Алгоритм макроэкономических реформ: путь к стабильному росту Казахстана

2677
Adyrna.kz Telegram

На совместном заседании палат Парламента 22 июня 2019 года я провёл краткий анализ экспортно-сырьевой модели экономики и пришёл к выводу, что она выполнила свою миссию. В связи с этим стране необходима новая модель экономического роста. В марте 2022 года Президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству «срочно приступить к разработке нового пакета структурных реформ в экономике». Это поручение вызвало значительный интерес, поскольку подтвердило необходимость качественного обновления экономической стратегии.

В Послании народу Казахстана от 1 сентября 2023 года Президент официально провозгласил переход к новой экономической модели. Для реализации этого курса Агентство по стратегическому планированию и развитию РК совместно с Правительством должно было представить детальный и понятный план действий. Однако в интервью от 3 января 2025 года Президент РК отметил, что текущая работа руководителей-экономистов оставляет желать лучшего. В этой связи я предлагаю собственный алгоритм реализации указаний Главы государства.

Теория и общие принципы

​Согласно экономической теории каждая страна формирует свою модель с учётом уникальных факторов – наличия полезных ископаемых, географического положения, размеров территории, плотности населения и других особенностей. Нет «универсального рецепта», одинаково эффективного для всех. Задачи национальной экономики зависят от долгосрочных целей и текущего потенциала государства.

Переход от одной модели к другой требует времени и системной работы: необходимо устранить «завалы» прежнего уклада, усилить управляемость экономики и внедрить структурные изменения. Это процесс, включающий переходный период, в течение которого создаются условия для строительства новой экономической системы.

Сырьевая модель и её ограничения

С 1991 года Казахстан развивал экономику, ориентированную на экспорт природных ресурсов. «Указы Президента РК, имеющие силу закона и принятые после роспуска Верховного Совета XIII созыва…», способствовали приватизации стратегических отраслей в интересах узкого круга лиц. В результате страна привлекла прямые иностранные инвестиции (ПИИ) свыше 300 млрд.долларов США, преимущественно в сырьевой сектор, при этом многие контракты подписывались на условиях, не учитывающих интересы государства.

21 января 2022 года Президент, ссылаясь на данные международных экспертов (в частности, KPMG), отметил, что «162 человека владеют половиной благосостояния Казахстана». Такая концентрация капитала усиливает социальное неравенство и тормозит развитие конкуренции. Глава государства также указал на проблему олигополии, когда бизнес сосредоточен в руках немногих, лишая остальных равных условий для роста. Он призвал провести реформы, направленные на устранение этих дисбалансов и справедливое распределение национального дохода.

Основные проблемы экономики

Сегодня основа "казахстанской болезни экономики" характеризуется следующим:

1. олигополия и монополизация базовых отраслей экономики (нефть, металлургия и др.);
2. недостатки банковской системы: высокая базовая ставка, повышенная инфляция, низкий объём кредитования реального сектора и волатильность курса тенге;
3. законодательство, изначально созданное для сырьевой модели, которое зачастую препятствует диверсификации экономики.

Наряду с эти надо признать факт того, что долгосрочное развитие экспортно-сырьевой модели привело к усилению сырьевой зависимости и ограничению внутреннего производства.

Для решения "казахстанской болезни экономики" я предлагаю следующий алгоритм и "шоковую терапию" ее лечения.

Системные проблемы и пути их решения

Как эксперт и специалист, имеющий многолетний опыт работы в исполнительных и законодательных органах, я вижу системные проблемы и контуры их решения в следующем:

1. Регистрация крупных компаний в низконалоговых юрисдикциях.

- необходимо интегрировать в законодательство международные соглашения в рамках ОЭСР и G20 по борьбе с BEPS (Base Erosion and ProfitShifting);

- ввести обязательное декларирование доходов и раскрытие информации о бенефициарах для повышения прозрачности и налоговой дисциплины;

- пересмотреть условия договоров с ТНК (особенно СРП) с акцентом на увеличение доли прибыли, остающейся в стране;

- стимулировать реинвестиции внутри Казахстана через налоговые преференции для компаний, вкладывающих средства в местные проекты.

2. Усиление контроля на валютном рынке.

Для достижения целей в данном направлении надо:

- ввести жёсткий контроль за валютными операциями для минимизации спекуляций и нелегального вывода капитала;

- повысить прозрачность сделок и ограничить спекулятивные операции для нерегулируемых участников;

- создать механизмы мониторинга крупных валютных транзакций и установить лимиты на вывод капитала без подтверждённойэкономической целесообразности;

- развивать внутренние механизмы валютного клиринга для сокращения зависимости от зарубежных расчётных систем.

3. Обеспечение прозрачности финансовых потоков.

Прозрачность финансовых потоков и контроль за валютными операциями критичны для повышения доверия к экономике. Для этого надо  принять алгоритм следующих действий:

- ввести детализированную отчётность по финансовым потокам, включая валютные сделки крупных компаний;

- внедрить автоматизированные системы мониторинга для отслеживания репатриации прибыли и выявления теневых операций;

- обязать экспортёров хранить часть валютной выручки в отечественных банках для формирования достаточных резервов.

4. Формирование положительного платёжного баланса.

Платёжный баланс — один из важнейших экономических индикаторов, отражающий все операции страны с внешним миром: торговлю товарами и услугами, движение капиталов и трансферты. Обеспечение положительного сальдо платёжного баланса напрямую влияет на курс национальной валюты. Для этого необходимо:

- развивать несырьевой сектор, упрощать выход отечественных компаний на внешние рынки и поддерживать экспорт;

- обеспечить льготное кредитование и субсидирование малого и среднего бизнеса, ориентированного на экспорт;

- сокращать импорт через стимулирование внутреннего производства и программы импортозамещения, что приведёт к росту внутреннего предложения валюты и стабилизации курса тенге.

Таким образом при увеличении несырьевогоэкспорта и одновременном сокращении импорта растёт предложение валюты на внутреннем рынке, что снижает давление на тенге и уменьшает его колебания.  

5. Управляемый курс тенге.

Одним из ключевых факторов стабильности национальной валюты является положительное сальдо счёта текущих операций. Кроме этого, для снижения волатильности тенге предлагается:

- перейти от полностью плавающего курса к управляемому режиму с узким диапазоном колебаний;

- укреплять валютные резервы для повышения устойчивости в кризисные периоды, что замедлит рост цен на импортируемые товары и снизит инфляцию.

Более стабильный курс тенге замедляет рост цен на импортируемые товары (продовольствие, медикаменты, оборудование), что в конечном итоге снижает общий уровень инфляции и формирует более умеренные инфляционные ожидания у бизнеса и населения.

6. Снижение инфляции.

Для достижения этой цели первоочередными шагами надо сделать следующее:

- стабилизировать курс тенге для минимизации импортируемой инфляции;

- формировать прозрачную политику Национального банка, направленную на снижение инфляционных ожиданий.

- регулировать цены на ключевые товары через развитие местного производства и антимонопольный контроль.

7. Постепенное снижение базовой ставки.

При правильных механизмов и мер по снижению инфляции и стабилизации валютного рынка Национальный банк сможет постепенно снижать базовую ставку, делая кредиты доступнее и стимулируя внутренние инвестиции.

Обоснование комплексного подхода

Проблемы олигополии, офшоризации и невыгодных соглашений (СРП) напрямую влияют на доходную часть бюджета, курс тенге, инфляцию и возможность снижения базовой ставки. Олигополии в стратегических секторах (нефть, газ, металлургия) могут влиять на объемы экспорта и, соответственно, на спрос и предложение валюты. Если крупные компании предпочитают хранить заработанную валюту за рубежом, предложение тенге снижается, что усиливает давление на курс доллара и вынуждает Национальный банк применять жёсткие меры для стабилизации.

Казахстан также теряет значительные суммы из-за деятельности компаний, зарегистрированных в офшорах и низконалоговых юрисдикциях. Такие схемы уменьшают налогооблагаемую базу и способствуют оттоку капитала. Возможные приемыи схемы снижения налогов включают:

регистрацию дочерних компаний в офшорныхзонах (Кипр, Люксембург, Нидерланды и др.);

- трансфертное ценообразование - продажу товаров или услуг аффилированным структурам по заниженной цене;

- использование льгот, прописанных в контрактах, и применение двусторонних соглашений о предотвращении двойного налогообложения.

Для примера: если нефтяная компания продаёт добытую нефть своему дочернему предприятию, зарегистрированному в офшоре, по заниженной цене, реальная прибыль в Казахстане не отражается в полном объёме. Это не только сокращает налоговые поступления, но и усиливает давление на национальную валюту.

Проблема офшоризации и международный опыт

Казахстан имеет соглашения с рядом стран о предотвращении двойного налогообложения. Вместе с тем Казахстан также часто предоставляет иностранным компаниям налоговые льготы, что уменьшает бюджетные поступления. При этом часть прибыли, которая могла бы реинвестироваться в экономику, уходит за рубеж -особенно это заметно в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях.

Как решить проблему офшоризации?

Для эффективной борьбы с уклонением от налогов через офшорные схемы Казахстану следует:

- ужесточить требования к раскрытию информации о бенефициарах, включая тех, кто зарегистрирован в офшорах;

- усилить контроль над трансфертным ценообразованием, внедрив международные стандарты (например, правила BEPS ОЭСР);

- пересмотреть соглашения о двойном налогообложении, чтобы исключить злоупотребления льготными ставками.

Анализ международного опыта показывает, что такие меры активно применяются в некоторыхстранах. Например, Норвегия будучи крупнымэкспортером нефти и газа, в 1970-е годы она столкнулась с проблемой прозрачности доходов от природных ресурсов. Ключевые меры включали создание Государственного пенсионного фонда, строгий контроль за трансфертным ценообразованием и активное участие в международных налоговых соглашениях. Эти шаги позволили стране стабильно управлять доходами от углеводородов.

Государство Чили, являясь одним из лидеров по добыче меди, внедрила систему прогрессивного налогообложения для горнодобывающих предприятий, что позволило учесть мировые цены на медь и существенно увеличить бюджетные поступления. Усиленный надзор за трансфертнымценообразованием и экспортными операциями повысил прозрачность контрактов.

Наконец Боливия, обладая богатыми запасами природного газа и нефти, в начале 2000-х годов столкнулась с оттоком капитала. Национализация нефтегазовой отрасли в 2006 году позволила вернуть государству ключевые активы, увеличить долю доходов от добычи и усилить контроль за ценами и условиями контрактов.

Эти примеры показывают, что пересмотр политики налогообложения природных ресурсов, введение прогрессивных ставок и усиление контроля над прибылью компаний способны обеспечить более справедливое распределение доходов, что особенно актуально для Казахстана.

Инфляция: необходимость комплексной борьбы

​Национальный банк и правительство Казахстана в последние годы в основном борются с инфляцией путём повышения базовой ставки. Однако такой подход не устраняет фундаментальные причины роста цен и даёт лишь временный эффект. Для устойчивого решения проблемы необходимо:

1. провести глубокий анализ источников инфляции, различая внутренние и внешние факторы (мировые цены, колебания валютных курсов и т.д.);
2. создать систему государственного мониторинга цен в ключевых отраслях экономики (сельское хозяйство, топливо, фармацевтика и т. п.) для оперативного выявления необоснованных наценок;
3. разработать меры по пресечению монопольных или картельных сговоров, способствующих росту цен.

Без понимания первопричин инфляции повышение ставки может лишь временно сдерживать рост цен, не решая основную проблему. Необходим комплексный подход, включающий структурные меры и прозрачную политику Национального банка.

Механизмы прозрачного ценообразования

Для контроля необоснованного роста цен и снижения инфляционных рисков государство может ввести единую систему мониторинга стоимости товаров и услуг. Возможные механизмы:

А) создание цифровой платформы мониторинга цен, что включает:

- единый онлайн-ресурс, где бизнес регулярно загружает информацию о ценах, указывая причины их повышения (рост себестоимости, инфляция, изменение курса валют, налоги и т. д.);

- интеграцию платформы с налоговыми органами, маркетплейсами и кассовыми системами.

Такой подход дал положительные результаты в Китае и России.

Б) обязательное обоснование роста цен, то есть :

- крупные компании и оптовики, при повышении цен свыше определённого порога (например, 5% за месяц), должны пояснять причины в специальном государственном реестре;

- для малого бизнеса можно предусмотреть упрощённый режим отчётности.

В) автоматизированный контроль в торговых сетях, а именно:

- использование API-интерфейсов для передачи данных о ценах в режиме реального времени от торговых сетей и маркетплейсов.

В качестве положительного примера можно привести опыт Германии с автоматизированными системами отслеживания цен и России с системой контроля движения товаров.

Потенциальные риски внедрения системы

При недостаточно продуманных решениях и алгоритмах нас будут сопровождать следующие риски, которые при умном подходе можно избежать или минимизировать. Имя являются:

- административная нагрузка - малому бизнесу может быть сложно обеспечить регулярную отчётность, но возможно следующее решение -освобождение микропредприятий от избыточных требований;

- риск манипуляций - компании могут формально оправдывать рост цен, но выход можно найти из разработанных механизмов проверки (налоговые отчёты, информация о закупках и т. д.).

- антимонопольные вопросы, так как общедоступная информация о ценах может способствовать сговорам, что требует разработкизащитных механизмов;

- нагрузка на IT-инфраструктуру, что требует необходимость разработки удобной платформы с надёжной технической поддержкой.

Алгоритм внедрения в Казахстане

Для умного читателя алгоритм внедрения предлагаемых реформ состоит из простых трех шагов:

1. пилотный проект, который требует запуска платформы для социально значимых товаров (продовольствие, ГСМ, медикаменты) и оценкуадаптации бизнеса и внесения необходимыхдоработок;
2. подключение крупных сетей и маркетплейсов с наложением обязанностикрупнейшим ритейлерам (например, Magnum, Small и др.) передавать данные в режиме реального времени с интегрирацией системы с налоговыми органами для проверки обоснованности роста цен;
3. расширение (распространения) охвата, то есть распространить мониторинг на все товары (за исключением услуг и уникальных позиций)с параллельной модернизацией алгоритмованализа и сигнализации о резких скачках цен.

В результате уверен, что будет ожидаемоповышение прозрачности ценообразования, снижение инфляции за счёт контроля наценок и рост доверия между бизнесом, государством и потребителями.

Пересмотр соглашений о разделе продукции (СРП)

Многие контракты на недропользование, подписанные в 1990-х годах, изначально выгодные для иностранных компаний, сегодня выглядят несправедливо в условиях развивающейся экономики Казахстана. Несмотря на значительные доходы от нефти, большая часть прибыли уходит за рубеж, а местное население редко получает ощутимые выгоды в виде улучшенной инфраструктуры, создания рабочих мест или социальных программ. Кроме того, добыча нефти связана с экологическими рисками, а зарубежные операторы не всегда несут полную ответственность за их устранение.

Почему важно пересмотреть контракты?

- во-первых, конституционная норма о том, что недра Казахстана принадлежат народу, и государство обязано защищать интересы граждан;

- во-вторых, опасность прецедента - дальнейшие уступки могут подорвать суверенитет и зависимость от международных компаний;

- в-третьих, сырьевая зависимость и отток доходов за границу усиливает зависимость от внешних факторов, что тормозит диверсификацию экономики.

В этой связи необходимо провести следующие действия:

- провести переговорный процесс (политическое решение уже принято Президентом);

- использовать международный опыт (например, пересмотр контрактов в России или Индонезии) для увеличения доли государственных доходов.

Теневая экономика: масштабы и проблемы

Казахстан стремится сократить объём теневой экономики, который, по разным оценкам экспертов, составляет 20 - 25% ВВП. Однако налоговое администрирование сталкивается с рядом проблем:

- высокий уровень теневой занятости, так какзначительное число граждан работает без официального оформления, что снижает налоговые поступления;

- мелкий бизнес «в тени», что позволяет многие предприятиям уклоняться от официального учета;

- «серые» и «чёрные» зарплаты, который как правило действуют в строительной отрасли и торговле и значительная часть выплат не отражается в официальных отчётах.

Анализ по данной проблеме показал следующее. Так, по данным БНС АСПР за 2021 год фонд оплаты труда (ФОТ) достигал 26,2 млрд.тенге, а база для пенсионных отчислений – лишь 11,4 млрд. тенге, что указывает на разницу порядка 56%.

По состоянию на IV квартал 2022 года, из 8,9 млн. занятых в стране только 6,7 млн. участвуют в пенсионной и страховой системах.
– По оценкам экспертов, более 50% общего ФОТ может находиться «в тени».

Выводы подтверждаются также следующими фактами. Например, объём переводов физических лиц из Казахстана в Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан за 2021–2023 годы превысил 1 трлн. тенге, тогда как официальные доходы граждан этих стран составили 136 млрд. тенге. В 2021 году 942 тыс. налогоплательщиков работали по упрощённой системе, при этом почти 70% показывали годовой оборот менее 5 млн. тенге, что подтверждает масштаб недекларируемой деятельности в МСБ.

Решение проблемы возможно только при комплексном подходе: совершенствовании налогового администрирования, ужесточении контроля за зарплатами и операциями МСБ, а также стимулировании перехода компаний из «тени» через упрощённые отчётные механизмы.

Задачи ВАП и проблемы прогнозирования доходов

​Сравнение банковских платежей и налоговых деклараций показывает, что у ряда компаний обороты занижены в десятки, а то и сотни раз. Высшая аудиторская палата (ВАП) завершила аудит мер по противодействию теневой экономике и выявила, что отсутствует единый государственный орган, координирующий все ведомства в этой сфере. Ранее такие функции выполняло Агентство по финансовому мониторингу, но позднее они были исключены.

Правительство пообещало устранить существенные недостатки, выявленные ВАП. Среди предложений – изменить «Закон о ВАП», расширив его полномочия для проведения аудита доходной части бюджета ещё на стадии планирования, а также включить аудит платёжного баланса, чтобы Министерство финансов и Национальный банк отчитывались перед Парламентом о внешних потоках капитала.

Проблемы прогнозирования доходов

Проблема достоверного прогнозирования доходов заключается в том, что на сегодня:

1. имеет место ограниченность современных методов оценки и механизмов, что заставляет использование традиционных, как правило, недостаточно эффективных методов (кассовый метод, экспертные оценки);
2. отсутствие современных эконометрических моделей, машинного обучения и Big Data;
3. низкий уровень интеграции данных между налоговыми органами и банками;
4. игнорирование поведенческих факторов, влияющих на налогоплательщиков.

В то же время в развитых странах для прогнозирования доходов применяют регрессионный анализ и временные ряды, используют машинное обучение для анализа больших объёмов данных, проводят сценарный анализ и стресс-тестирование влияния экономических шоков.

Полагаю, что Казахстану архиважно для достижения целей в этом вопросе необходимо не стесняясь применять опыт передовых стран, несмотря на то, что это выявит многолетнюю коррупционную составляющую в э том вопросе. Уверен, что если Казахстан начнёт внедрять инструменты передовых стран, точность прогнозов бюджетных доходов вырастет, что позволит эффективнее формировать фискальную политику и снизить масштабы теневой экономики.

Предложения по улучшению контроля

Полагаю, что настало время создать отдельный департамент при ВАП для внешнего аудита данных Национального банка и организовать совместные проверки ВАП и Национального банка по стратегическим направлениям с усилениемпарламентского контроля. Важно по итогам контроля проводить публичное представление отчётов с участием экспертов, НПО и СМИ.

Информационно полезно всем нам знать, что согласно данным Global Financial Integrity, ежегодно из Казахстана нелегально выводится около 16,7 млрд. долларов, что за 10 лет может достигнуть 167 млрд. долларов, а с учётом всех каналов даже 200 - 300 млрд. долларов. При этом доходная часть бюджета на 2024 год составляет около 18,5 трлн. тенге (примерно 39 млрд.долларов), а ежегодный отток в 16 - 20 млрд.долларов сопоставим с примерно половиной этой суммы.

Поэтому для снижения ущерба необходимо:

- присоединиться к международным соглашениям по обмену налоговой информацией (FATCA, CRS);

- анализировать счета казахстанских резидентов в зарубежных банках и раскрывать реальных владельцев компаний;

- облагать налогом офшорные операции по примеру США и ЕС;

- внедрить автоматизированный мониторинг подозрительных транзакций;

- ограничить вывод капитала для сомнительных операций.

Налоговые льготы: итоги аудита Счётной палаты

Аудит Счётной палаты за 2022 год выявил выпадающие доходы в размере 8,1 трлн. тенге, что обусловлено неэффективными налоговыми преференциями. В первоначальной редакции проекта «Налоговый кодекс» предлагалась отмена льгот на 330,3 млрд. тенге, а после поручения Президента приняли вариант с отменой льгот на 1,3трлн. тенге.

При этом только за 2021 год льготы использовали 66346 юридических лиц, но 80% налоговых поступлений внесли всего 258компаний. Поэтому необходимо:

- провести комплексный анализ всех налоговых преференций (включая перенос убытков и вычеты);

- оценить экономическую эффективность каждой льготы;

- ввести чёткие критерии, включая ограничение срока действия и обязательные встречные меры.

Лишь такой подход позволит оптимизировать систему льгот, не нанося ущерба приоритетным отраслям экономики и при этом сохранитьбюджетные доходы.

Проект «Кодекса о закупках»: необходимость и решение проблем

Расходы республиканского бюджета на 2023 год составили 25 трлн. тенге, из которых около 4,5трлн. тенге направляются на программы (строительство, капремонт, субсидии, кредиты и т. д.), где часто возникают уже ставшие традиционными следующие проблемы:

- завышение цен - разработчики смет могут включать товары конкретного поставщика по завышенной стоимости;

- схемы «из одного источника» - конкурсные процедуры зачастую приводят к победе «нужного» поставщика;

- нецелевое использование средств и «обналичивание» через фирмы-однодневки;

- снижение качества работ из-за попыток «совмещения интересов».

Программа банковского сопровождения контрактов

Такой механизм, успешно применяемый в Киргизии и крупных компаниях (РЖД, «Газпром», «Росатом»), предполагает:

- исключение «обналички» и участия фирм-однодневок;

- мониторинг роста цен (при превышении 30% платежи приостанавливаются до выяснения причин);

- предотвращение нецелевого расходования средств;

- контроль сроков реализации контрактов.

В 2021 году в Сенате Парламента РК предлагали Фонду «Самрук-Казына» внедрить подобную программу, но на практике инициатива не нашла поддержки. Тогда Министерство финансов заявило о том, что казначейская система уже решает такие вопросы, но министерство не имеет технической возможности отслеживать движение средств внутри банков второго уровня (БВУ).

Множественность и непрозрачность закупок

В Казахстане действуют различные виды закупок от государственных (бюджетных) до субъектов квазигоссектора и Фонда «Самрук-Казына», министерств образования, здравоохранения, Национального банка, отдельныхплатформ для естественных монополий, к которым антимонопольные органы имеют ограниченный доступ и др..

Такое разнообразие правил затрудняет соблюдение принципов добросовестной конкуренции и равных возможностей для поставщиков, а также способствует заключению прямых контрактов, что снижает прозрачность закупок.

«Тарифы в обмен на инвестиции»: риски

Эта схема оправдана лишь при строгом контроле за расходами. В текущих условиях отсутствие прозрачности закупок у естественных монополистов и высокая доля прямых контрактов создают риск злоупотреблений. Решение я вижу в принятии единого Кодекса о закупках, который объединит все виды закупок в единый законодательный акт, предусматривающий:

- унифицированные принципы и процедуры;

- жёсткий контроль за качеством проектов и использованием средств;

- механизмы банковского сопровождения для крупных договоров;

- полную прозрачность и доступ антимонопольных органов к данным о торгах, особенно в секторах естественных монополий.

О законодательстве в Казахстане

За последние 30 лет в Казахстане сложилась устойчивая система вывода капитала, поддерживаемая пробелами в законодательстве и лоббистскими интересами. Для её преодоления необходима комплексная реформа законодательства.

Основные проблемы действующего законодательства:

- слабый контроль трансграничных операций и отсутствие прозрачных механизмов перевода денег за рубеж.

- регистрация компаний на номинальных владельцев, что затрудняет установление реальных бенефициаров.

- недостаточный обмен информацией между Казахстаном и зарубежными налоговыми органами.

- упрощённое получение гражданства или ВНЖ за рубежом через льготные инвестиционные программы, способствующие выводу капитала.

Сейчас нужно в срочном порядке сделать следующие шаги:

- провести анализ правовой базы для выявления лазеек;

- изучить международный опыт борьбы с офшорными схемами;

- создать рабочую группу из экономистов, юристов и экспертов для комплексной оценки проблемы;

- разработать и внести поправки в законы, например, создать единый Закон о деофшоризации, предусматривающий:

• раскрытие информации о бенефициарах по стандартам ЕС и ОЭСР;

• налог на офшорные операции;

• ограничения на сделки с компаниями, зарегистрированными в офшорах.

Закон «О правовых актах» и проблемы законотворчества

В п.2. ст.1 Конституции РК определено, что основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан являются "...экономическое развитие на благо всего народа...". В реальности мы видим, что благами пользуются 162 олигополиста.

В ст. 30 закреплено, что образование должно соответствовать Национальным стандартам, а в законе об образовании запрещено открытие филиалов вузов. Вместе с тем в последнее время стало нездоровой тенденцией открытие филиалов зарубежных вузов и институтов без внесение соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

п. 3 ст. 61  Конституции РК указывает, что Парламент принимает законы, регулирующие основные общественные отношения, но существующие нормы не чётко определяют, какие вопросы должны решаться на уровне закона, а какие – подзаконных актов.

Таким образом имеем налицо кризис конституционной экономики. Иначе говоря несоответствие принимаемых нормативно-правовых актов и решений нормам Конституции РК.

В настоящее время в Мажилисе РК рассматривается проект Закона «О правовых актах». Ключевые вопросы и основные новеллы состоят в следующем:

- определение критериев разграничения законов и подзаконных актов;

- механизм общественного мониторинга и учет мнения граждан;

- усиление роли общественных организаций повысит прозрачность законотворчества;

- требования к квалификации разработчиков законопроектов и порядок их финансирования.

Полагаю можно дать следующие рекомендации по совершенствованиюзаконопроекта:

- ввести детальные положения о разграничении регулирования – какие отношения регулируются законами, а какие – подзаконными актами;

- установить минимальные стандарты квалификации для участников разработки законопроектов;

- закрепить порядок финансирования разработки законов;

- обязать государственные органы проводить публичные слушания и давать обратную связь;

- обеспечить прозрачность работы государственных структур и доступ общественности к информации;

- установить ответственность за рассмотрение обращений граждан;

- создать электронные платформы для онлайн-обсуждения и голосования;

- тщательно проверять соответствие проектов законов на соответствие Конституции РК

Коррупционные схемы и механизмы вывода капитала

Система коррупции и теневых финансов, сложившаяся за десятилетия, не может быть быстро преобразована без решительных действий руководства. Основными препятствиями для этого являются:

- интересы "элиты", заинтересованной в сохранении существующих схем;

- длительные взаимоотношения с властью, которыесложно изменить одним решением;

- выведенные капиталы, возвращение которых уже представляет серьёзную проблему и опасность;

- недостаточная независимость судебной системы, прокуратуры и финансового мониторинга;

- внутреннее сопротивление реформам со стороны госструктур.

В целом преодолеть систему можно, если последовательно и комплексно реализовать предлагаемые реформы, что позволит:

- укрепить курс тенге за счёт сокращения утечки капитала;

- снизить инфляцию благодаря стабильности денежного рынка;

- повысить доверие к национальной валюте и создать условия для снижения базовой ставки.

Влияние предлагаемых мер на инвесторов и инвестиционную привлекательность

Существует опасение, что жёсткие меры против теневой экономики и пересмотр невыгодных контрактов могут отпугнуть инвесторов. Вместе с тем, международный опыт (Норвегия, Чили, Канада, Индонезия, страны ЕС) показывает обратное:

- прозрачная и предсказуемая среда важна для добросовестных инвесторов, стремящихся к долгосрочному сотрудничеству;

- защита национальных интересов укрепляет доверие общества и обеспечивает политическую стабильность;

- принципы ОЭСР и G20 создают понятные правила игры, снижая коррупционные риски;

- рост устойчивости финансовой системы за счёт ограничения утечки капитала и контроля инфляции привлекает капитал в реальный сектор;

- опыт стран с жёстким фискальным контролем демонстрирует, что высокие стандарты способствуют увеличению прямых инвестиций в конкурентоспособные отрасли.

Главная цель – построить прозрачную и диверсифицированную экономику, соответствующую международным нормам, что стимулирует устойчивые инвестиции, правовую защиту и стабильное взаимодействие с государством. Переход от сырьевой модели к более разнообразной и прозрачной экономике - это шанс для Казахстана создать будущее, в котором каждый гражданин почувствует улучшение качества жизни.Комплексный алгоритм реформ предлагает четкий и понятный план действий, который, при последовательной реализации, поможет Казахстану перейти к новой модели развития, выгодной для всех слоёв населения.

Выраженные мною мысли и предложения являются реализацией поручения Главы государства об общественном оптимизме на деле.

Адильбеков Д.З.

Депутат Верховного Совета РК XIII созыва,
депутат Сената Парламента РК VI–VII созыва

Комментарии