13 февраля в СМИ объявили о том, что в Казахстане планируют сменить 3 тысячи идеологически устаревших названий городов и улиц. Эта новость по ономастике требует не повторять старые ошибки, чтобы вернуть проверенные исторические названия. Государство должно пересмотреть работу ономастической комиссии, разработать новые правила ономастики, принять специальный закон.
Необходим закон об ономастике
Как заявил заместитель премьер-министра Алтай Кульгинов, с прошлого года реализуется дорожная карта по переименованию идеологически устаревших наименований на 2022-2025 годов. В 2021 году изменены названия 68 населенных пунктов и их 572 составных частей. «Всего в рамках дорожной карты планируется заменить около 3 тысяч устаревших наименований. При присвоении названия обязательно учитывается мнение местных жителей и изучается история предлагаемого наименования», – говорится в документе.
В годы независимости проблемы ономастики в Казахстане вышли на первый план. Наименования городов, страны, столицы, областей, районов, водоемов и т.д. дают разностороннюю информацию. В том числе и по истории, языку, географии государства.
Ономастическая работа имеет государственное значение, играет большую роль в государственной политике, в вопросах суверенитета и независимости Казахстана. С древних времен народ давал свои названия населенному пункту, местности, региону, рекам и т.д. по каким-то признакам, обстоятельствам или причинам, тем самым создавал историю местности или края, писал свою летопись. Поэтому названия хранят исторический смысл, заметна роль ономастики в развитии национальной культуры, сохранении особенностей менталитета народа.
В наименованиях – история, культура, национальные особенности страны и народа, которые складываются из древних, исконных названий населенных пунктов, местностей, рек, озер и т.д. Поэтому работа ономастической комиссии имеет фундаментальное значение в сохранении своих истоков.
По этой причине необходимо принять специальный закон «Об ономастике в Республике Казахстан», который регулировал бы не только официальные наименования, но и названия частных и коммерческих заведений независимо от форм собственности. В то же время закон необходим для восстановления незаслуженно и незаконно измененных и вытесненных названий в Казахстане. Оказалось, до сих пор не принят специальный закон об ономастике.
Почему в названиях нет Майкы би, Асан Кайгы и др.?
А в начале 1990-х годов по основным наименованиям в стране можно было заключить, будто казахи и их родина появились лишь в ХIХ веке или в начале ХХ века с приходом советской власти. Ведь даже свое официальное имя на русском языке приобрели лишь в 1925 году: вместо «киргизов», «киргиз-кайсаков» – «казаки», которое в 1936 году было заменено на «казахи».
15 октября 2005 года Астану посетил бывший госсекретарь США, мэтр мировой дипломатии Генри Киссинджер. В интервью для агентства «Хабар» он заявил: «Казахстан является колыбелью цивилизации». Люди такого уровня имеют соответствующую информацию и просто так ничего не говорят. В этих словах влиятельного политика и большого ученого – оценка вклада нашего народа в мировую цивилизацию.
Однако в местной топонимике этот вклад и роль казахов никак не отражается. Между тем по историческим и археологическим данным, по древним картам открываются отдельные фрагменты той цивилизации, о которой говорил Киссинджер. Например, на мировых картах до ХVII века самая северная точка континентальной суши планеты Земля и самая восточная точки Евразии носили название Таbin по названию рода Табын, сейчас переименованы в мыс Челюскина на полуострове Таймыр и в мыс Дежнева на Чукотке.
Впрочем, эта была общемировая практика – многие завоеватели на новых землях редко оставляли старые, древние наименования и давали свои названия. Между тем нынешней человеческой цивилизации – несколько десятков тысяч лет, но в итоге от древнейших наименований не осталось и следа.
Если историки, краеведы знают древние названия местности, водоемов, городов и т.д., то надо восстанавливать историческую справедливость и возвращать исконные наименования. Ономастической комиссии необходимо искать древние карты, а они имеются, и по ним восстанавливать исконные казахские наименования.
В этом плане показательно возвращение исторического названия «Тараз» городу Жамбыл, в котором – тысячелетняя история древнего города и края. Тем самым подтверждая ценность ономастики, ономастической комиссии для государства и народа по восстановлению истории города, местности, края. А история казахов не только богатая, но и древняя. Так почему нет имен в наименованиях, как Майкы би, Асан Кайгы, Сапура Матенкызы, Шалкииз и др.?
В царское и советское время планомерно проводилась русификация топонимов Степи, втиснув в этом плане ее историю в пределах от одного до трех веков. И наши историки, археологи, лингвисты должны проводить большую работу в плане восстановления исторической справедливости.
Нет проявлениям местничества!
Однако из-за отсутствия научного и государственного подхода переименование порой носит популистский и поверхностный характер. К примеру, были и есть тенденции, чтобы давать имена героев войны, местных малоизвестных деятелей или матерей, воспитавших десятерых детей. Также нередко ставят памятники советским деятелям с сомнительной репутацией, местным малоизвестным в республике людям.
Такую проблему 13 марта поднял президент Касым-Жомарт Токаев. «Продолжается практика открытия памятников и бюстов деятелям советского периода, в том числе тем, кто непосредственно был задействован в массовых репрессиях. Придумываются биографии, наполненные героическими деяниями, которых в реальной жизни не было. Архивные документы на эту тему или не подтверждают, или полностью отсутствуют. Группы активистов буквально заставляют наших граждан верить в мифологизированные биографии партийно-государственных деятелей советского прошлого», – сказал президент.
Глава государства также отметил, что в последнее время стало тенденцией ставить памятники личностям, известным только в одном регионе Казахстана. «Местным комиссиям по ономастике не следует этого допускать. Республиканская комиссия должна предупреждать неправомерные решения. Если все будут ставить памятники исключительно своим предкам, в стране воцарятся трайбализм и местничество. Этот вопрос требует пристального внимания», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
В самом деле, пришло время научного и исторического подхода работы ономастической комиссии, которая должна привлекать к работе побольше историков, краеведов, чтобы исключить «коллективные письма» по памятникам и названиям своим предкам.
В этом плане появилась хорошая новость: в Казахстане предложили сменить ряд советских названий областей на исторические. Смена советских названий регионов Казахстана на казахские вдохновит жителей.
Таким мнением поделился глава области Улытау Берик Абдыгалиулы в ходе научно-практической конференции «Духовное развитие Улытауской области» в городе Жезказган в конце февраля. «Когда область создавалась, были предложения назвать ее Центрально-Казахстанской областью. Однако глава государства Касым-Жомарт Токаев принял справедливое и историческое решение – назвать ее областью Улытау. Не только Улытау, но и области Жетысу и Абай были названы в честь казахских священных земель и великой личности. Это тоже хорошее и вдохновляющее событие. Эту тенденцию нам обязательно нужно продолжить, потому что с советского периода существовала традиция давать областям административные названия. К сожалению, до сих пор есть такие области». Абдыгалиулы предложил переименовать Павлодарскую область в Баянауыл, Северо-Казахстанскую – в Кызылжар, Западно-Казахстанскую – в Акжайык, а Восточно-Казахстанскую – в Алтай. По его мнению, регионы следует назвать в честь священных земель с тысячелетней историей.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ