Каждый день по дорогам городов всего мира бегают маленькие юркие «Фольксфагены» модели «Гольф». Это потомки того самого «народного автомобиля», получившего запоминающееся имя «Жук».
3 сентября 1875 года в семье Антона Порше родился мальчик. Ему дали имя Фердинанд. Первые уроки грамоты будущему автоконструктору преподала мать, которая нечаяла души в неразговорчивом сыне. Мальчик которого прозвали ласково Ферди, до 12 лет нигде не учился. Однажды отец его взял с собой в мастерскую. Ферди явно было не по силам такое занятие, но он безропотно помогал отцу. Итак каждый день по двенадцать часов.
Шло время и мальчик постепенно погрузился в премудрости техники.
Шел 1890-й год. Однажды мастер который славился своим умением перекрывать металлом крыши, изготавливать чугунные изгороди и железные ворота возвращался домой. Работать пришлось всю ночь и целый день. Летнее солнце клонилось к закату. Улицы городка где был лишь один дом, освещавшийся электрическими лампами: ратуша, быстро погружались в сумеречную темноту.
Неожиданно для себя самого Антон Порше остановился в удивлении. Его скромный дом превратился в храм! Крыльцо было охвачено волшебным сиянием, окно прихожей светилось. Тут распахнулась дверь и на пороге появился Ферди.
Ну как? – Спросил он. – нравится?
Что это такое? – спросил отец, когда к нему вернулась способность говорить.
Электрическое освещение. Аккумулятор – его заряжает генератор, соединенный с
ветряком, – бойко ответил сын ожидавший радость одобрения.
Где, покажи. – спросил мастер.
Сын повел отца в дровяной сарай за домом, где устроил себе тайную мастерскую. Там находилось его техническое хозяйство.
И тут произошло самое неожиданное... Порше старший пришел в ярость! Он со всей силы пнул ближайшую банку. Та раскололась и дымящаяся жидкость вылилась в его ботинок.
Это же соляная кислота, быстро ногу в воду! – закричал сын. На глазах у мастера
ботинок распадался на части, и он быстро засунул ногу в бочку с дождевой водой. К счастью, кислота не дошла до ноги.
Вдоволь повозмущавшись отец все же послушался жену и согласился, что сыну надо пойти в школу. Учиться пятнадцатилетнему парню пришлось в вечерней школе. Днем надо было работать в мастерской у отца. В конце дня, после полной «взрослой» смены Фердинанд на велосипеде добирался в соседний город Райхенберг – сегодня это чешский Либерец. Итак четыре года подряд. Мальчик учился на «отлично».
Когда Фердинанду Порше исполнилось 19 лет, он окончив вечернюю школу покинул отцовский дом и перебрался в Вену. На вопрос матери – что он собирается делать в Вене, юноша ответил:
Покорить весь мир.
Тогда он и сам не подозревал о том, что через шесть лет он выполнит свое обещание.
Прибыв в столицу Австрии в поисках работы он заглянул в одну мастерскую, другую. Но везде ему показалось мелко, неинтересно... И он отправился на завод Лонера, выпускавший локомотивы. Почему именно сюда? Потому что здесь помимо паровозов выпускали электромобили.
36-летний Лонер рассмеялся, услышав слова Фердинанда о том, что тот желает устроиться на его завод конструктором. А почему бы сразу не директором? – спросил он.
Но прочитав рекомендательное письмо от городской управы и поговорив с Фердинандом он сказал:
Именно вы мне и нужны. Но дайте слово, что будете посещать курс технического
университета.
Перед Фердинандом была поставлена сложная задача – сконструировавать авотмобиль на элекртической тяге, который бы не только передвигался но и быстро продавался.
Опытный образец получился на славу. Машина получилась компактной, быстрой – она могла передвигаться с хорошей для конца ХІХ века скоростью в 40 километров в час. Но значительную часть веса машины составляли свинцовые аккумуляторы на одной зарядке которой можно было проехать лишь час. Лонер был доволен и сам раскатывал на электромобиле. Но с точки зрения Фердинанда это был полный провал. Час езды? Куда можно уехать на такой машине?
И вот однажды он зашел в кабинет Лонера с ворохом чертежей.
Людвиг, я придумал то, чего до меня никогда не было.
Из кабинета директора он вышел в должности главного конструктора. Так была изобретена гибридная силовая установка, состоящая из двигателя внутреннего сгорания, аккумуляторов и двигателей. Бензиновый двигатель, работающий на постоянных оборотах, выделяет минимальное количество продуктов горения топлива – это изобретение актуально и сейчас.
Впервые увидев машину в сборочном цехе Людвиг Лонгер воскликнул:
Фердинанд, как эта штука передвигается? У нее же нет приводной цепи!
Машина «Лонер-Порше» взяла Гран-при Парижской выставки. На выставке, во время демонстрации автомобиля кто-то спросил:
А насколько быстр ваш автомобиль?
Самый быстрый в мире. Скоро сможете убедиться сами.
Фердинанду Порше было 25 лет и он стал знаменит.
В том же 1900 году он увлекся автогонками. Молодой амбициозный Порше всеми силами стремился доказать преимущества своего автомобиля над разработками конкурентов. А что может быть убедительней победы в автогонках?!
Осенью он выводит для того времени революционную машину «Лонер-Порше», на гоночный трек. Извилистый трек, проложенный по холмистой, изобилующей подъемами и спусками местности длиной в шесть миль Порше преодолел за четверть часа. Это был мировой рекорд. Три последующих десятилетия он будет постоянно будет конструировать гоночные автомобили. И станет сам принимать участие в гоночных заездах.
У него было все: слава и деньги. Но это было не главное. Однажды Порше задумался – вот было бы неплохо, если машина стала доступна каждому человеку. Самому обыкновенному, с средним доходом. Чтобы автомобиль стал средством передвижения, а не признаком богатства и превосходства одних перед другими.
В рабочих тетрадях конструктора появляются первые наброски «народного автомобиля». Но первая мировая война изменила планы Порше.
После ее окончания он вспомнил почти забытую идею. Каким он должен быть? Вопросов было больше чем ответов. Но Порше не отступал.
В мае 1938 года в 50 милях от Ганновера, в местечке Вольсфбург, был заложен первый камень в основание нового автомобильного завода-гиганта. Но со временем стало ясно, что средств не хватает и нужны новые капиталовложения. Тогда и была объявлена народная подписка. Всем кто еженедельно вносил по 5 марок на специальный счет, был обещан новый автомобиль. За несколько месяцев подписка принесла 67 миллионов марок.
Газеты и журналы пестрели восторженными статьями о новой машине Порше. Машина в самом деле оказалась на редкость динамичной, быстрой, устойчивой и комфортабельной. Именно «Жук» стал судьбоносной машиной в жизни технического гения в которой случались стремительные падения и такие же головокружительные взлеты.
Бердалы ОСПАН
Национальный портал "Адырна"