«В Казахстане нарастает энергодефицит, а износ на некоторых электростанциях доходит до 90%»

99
Adyrna.kz Telegram

Чем грозит нехватка электроэнергии в Казахстане, как эту проблему решить и научить жителей экономить, рассказывает заслуженный энергетик Казахстана, управляющий директор НПП «Атамекен» Жакып Хайрушев.

О нарастающем глобальном энергодефиците, о том, что Казахстан остро нуждается в надежных и экологически чистых источниках энергии, и что надо обратить самое пристальное внимание на развитие атомной энергетики говорил недавно в своем Послании Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Он поручил четко планировать тарифную политику на долгий срок, утвердить национальный проект по модернизации энергетического и коммунального секторов, формировать культуру экономии коммунальных ресурсов.

Каков дефицит электроэнергии сейчас, как он покрывается, и как эту проблему решить в ближайшие годы, ведь на строительство АЭС, если население за него проголосует, понадобится время?

Дефицит энергетических мощностей в Казахстане уже сейчас представляет серьёзную проблему, и в ближайшие годы она будет усугубляться. Это связано с устаревшей инфраструктурой, ростом спроса на электроэнергию, в том числе в связи с развитием цифровой экономики, и потребностями промышленности.

Для определения технической возможности энергосистемы страны по обеспечению внутренних потребностей в электрической энергии и мощности Министерство энергетики ежегодно разрабатывает и утверждает прогнозные балансы на семилетний период. Согласно балансам на 2024- 2030 годы, в 2030 году дефицит электрической мощности с учетом необходимого резерва составит порядка 6,2 ГВт. Располагаемая мощность – 22 027 МВт, потребность – 28 267 МВт.  Ожидается, что показатели объема выработки электроэнергии будут ниже потребления ориентировочно на 13,5 млрд. кВтч - выработка – 142,5 млрд. кВтч, потребление – 155,9 млрд. кВтч. Чтобы удовлетворить текущие потребности страны, Казахстан импортирует электроэнергию из сопредельных государств. Объем  этот составляет
1 193 млн. кВтч. При этом износ генерирующих источников, на отдельных наших электростанциях составляет 90 %. Поэтому стоит вопрос строительства АЭС. Это вопрос энергетической независимости страны.

Как решить проблему энергодефицита пока не построили АЭС? В следующем году в Туркестане появится газовая электростанция на 1000 МВт, в Кызылорде такая же станция на 250 МВт, Алматинские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 будут модернизированы под газ с увеличением мощности, в Шымкенте тоже намечается реконструкция ТЭЦ, строительство новых линий электропередач, соединяющих север и запад страны. Также будет дополнительно строиться Экибастузская ГРЭС. Всего в Казахстане 202 электростанции. По мере развития АЭС - я уверен, народ проголосует за его строительство, эти электростанции будут выбывать из энергобаланса - их ресурс будет исчерпан. Из года в год на них продлевают сроки эксплуатации. Самая новая электростанция у нас построена в Уральске в 2004 году, она всего на 28 МВт.

- В послании Глава государства заострил внимание на необходимости национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов. Как это, по-вашему, должно реализовываться и что будет, если этого не делать? 

- Модернизация энергетического и коммунального секторов в Казахстане, поднятая в недавнем послании Главы государства - ключевой шаг для решения накопившихся проблем в этих сферах. Существующая инфраструктура сильно изношена и требует немедленного обновления для предотвращения дальнейшего углубления кризиса. Я бы сконцентрировался на конкретных шагах, которые должны быть закреплены в Дорожной карте по реализации этого Нацпроекта.

Первым шагом должна стать масштабная оценка состояния всей энергетической и коммунальной инфраструктуры, включая сети водоснабжения и водоотведения, сети электропередачи, подстанции и другое оборудование. Это позволит выявить наиболее критичные зоны и определить приоритеты для модернизации.

Большая часть тепловых электростанций Казахстана эксплуатируется более 30-40 лет и нуждается в обновлении или замене, а системы теплоснабжения в Казахстане работают по устаревшим технологиям с большими потерями тепла.

Последние 10 лет в мире происходит стремительный переход к использованию систем теплоснабжения 4-го поколения, так как вопросы энергоэффективности теплоснабжения и эффективности теплопотребления стали очень актуальными. С учетом высокой стоимости топлива и тенденций к дальнейшему росту его цены скорость перехода будет нарастать. Сейчас большинство систем теплоснабжения в нашей стране являются системами второго 2-го поколения. Конечно, новые системы достаточно дорогие для наших предприятий и здесь важен вопрос окупаемости таких проектов, причем в приемлемые сроки. Важны цена на оборудование, топливо, тепловая энергия и прочее.

Для потребителей — жителей городов, экономика также должна быть очевидна. Те работы, которые проводят в их многоквартирных домах, должны сказываться на объемах потребляемой энергии, и, соответственно, на платежах. А для этого нужно для начала организовать учет того, что потребляет дом, в котором они живут. После этого можно будет реализовывать различные мероприятия для повышения энергоэффективности дома и отслеживать их результативность.

Сегодня в Казахстане для потребителя так толком и не заработал механизм энергосервиса, который позволял бы повысить эффективность теплопотребления. Уровень эксплуатации внутридомовых систем находится на очень низком уровне, а значительная часть эффектов для всех участников системы теплоснабжения кроется именно в этой части. Возможно, в этих условиях надо вернуться к вопросу передачи в эксплуатацию тепловых пунктов зданий теплоснабжающим организациям.

Модернизация энергетического и коммунального секторов в Казахстане — это не просто необходимость, а стратегический приоритет для обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития страны. Без неё Казахстан рискует столкнуться с серьёзными социально-экономическими и экологическими проблемами, которые могут повлиять на все аспекты жизни. Реализация национального проекта требует значительных инвестиций, эффективного управления и поддержки как со стороны государства, так и частного сектора.

- Актуальной становится формирование у населения культуры экономии коммунальных ресурсов. Как казахстанцев этому научить? Какой должна быть тарифная политика?

- Формирование культуры экономии коммунальных ресурсов для Казахстана важная задача. Общество вроде поддерживает идею экономии коммунальных ресурсов – об этом говорят по телевидению, в соцсети, в газетах и других медиа, чтобы популяризировать энерго- и водосбережения, но коренных изменений, к сожалению, не произошло. Как говорится, что дешево, то не экономится.  

Ключевой инструмент для стимулирования экономии ресурсов - тарифная политика. Она должна быть справедливой, прозрачной и направленной на поощрение ответственного потребления. 

В качестве решения этих проблем НПП «Атамекен» неоднократно вносила свои предложения, такие как введение прогрессивных тарифов, когда базовый объём потребления оплачивается по стандартной или сниженной ставке, а превышение этого объёма тарифицируется по повышенным ставкам, для уязвимых слоёв населения - пенсионеров, многодетных семей и других, необходимо вводить льготные тарифы на базовый объём потребления, чтобы такие семьи не страдали от повышения стоимости комуслуг. И, конечно, важно здесь обеспечить ясность в механизмах формирования тарифов, чтобы население, малый и средний бизнес понимали, за что они платят, и как их средства используются для модернизации системы ЖКХ.

- В законодательство предлагается ввести понятие «социально значимые услуги», которые будут регламентировать по аналогии с процессами оказания госуслуг. Что это значит?

- Понятие «социально значимые услуги» в послании народу Казахстана поручил ввести в законодательство Глава государства. Он сказал, что потребители не должны оставаться один на один во взаимоотношениях с частными монополистами. Если раньше на розничном рынке электроэнергии присутствовала видимость конкуренции, то с ликвидацией энергосберегающих организаций, эта конкуренция была полностью ликвидирована, поэтому важно начать регулировать вопрос снабжения электроэнергией МСБ и населения по аналогии с оказанием госуслуг. Усилия должны быть направлены на улучшение качества предоставления этих услуг.

Социально значимые услуги — это услуги, которые имеют критическое значение для обеспечения базовых потребностей граждан. К ним могут относиться: жилищно-коммунальные услуги (электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, газ и т.д.), медицинские, образовательные услуги, а также услуги в сфере транспорта и связи. Они необходимы для обеспечения достойного уровня жизни и гарантируют доступ граждан к базовым ресурсам, обеспечивающим здоровье, безопасность и благосостояние. Регулирование по аналогии с госуслугами позволит иметь возможность получения таких услуг через единые государственные центры, например, ЦОНы или через цифровые платформы, что будет удобно как для населения, так и для субъектов малого и среднего бизнеса.

Сегодня казахстанская система госсулуг признана во всем мире и создание стандартов по социально значимым услугам повысит качество их предоставления. Уверен, что с вводом новых видов услуг будут установлены чёткие критерии и стандарты по времени предоставления услуг, качеству, уровню обслуживания и доступности. Это позволит избежать задержек, некачественного обслуживания и других проблем, с которыми ежедневно сталкиваются предприниматели и наши граждане.

Возьмем, к примеру, жилищно-коммунальные услуги. Потребители смогут получить доступ к информации о своих счетах, подключиться к услуге или отключиться от неё через единую онлайн-платформу, так же как сейчас это делается при обращении за госуслугами. Будет регламентирован максимальный срок устранения аварий или неисправностей на объектах ЖКХ, что обеспечит бесперебойную работу систем жизнеобеспечения. Поставщики будут обязаны отчитываться перед потребителями о качестве и стоимости предоставленных услуг, а в случае нарушений — оперативно все исправлять.  Цифровизация процессов, установление стандартов очень важны для искоренения бюрократии, времени ожидания и повышения надежности.

Комментарии