Аким Акмолинской области Марат Ахметжанов провел совещание по проблемам развития туризма в рамках исполнения поручений Главы государства Касым-Жомарта Токаева, озвученных 13 июня на расширенном заседании.
Открывая совещание, Марат Ахметжанов отметил, что не стоит недооценивать значение туристической отрасли для экономики, поскольку она напрямую способствует развитию дорожной и коммунальной инфраструктуры, привлечению инвестиций и созданию рабочих мест, увеличению доходной части бюджета.
– На прошлой неделе Глава государства провел расширенное совещание по вопросам развития туризма, – сказал Марат Ахметжанов. – Были озвучены данные, к которым должны стремиться и мы. Например, доля туризма в мировом валовом продукте превысила 9%, около 10% рабочих мест в мире обеспечивает туризм. Каждое четвертое новое рабочее место открывается в этой отрасли. Не менее 7% инвестиций и 5% налоговых поступлений приходятся на сферу туристических услуг. Иными словами, отрасль выступает катализатором динамичного развития мировой экономики. Но, к сожалению, с учетом уникальных возможностей нашего региона туризм пребывает в плачевном состоянии. Доля отрасли в экономике области всего 0,4%. Это при том, что у нас Щучинско-Бурабайская и Зерендинская курортные зоны, три национальных природных парка – «Бурабай», «Кокшетау», «Буйратау», а также Коргалжынский заповедник.
Почему же в этой перспективной отрасли сложилась такая ситуация? Отчасти виной тому неправильное планирование и отсутствие должного контроля со стороны ответственных госорганов. Это приводит к тому, что государственные программы по строительству инженерной и дорожной инфраструктуры только вытягивают средства из бюджета, а результата нет. Многие инфраструктурные проекты, которые должны были стать основой для развития туристического кластера в регионе еще несколько лет назад, превратились, по словам акима, в «памятники неэффективного менеджмента».
Обозначенные Президентом основные проблемы, препятствующие развитию отрасли, актуальны и для Акмолинской области, а главное – ЩБКЗ. Во-первых, отсутствие крупных инвестиционных проектов; во-вторых, административные барьеры при выделении участков на землях национальных парков и лесного фонда; в-третьих, откровенно слабая дорожная инфраструктура (даже с учетом автобана). И последняя, пожалуй, главная проблема для курорта Бурабай – плохо развитая инженерная инфраструктура.
О перспективах развития отрасли рассказал руководитель облуправления туризма Андрей Подгурский. По его мнению, необходим пересмотр системы учета статистических данных, которые, мягко говоря, не соответствуют действительности. Причины здесь две: неполный охват статистическим учетом объектов, задействованных в сфере предоставления смежных с туристическими услуг (развлекательные услуги, пассажирские перевозки, услуги общепита и продажа продуктов питания в курортных зонах). К туристическим услугам относят всего два вида деятельности по ОКЭД – проживание и питание в местах размещения отдыхающих. По этому вопросу ведомством подготовлены предложения по изменению правил статистического учета в Министерство туризма и спорта.
Вторая причина – теневой оборот и регистрация предпринимателей в других регионах страны. Мораторий на проверку субъектов бизнеса развязал руки недобросовестным предпринимателям. Известно, например, что 90% квартир в курортных зонах сдаются незаконно, многие гостиницы и другие объекты размещения отдыхающих сознательно занижают стоимость зданий, чтобы не платить налоги. Каждый третий в сфере услуг работает неофициально. Сейчас, когда действие моратория прекращено, местные исполнительные органы должны заняться этой проблемой.
О привлечении инвестиций. Управлением туризма упор сделан на 11 регионов области, имеющих туристский потенциал. По итогам 5 месяцев частные инвестиции в основной капитал достигли 2 млрд тенге. В сравнении с прошлым годом показатель откровенно низкий (в 6 раз). Управлением сформирован пул из 17 инвестпроектов на общую сумму 8 млрд тенге. Главное, чтобы проекты не остались на бумаге.
К слову, инвестпроектов могло быть и больше, если бы акиматы на местах могли предоставить потенциальным инвесторам актуальные карты свободных земельных участков. Бывает и так – земельный участок есть, но не включен в генеральный план развития населенного пункта, не указано его целевое назначение, нет плана детальной планировки… В большинстве случаев «голые» земельные участки для инвесторов безынтересны. В связи с этим, управление туризма внесло предложение акиматам районов провести ревизию свободных земельных участков под туристские объекты, оформить их в рамках законодательства (внести в генплан, разработать ПДП и определить целевое назначение). Возможно, таких участков окажется немного, но они должны быть готовы для предоставления бизнесу.
Транспортная инфраструктура. За последние пять лет в двух основных курортных зонах области построено и реконструировано более 200 километров дорог. В текущем году из областного бюджета на 6 проектов выделено более 6 млрд тенге. Уровень дорог в удовлетворительном состоянии довольно высокий, но до идеала еще очень далеко. Кроме автомобильного транспорта, туристы должны с легкостью добираться до того же Бурабая по железной дороге. С 14 июня пять раз в неделю начал курсировать скорый электропоезд сообщением Астана - ст. Бурабай, время в пути всего 2,5 часа.
– По поручению Главы государства АО «КТЖ» отрабатывает возможность запуска экспресс-поездов из Караганды, Павлодара и Усть-Каменогорска в Бурабай, – сказал Андрей Подгурский. – В этой связи ожидаем увеличение потока внутренних туристов из других областей. Но есть проблема с железнодорожным вокзалом в Щучинске, требуется реконструкция здания и благоустройство территории, подъездных путей. Проект модернизации вокзала необходимо включить в план развития курорта «Бурабай» до 2029 года. Аэропорт Кокшетау не требует реконструкции, он способен обслуживать одновременно до восьми воздушных судов, пропускная способность пассажирского терминала 200 пассажиров в час. Авиарейсов, конечно, мало, загрузка всего 10%. В Министерство транспорта и коммуникаций направлено несколько писем о необходимости увеличения субсидируемых рейсов из других городов страны.
На совещании были подняты вопросы кредитования и инвестиционного субсидирования бизнеса, взаимодействия сельхозтоваропроизводителей с туробъектами, подготовки кадров для туристской отрасли, качества сервиса и другие.