Италия входит в топ-5 крупнейших инвесторов в экономику Казахстана. По итогам прошлого года взаимный товарооборот составил около 20 млрд долларов. Об этом заявил Касым-Жомарт Токаев в ходе переговоров с Президентом Италии Серджо Маттареллой, который посетил Казахстан. Мнением о развитии казахско-итальянских отношений и сотрудничестве РК с ЕС с нашим изданием поделился директор белорусского Центра изучения и развития континентальной интеграции «Северная Евразия» Алексей Дзермант.
Алексей Валерьевич, хорошо ли развито партнёрство Казахстана и Италии? На каком уровне политические и экономические отношения двух стран?
Мы знаем, что Италия является одним из основных покупателей углеводородов у Казахстана, и экспорт нефти идёт в Италию, в том числе через Каспийский консорциум. Италии, естественно, выгодно покупать ресурсы по приемлемой цене, и РК это тоже выгодно. Поэтому отношения находятся на нормальном уровне. Италия, в общем-то, из всех стран ЕС может быть в наименьшей степени подвержена идеологическим веяниям, которые мешают ей сотрудничать с европейскими государствами. Это надо развивать, этим нужно пользоваться. Но я думаю, что если бы Италия лоббировала открытие путей и снятие барьеров на Востоке вместе с Казахстаном, это сработало бы на усиление всех государств региона.
А насколько активно, на Ваш взгляд, Казахстан демонстрирует курс на сближение с Европой?
Я бы не сказал, что Казахстан как-то активно демонстрирует курс на сближение с Европой. Во-первых, география такова, что РК — это прежде всего страна, находящаяся в центре Евразии, а Европа — периферия Евразии. Поэтому, в данном случае, я думаю, не должно идти речи о некоем курсе на сближение. Интересы, да, экономические, могут совпадать, идёт торговля, и Казахстан, естественно, открыт ко всем партнёрам, тем более если есть возможность торговать. Но я не думаю, что можно говорить о каком-то особом курсе на сближение. Казахстан проводит политику, исходя из своих интересов, из того, кого он видит партнёрами, с кем можно сотрудничать, — и делает это. Но, на мой взгляд, самыми главными партнёрами прежде всего для РК являются соседи страны.
Ранее Касым-Жомарт Токаев заявлял о том, что регион Центральной Азии может стать важным мировым транспортно-логистическим хабом. Какую роль в реализации инициативы Президента Казахстана играет укрепление сотрудничества РК и ЕС?
Да, действительно, Центральная Азия — это пересечение мировых логистических путей, и Казахстан занимает ключевое положение в регионе. Поэтому многие пути проходят через него, и это важно для позиционирования РК на мировой арене. Я думаю, что Казахстан может укрепить сотрудничество с ЕС в том случае, если в Европейском союзе поймут, что путь на Восток, в Евразию, лежит, в том числе, и через ближайших соседей — Беларусь, Россию. Поэтому нужно налаживать отношения с ними. Казахстан, естественно, тоже не останется в стороне — пути пройдут и через него. Поэтому мы вместе можем добиваться снятия этих барьеров и санкций, которые на самом деле мешают сотрудничеству в Евразии.
Казахстан всё чаще называют лидером экономического развития Центральной Азии. Хотелось бы услышать Ваше мнение.
Казахстан, да, претендует на такую роль, у него есть для этого потенциал. Но не будем забывать, что есть и другие государства в Центральной Азии. Я думаю, что лучше говорить не о каком-то единоличном лидерстве, а о совместном. Если бы регион развивался через сотрудничество, это было бы выгодно всем. Плюс, конечно, это сработало бы не только на региональных игроков — соседей, Россию, Китай, — но и повысило бы значимость Центральной Азии в целом. То есть здесь нужно позиционировать себя не как единственного исключительного лидера, а как конструктивного игрока, который вместе с партнёрами может реализовывать совместные проекты на благо всех.
У Казахстана новая политико-экономическая парадигма, основанная на знаниях и инновациях. Как Вы считаете, какое значение это имеет для выстраивания партнёрства с зарубежным бизнесом и инвесторами?
Можно, конечно, принять красивую политико-экономическую программу — с инновациями, знаниями, модными словами. Но вопрос в том, как она будет реализовываться, и вопрос в том, как показывать результат. Вот если Казахстан это продемонстрирует, я думаю, инвесторы и партнёры сами всё увидят, будут относиться к РК на должном уровне, сотрудничать с республикой, привлекать и привозить инвестиции. Но для этого, конечно, помимо планов и программ, нужны реальные дела и достижения. Я думаю, что у Казахстана всё может получиться — и получится. Потенциал есть. Важно твёрдое руководство, понимание стратегических целей и системная работа по их достижению.