Без базара

5635
Adyrna.kz Telegram
Снос крупнейшего авторынка в Алма-Ате может оставить без работы тысячи человек

Специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС) Алма-Аты вынес решение о сносе рынка «Жибек Жолы» по исковому заявлению городского Управления государственного и архитектурно-строительного контроля (ГАСК). Администрация рынка и арендующие торговые точки предприниматели забили тревогу. Корреспондент «Ферганы» пытался разобраться в ситуации.

Первая причина: бетон и ямы

Рынок «Жибек Жолы» — одна из больших торговых площадок, где алмаатинцы закупают запчасти для своих автомобилей. Некоторые водители рассказывают, что на этом рынке приемлемые цены, и там закупаются в основном социально уязвимые слои населения, то есть владельцы старых подержанных машин. А с появлением многочисленных СТО (станций техобслуживания) водители могли сразу установить купленные запчасти на свои авто. И покупатели, и продавцы, и работники, и администрация рынка — все были довольны.

Но внезапно по авторынку ударила молния в виде искового заявления от чиновников. Притом дважды.

«В прошлом году случайно узнали, что в СМЭС поступил иск от ГАСК (управление государственного архитектурно-строительного контроля). Оказывается, процесс без нас уже шел полтора месяца, а нас даже не уведомили. Секретарь суда говорил, что не могли найти нас, хотя рынок ведь не иголка в стоге сена. Исковое заявление было связано с проверкой ГАСК нашего рынка в 2015 и 2016 годах. Тогда в рамках проверки ГАСК было выявлено, что часть объектов на рынке была не узаконена. Мы заплатили административный штраф. Вроде на этом все закончилось, но по истечении трех лет прилетает иск, где написано, что нужно снести незаконные объекты, выявленные при той проверке 2015 года», — рассказывает юрист ТОО «Международный торговый центр «Жибек Жолы» Александр Соловьев.

Авторынок "Жибек Жолы". Фото "Ферганы"

ГАСК предъявил претензии арендаторам рынка, это владельцы СТО, столовых, магазинов. По словам юриста, по договору аренды предпринимателям сдавались только земельные участки. А те, в свою очередь, могли установить легковозводимые конструкции, которые легко собирались и разбирались. И в случае предъявления требований со стороны госорганов арендаторы сами должны были устранить недочеты и выполнить предписания.

Однако проверяющие из ГАСК определили, что строения арендаторов не являются легковозводимыми, так как прикреплены к земле. Например, у СТО есть бетонные фундаменты и смотровые ямы. Представители СТО отметили, что без этих фундаментов и ям качественно работать невозможно, и добавили, что «тогда надо сносить все СТО в городе».

В итоге районный суд вынес решение снести 40 объектов арендаторов, которые изначально строились как легковозводимые конструкции.

«Решение суда сам рынок не затрагивал и касался только арендаторов, но мы попытались защитить интересы людей. К арендаторам у нас нет претензий. Они исправно платят налоги. Мы подали апелляцию, так как с момента проверки 2015 года прошло уже более трех лет, и за это время изменилась квадратура объектов, поэтому не могли понять, какой объект и как сносить», — объяснил Соловьев.

Алма-атинский городской суд, уточнив моменты по объектам, оставил решение суда первой инстанции в части сноса 40 объектов арендаторов в силе. Позже этим же судом была предоставлена отсрочка по исполнению постановления суда в части сноса объектов арендаторов до 15 июля 2019 года.

Перемена мест

Но брать на себя роль палача, снося торговые точки предпринимателей, администрация рынка не желает.

«По последнему постановлению суда снести должны мы, то есть сторона рынка. Но как мы будем сносить 40 объектов 25 арендаторов? Народ выйдет и не даст этого сделать. Никто не хочет социального напряжения. Поэтому мы предложили арендаторам более безболезненное решение ситуации», — резюмирует Соловьев.

Для начала эстеошникам дали отсрочку по оплате арендной платы на три месяца, чтобы найти для арендаторов другое место. Арендаторы с этого рынка уходить не хотят.

Авторынок "Жибек Жолы". Фото "Ферганы"

«У нас отток торговцев отсюда мизерный, потому что у нас экономный вариант для аренды (чуть более $65). На других рынках аренда дороже. Если бы у нас не было условий и лояльности, то все давно ушли бы от нас. Но даже сейчас, когда вышло постановление о сносе, никто не ушел, все ждут. И у нас два варианта: либо переносим их торговые точки на другую часть рынка, либо сносим и на этом же месте строим новые, но уже мобильные конструкции, которые можно собрать и разобрать», — сообщает директор рынка «Жибек Жолы» Бауыржан Райымбеков.

Директор заверил, что администрация рынка чисто по-человечески старается помочь арендаторам, поскольку не хотят допустить, чтобы люди остались без крыши над головой. К тому же ликвидация СТО может затронуть интересы многих людей, в том числе торгующих на рынке ведь без них могут упасть продажи у торговцев запчастей.

Вторая причина: красная линия и акты

Однако ситуация усложнилась тем, что вскоре от ГАСК был подан второй иск.

«Если по первому иску мы предоставили все акты ввода в эксплуатацию, то на этот раз ГАСК подал иск с требованием признать акты 2005, 2014 и 2017 годов незаконными. Причем в исковом заявлении ГАСК ссылается на статьи, которые не действовали на момент ввода объектов в эксплуатацию», — говорит Соловьев.

По его словам, изначально акты о вводе в эксплуатацию выдавал ГАСК Алматинской области, когда рынок относился не к городу, а к области. Но в 2015 году рынок был передан городу.

Сторона рынка пыталась обратить внимание суда на срок процессуальной давности. Но суд, по словам Соловьева, этот момент не учел.

«Также в иске была следующая претензия: якобы объект должна была принимать не государственная приемочная комиссия. Я как юрист не понимаю, чем простая приемочная комиссия лучше государственной, которая, наоборот, более серьезная. Они считают, что рынок не относится к технически сложным объектам. Но на тот момент действовали правила, по которым рынок свыше 300 мест относился к технически сложным, а у нас на момент приемки было 1007 мест, что означает, что принимать должна была государственная приемочная комиссия. Я запрашивал Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, и получил положительный ответ по этому вопросу», — аргументирует Соловьев.

Кроме этого, юрист передает, что ГАСК ссылался на то, что объекты рынка «Жибек Жолы» находятся на красной линии. «Во-первых, красные линии вокруг дороги появились позже, в 2016 году, когда поселки Терректы и Алгабас присоединились к городу. Во-вторых, по официальным документам, ни один объект рынка не находится на красной линии. Линии проходят по периметру земельного участка. Теперь говорят, что там водоохранная зона. Но из регламента ПДП мы увидели, что на территории системы общегородского центра могут быть предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания. К тому же этот канал (водный) уже 10 лет не функционирует. Мы почти каждый месяц пишем ответственным лицам, чтобы реконструировали канал для недопущения ЧС при сильном ливне», — поясняет юрист рынка «Жибек Жолы».

Тем не менее СМЭС по новому иску ГАСК удовлетворил иск чиновников, то есть теперь было вынесено решение о сносе всех объектов рынка. Представители рынка возмущены, что второй суд не учел решение первого иска. «Суд именем Республики Казахстан уже дал решение, что сносить нужно часть объектов, которые были возведены незаконно. Но второй суд не учитывает решение первого (суда), который не дал сносить весь рынок», — замечает директор рынка Бауыржан Раймбеков.

«А ведь процесс был в том же здании в соседнем кабинете, и на суде рассматривали те же документы. И все акты, которые в итоге признаны незаконными, ранее считались законными. Странно», — добавляет юрист.

Четыре тысячи человек без работы

Сейчас все стороны конфликта ждут решения апелляционной коллегии, которое будет рассматриваться 19 июня. Юрист «Жибек Жолы» отмечает, что если решение СМЭС оставят без изменений, то более 1560 индивидуальных предпринимателей рискуют остаться без работы. А у каждого из них по несколько работников, то есть рабочих мест могут лишиться около 4000 человек. И тогда уже предложения арендаторам перенести торговые точки на другую часть рынка станут неактуальными.

Между тем сами предприниматели сетуют на значительные потери. Многие брали кредит, потратили свои последние деньги для открытия торговой точки.

Предприниматель Максат Сагдиев в интервью каналу Atameken business chanel пожаловался, что пришел на этот рынок в 2015 году, построил СТО, вложив 70 тысяч долларов, взятых в кредит. «За время деятельности кредит еще не погашен. Уходить на другое место невозможно. Здесь вся постройка. Здесь все доходы. Мы налоги платим, платим зарплату рабочим, помогаем государству. Почему бы не дать нам возможность в данном бизнесе дальше развиваться?» — сокрушается бизнесмен.

На рынке "Жибек Жолы". Фото "Ферганы"

Представитель инициативной группы рынка, защищающей интересы предпринимателей, Регина Кардышотметила, что это уже не первый случай, когда торговцы оказываются выкинутыми из рынка. «Ранее нас выгоняли из (рынка) «Баянаула». Благодаря администрации «Жибек Жолы» мы нашли новое место. И с нас первые три месяца за аренду не брали. А сейчас снова творится беспредел. Полутора тысячам людям некуда идти. У каждого семьи. Мы государству платим налоги. У нас бешеные расходы. Мы всё потеряли, кредиты взяли большие. Большинство из нас бедные, хоть и значимся предпринимателями. А ведь мы все делали, что с нас требовали. Мы облагородили бутики, чтобы поэстетичнее сделать вид, поставили стеклопакеты подороже. Мы уже потеряли около 10 миллионов. Люди без работы останутся. Мы хотим, чтобы все остались, и эстеошники. Придет потребитель, он искать не будет за три квартала [где запчасти поставить на машину]. Я считаю, что сейчас кто-то сеет панику, чтобы люди (арендаторы) разбежались с этого рынка», — высказалась корреспонденту «Ферганы» Регина Кардыш, которая параллельно является председателем профсоюза малого и среднего бизнеса.

Кто и как поможет торговцам?

Предприниматели обратились в Палату предпринимателей Алма-Аты, где отметили, что ситуацию может спасти модернизация рынка.

«Мы собрали представителей рынка, представителей торговцев, акимата и земельных отношений. Мы предложили дать им отсрочку, чтобы начали реконструкцию рынка. Но уже прошло три месяца, а почему-то пока не видим действий со стороны рынка и предпринимателей. Как они планируют дальше двигаться. В принципе, наполовину рынок «Жибек Жолы» уже реконструирован. Но остальная часть хаотичная. Но, чтобы знать, как они будут его модернизировать, нужен конкретный план. Возможно, они и предоставили план акимату, но мы об этом не знаем. Поэтому пока не понимаем, когда и за какие деньги они сделают модернизацию рынка. Если у них проблемы с деньгами, то мы в этой части можем посодействовать, подсказать банки, программы», — прокомментировал заместитель Палаты предпринимателей Алма-Аты Айтуар Кошмамбетов.

При этом представитель палаты отметил, что если есть судебное решение о сносе рынка, то противостоять заключению суда палата не будет.

«Если закон требует, то не можем противостоять. Мы предпринимателей поддерживаем, но в этом вопросе не может быть так, что они согласны с решением суда, но хотят остаться (на этом рынке). Если они не согласны (с решением), то должны обжаловать. Мы можем 40 предпринимателям альтернативные места поискать на других рынках, других участках, предложить варианты с финансированием, обучением», — добавляет Айтуар Кошмамбетов.

* * *

В инаугурационной речи президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев пообещал в качестве одного из пунктов своей программы «поддерживать казахстанских предпринимателей, привлекать и защищать инвестиции, стимулировать деловую активность, формировать широкий средний класс». История с авторынком «Жибек Жолы», которая получит развитие 19 июня, как раз об этом — о защите предпринимателей и противостоянии малого и среднего бизнеса и государства.

От редакции: официальный комментарий ГАСК будет опубликован в следующей статье.

Фараби Алибиев
Комментарии