Сәлем салу - духовное украшение казахского общества

141

В нашу эпоху новых технологий кажется, что мир летит в будущее с огромной скоростью. И на этом фоне народные традиции смотрятся удивительно - как нечто древнее… и незыблемое.

Одна из таких казахских народных традиций называется «Сәлем салу – поклон снохи». Молодые снохи, здороваясь, в знак уважения к старшим должны делать салем - поклон.

Сноха должна скрестить и опустить руки, затем, слегка преклонив колени, поклониться старшим.

На этот приветственный поклон старшие отвечали «Рахмет, келін - сноха, пусть Всевышний тебя одарит множеством детей». Другие благодарили добрыми пожеланиями.

Традиция «Сәлем салу» имеет глубокую историю.

Как она появилась? В народе говорят «Қазақ балажан халық – казахи - народ, очень любящий детей». И это правда - рождение ребенка для казахов самая большая радость. Особенно с благоговением казахи относятся к дочерям. В отношении девочек постоянно говорится: «Қыз қонақ – дочь в доме гостья» - «Қыз жат жұрттық – дочь принадлежит чужим».

Если кто-то ненароком обидит девушку на выданье, ему делают замечание: «Ты что, забыл, что она гостья в доме?!» Также девушек никогда не сажали близко к выходу из юрты.

Казахское общество, претворяя эту традицию в жизнь, преследовало две цели. Через «Сәлем салу» всегда подчёркивалось главное правило о роли старших в обществе и безоговорочное уважение к ним.

Во-вторых, «Сәлем салу» напоминала окружающим, кем является келін-сноха - в доме мужа жена, другим сноха, она пришла в дом мужа, оставив своих родных. Таким образом общество оберегало её от грубого отношения к ней и обеспечивало уважение со стороны родственников.

Первый салем

Впервые «салем» делается во время обряда «Беташар» – открывания лица невесты. Во время «Беташар» акын песней рассказывает о дальних предках рода, и каждому отдельно делается салем. Затем превозносятся знатные старейшины рода, аула, родители жениха, родственники и т. д. И всем новоиспеченная сноха делает отдельный салем. Так проходит один из красивейших и важных в воспитательном отношении казахских обрядов. После этого сноха обязана делать салем каждый день.

Сәлем салу и история

Известны интересные случаи, связанные с традицией «Сәлем салу». Мусатай Бекболатулы Акынжан в своих воспоминаниях о Мухтаре Ауэзове написал: «Одной из новостей, пришедших с именем Мухтара к подножию Чингизских гор, была пьеса «Енлик-Кебек», история многолетней давности о молодых влюбленных. Молва о постановке в 1917 году вмиг легендой разлетелась по аулам.

Мухтар, соединив половинки двух юрт, соорудил своеобразную сцену, из козьей шерсти сделал бороду - так появился образ Абыза, игравшего на кобызе. Когда на сцену вышел старец, бий-судья Кенгирбай, чью роль исполнял Исмаил, старший брат Мухтара, снохи аула, приняв его за живого Кенгирбая, встали и сделали ему поклон».

Один из подобных случаев связан с появлением портрета казахского батыра Амангельды Иманова кисти великого Абильхана Кастеева. Известно, что фотографий Амангельды Иманова, предводителя восстания казахов 1916 года против гнёта царской России, не сохранилось. Многие годы спустя знаменитый художник Абильхан Кастеев написал его портрет. Для воссоздания облика народного батыра художник поехал в его родные места, встречался с его соратниками и родственниками. Потом на основе своих рисунков художник написал ныне известный большой портрет Амангельды Иманова.

Когда портрет был готов, правительство организовало Кастееву поездку в Тургай, родные места батыра. В отдельной комнате были развешаны рисунки художника.

Всех, кто видел батыра при жизни, туда впускали по одному. Это делалось для того, чтобы узнать, насколько художник правильно нарисовал портрет Амангельды.

Среди приглашённых были и женщины. Так вот женщины, увидев один из рисунков, узнавали Иманова и делали ему салем.

Сәлем салу среди женщин

Бывает так, что салем делается женщинами женщине. Это случается, когда старшая по возрасту дает лакомый кусок мяса из большого блюда или делает другой подарок снохе, являющейся женой родственника. Тогда сноха встает и делает салем-поклон, показывая своё уважение и благодарность.

Женщина временно освобождалась от этой обязанности только по прибытии в гости в дом родителей или к свой родне, так как здесь она была дочерью, чувствовала и вела себя вольготно. Но при этом соблюдала этикет поведения, принятый обществом, даже будучи в преклонном возрасте.

Писатель Бауржан Момышулы в своей биографической книге «Наша семья» хорошо описал такой случай: когда одна из его старших сестёр приехала в гости в свой аул, её муж шутя сделал ей замечание. На что она тоже в шутливой форме ему ответила: «Это у тебя в ауле я жена, а здесь я қыз - дочь».

И все присутствующие громко и одобрительно засмеялись.

В романе-эпопее «Абай жолы» («Путь Абая»), являющегося зеркалом казахской жизни, писатель Мухтар Ауэзов написал, что женщина, достигнув преклонного возраста и становясь бабушкой-матерью большой семьи, подходит к самой главной юрте семьи и, преклонив колени перед входной дверью, последний раз делает свой салем – поклон.

С этого дня она никому не делает поклонов, и все должны здороваться с ней первыми.

Традиция «Салем салу» и сегодня является своеобразным духовным украшением этикета казахского общества.

Бердалы ОСПАН

Национальный портал "Адырна"

Комментарии
Выбор редакции