-ад-дин напрямую связывает происхождение боржигинов с тюрками. В сочинении историка о происхождении тюрков (и предков Чингиза) говорится, что они были загнаны в горы. Горная долина, где они скрылись, называлась Аргунэ-кун (древнетюрк. арғу – «долина между горами», қон – «оседать»). Для того чтобы выйти наружу, они расплавили гору, состоявшую из железной руды. Как известно, древние тюрки первыми в Центральной Азии освоили промышленную добычу железа на Алтае и вошли в историю как «плавильщики железа».

Род Чингиз-кагана не забывал о «расплавленной горе», плавке железа и кузнечном деле и отмечал наступление нового года приготовлением кузнечных мехов, горна и угля (Рашид-ад-дин).

Само имя Чингиз-кагана Темучжин (кит. форма) означает «кузнец» (тюрк. темурчи, монг. төмөрч(ин)). По «Сокровенному сказанию», в то время, когда Йесугай-багадур пленил татарского предводителя Темучжин-Уге (древнетюрк. уге – «мудрый», титул правителя), у него родился сын, «его и нарекли поэтому Темучжином».

Здесь надо уточнить, что титул, присвоенный Темучжину, был Чингиз-каган (см. «Сказание»), а не Чингиз-хан. Это разные должности: у тюрков хан подчинялся верховному правителю – кагану.

                                               Ваше Высочество

Чингиз (в первоисточнике это слово звучит как тюркскоеЧиңғизыңғыз: с задненебным «н» (нг, ң) и глухим «г») – тюркское слово (ср. Иланғыз, қырғыз и т.д.). Ключ к этимологии титула находится у Рашид-ад-дина. Историк несколько раз отмечает, что слово Чингиз есть множ. число от чинг, имеет усилительное значение и означает «величайший». Суффикс -ғыз, -ғиз отсутствует в монгольском. Такой суффикс со значением множ. числа имеется в древнетюркском (см. Древнетюркский словарь, Л., 1969, аффиксы).

От тюркского чың (кырг. «неприступная гора», каз. шың «вершина горы») с помощью суффикса -ғыз образовался титул Чыңғыз – «высочайший», «величайший», букв. «Ваше Высочество». Впоследствии -ғыз был вытеснен суффиксом -ңыз (ср. йарлығыңыз – «Ваше приказание»).

                                                               Язык Чингиз-кагана

Пришлый род боржигин стал смешиваться с местными племенами, и в генеологии Чингиза наряду с тюркскими именами и титулами встречаются монгольские, маньчжурские и китайские. Названия законов кагана – тюркские: Билик («Знания»), Ясак («Постановления»).

По многим языковым признакам Чингиз-каган говорил на алтайском тюркском диалекте, схожем с современными алтайскими языками, но с значительными монгольскими заимствованиями.

В то же время государственным (языком делопроизводства) был шира-уйгурский, в котором содержались как монгольские, так и тюркские лексемы с преобладанием первых. Т.е. Чингиз-каган, по крайней мере, был двуязычным, как и многие жители его улуса.

И когда говорят, что чингизиды и высшие сановники в Чагатайском улусе знали монгольский язык, то это не что иное, как уйгурский (шира югурский) язык, который был официальным языком, языком пайдз, ярлыков, посланий и денег.

Самое поразительное в языке желтых уйгуров является произвольная замена тюркских элементов монгольскими, и наоборот, что наблюдается и в языке «Сказания». Надо отметить, что официальная переписка с европейскими правителями нередко велась на тюркском языке.

Первоисточники позволяют воссоздать приблизительный языковой «портрет» рода Чингиза: на первоначальный алтайский древнетюркский пласт наслоились монгольские, тунгусо-маньчжурские и незначительно китайские языковые элементы.

Однако антропонимы времен Чингиза и последующих эпох сильно разнятся: вместо общеалтайских имен начинают преобладать монгольские, а через ламаизм и тибетские, среди которых отсутствуют такие имена как Чингиз, Тогрыл, Чагатай, Таргутай и т.д.

                                                                                                 Дастан ЕЛЬДЕСОВ,

Национальный портал «Адырна»

Комментарии
Выбор редакции