Одна из главных проблем в годы независимости – это слабость национальной идеологии и псевдоистория казахов. В СССР со школьной скамьи учили, что казахи появились в XV веке, а блага цивилизации обрели в советское время, в том числе и письменность. Недаром в советское время пострадали ученые, которые изучали древнюю историю, мифологию и язык Степи. Российские политики и историки целенаправленно постарались обойти молчанием многие имеющие факты и исторические свидетельства, чтобы не только казахский народ, но и весь мир не знал о подлинной истории Степи.
Пришло время национальной истории
«Фактически, несмотря на то, что за годы независимости ее несколько раз изымали, наша новая многотомная история в национальных интересах еще не полностью написана. Пора пересмотреть ее концепцию, учитывая недостатки прошлого, и переписать ее на основе новых научных принципов и нововведений», – сказал президент Касым-Жомарт Токаев в 2021 году. Каждый народ должен писать свою историю, подчеркнул глава государства. Невозможно руководствоваться другой идеологией. Генеалогия, написанная в национальных интересах, пробуждает сознание будущих поколений и позволяет возродить память о нации.
Действительно, одна из актуальных тем в наши дни – это возрождение духовных ценностей и самобытных черт казахского народа, это поиск национального и культурного кода через осмысление исторического прошлого Степи. При этом поиск национальной идентичности «зарыт» в историческом прошлом, как у любого народа.
30 лет независимости дали возможность самим исследовать и писать историю родного народа – до этого нашу историю писали чужие люди в соответствии со своими целями, подчас неблаговидными. И если о степняках нередко писали, что они ничего не умели делать, как только грабить кого-то, то при внимательном рассмотрении прошлого оказалось, что это не так.
(…С древнейших времен слову придавали исключительное, часто магическое значение. Наиболее заметно магия слова проявилась в именах, титулах, в ритуалах, молитвах, заклинаниях, предсказаниях и т.д. Отсюда «говорящие» имена и титулы, этнонимы, сакральная лексика, способные влиять на судьбу человека, на людей, события, например, у тюрков.
Как писал Мэнли Палмер Холл в своей энциклопедии символической философии: «Восточные расы хорошо понимают динамику звука. Они знают, что каждое произнесенное слово имеет огромную силу, и определенным порядком слов они могут создать канал, по которому сила невидимой вселенной может сильнейшим образом повлиять на физическую субстанцию». Недаром в древних священных писаниях Бог творит Вселенную с помощью Чисел, Букв и Звуков.
Сами графические обозначения звуков речи – буквы – появились из секретных магических знаков древних жрецов, которые были сакральными символами солнца, луны, планет, созвездий, химических элементов и т.д.
Например, древнетюркская письменность сохранила древнейшие очертания вплоть до первоначальных магических символов солнца, планет, форм созвездий, что говорит об ее оригинальности и возникновении этого письма еще задолго до н.э. Поэтому в них сильно магическое воздействие. Это не удивительно, ибо древнетюркские буквы продолжали жить в знаковой системе: как сакральные символы они легли в основу отдельных геральдических символов казахских родов.)
В самом деле, пришло время обращаться к своим истокам, традициям, корням, в том числе в плане изучения национальной истории и культуры, которая долгое время была в чужих руках.
О псевдоистории, написанной российскими историками о казахах, проблемах изучения истории казахов, исследованиях прошлого Степи, кодах казахского языка мы поговорили с известным исследователем, писателем Торегали Абдуллаулы Казиевым. Его исследования отличаются не только всесторонним анализом, но и убедительными историческими выкладками и параллелями.
Торегали Казиев родился в Оренбургской области. Окончил Оренбургский сельскохозяйственный институт. Был комбайнером и агрономом, экономистом и журналистом, заместителем мэра районного центра и экспертом по историческим памятникам.
В 1989 году стал одним из организаторов областного объединения казахов Оренбуржья. До переезда в Казахстан в 2007-ом руководил казахско-татарской ирредентой Акбулакского района. Возглавлял экспедиции по изучению историко-культурных памятников ранних и поздних кочевников. Участник съезда тюркских народов СССР, созванного в 1991 году в Казани. Участвовал в первом съезде казахов мира (Алматы, 1992).
Торегали Казиев – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак», «Триумф Казахии», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии», «Сапара Матенкызы – казахская Жанна д Арк» и др.
Есть ли основа для новой истории казахов?
– Вы часто обращаетесь к темам древней истории Степи, и сейчас приступили к новой книге об изучении истории. Какая тема новой книги?
– Давно хотел написать о подходе к событиям прошлого. Часто в книгах и учебниках, в наследии самых разных стран и групп впереди идет принцип восхваления «своих» и критика «чужих», как разных партий и кланов в парламентах и прочих внутренних и внешних органах и ведомствах.
Мне больше импонирует принцип Дэн Сяопина, разделять события прошлого на «полезное» и «вредное». Когда ему предложили вычеркнуть из истории личность Мао, он сказал, что деяния этого человека принесли стране 70% пользы и 30% вреда, и нужно об этом правдиво говорить. Т.е. достижения признавать, а ошибки исправлять. Только тогда возможно восходящее развитие, а не топтание на месте или исчезновение.
И в этом духе я очень уважительно отношусь к тем, кто прославился своими прогрессивными технологическими, экономическими и культурными достижениями, но считаю, что прогресс, не учитывающий интересов и ценностей конкретной страны и человечества – несет разрушение. Как стране, так и человечеству.
– Есть ли основа для написания новой истории казахов?
– Толчком для написания материала для будущей книги послужила статья Данияра Ашимбаева «О преемственности истории», опубликованная в июне 2022 года. Там автор описал метания казахстанской исторической науки за 30 лет независимости, сказав: «…если рассматривать историческую часть новой национальной идеологии, то получается весьма интересная картина»…
В комментариях к той статье я писал, что отечественные учебники истории пока основываются во многом на старых учебниках, которые были до обретения независимости. «Исторической части», как и самой «новой национальной идеологии», пока почти нет. Есть «вынужденный прагматизм».
И даже у соседней России нет пока четко сформулированной «исторической части» «новой национальной идеологии». Имеются только потуги признания роли народных традиций, что, конечно, хорошо, но когда те же формулисты-идеологи «вдруг» признаются в печати в симпатиях к индийской кастовости, к «нордической идентичности» и в прочих эгоистических изысках, – видишь, что традициями у вырабатывающих идеологию там и не пахнет!..
– А какие традиции были в нашем регионе?
– Жители суровых просторов от Ледовитого океана до Афганистана никогда не имели даже понятия, что такое кастовость, рабство, крепостничество, выпячивание превосходства – до встречи с «прогрессистами» на севере и западе, с арабами на юге.
Л.Н.Гумилев писал, что тюрки до VIII века не знали понятия «раб» и слово «гул» (кул) имело другое значение, а русские вплоть до XVII звали себя отроками (сынами) божиими. При Екатерине II в конце XVIIIвека уже 90% русского народа находилось в крепостном рабстве и в самой Европе крепостничество отменили только во второй половине XIX века – они учили других как жить, хотя свои народы держали в прямом рабстве!
А нынешние 150 лет проходят под лозунгом «большая рыба поедает маленькую»…
Лев Гумилев об «оккупированном прошлом»
– Каковы причины создавшейся ситуации?
– Рассмотрим создавшуюся ситуацию шире… Глубже… С нужной высоты, стоя над схваткой текучей суеты… Время-то бурлящее и опасное для всего человечества и никто не знает пока, каков путь правильней. Все ищут. Дао. Путь спасения. Общего. Что-то не так пошло на родимой планете.
Вспомним опять заветы Льва Николаевича Гумилева, чье имя носит Евразийский национальный университет в Астане, – что «история есть описание собственных предков»... И то, что «они», т.е. европейские просвещенцы, написали историю за весь мир: «задались целью оккупировать прошлое!» (Л.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли).
– Как шла «оккупация прошлого»?
– …В ту эпоху XVII-XVIII веков европейские державы действительно были на взлёте и вовсю оккупировали настоящее во многих странах мира, создавая большущие колониальные империи… И, читая учебники истории, написанные чужими людьми, многие народы оказывались как бы в роли сирот-детдомовцев, заглатывающих чужую дезинформацию о своих собственных пра…прадедах и пра…прабабушках… B XIX и XX веках линия заучивания наизусть «просвещенцев» продолжалась и дошла до сегодняшнего дня.
– В России тоже шла «оккупация прошлого»?
– В великой России цари, например, решительнейший Петр I в XVIII веке, приглашали из Европы профессоров и те также решительно переписывали российскую историю, не взирая на местных мыслителей, пытавшихся препятствовать переиначиванию истории родного народа.
Из препятствовавших известен Михаил Ломоносов – его сначала приговорили к смертной казни, затем казнь отменили, а через время он скоропостижно скончался, бумаги исчезли, труды его переправили и издали те же Миллер со Шлецером, против коих он боролся. Те концепции Миллеров повторили Карамзин и другие в XIX веке, потом советские историки, а за ними они попали в учебники, по которым сегодня учатся наши дети и внуки…
Что такое идеология – это программа действий, правила жизни. Напишут «варварам», что их соседи были нехорошие и всю историю мешали жить их предкам, и читающие станут врагами соседей. Напишут, что твои предки были дикарями и к ним принес прогресс и процветание чужой дядя, и читающие влюбляются в того дядьку и становятся ведомыми и бездумными куклами…
Мама История
– Так что же такое история? И что она даёт?
– …Оказывается, молоко даёт!.. Материнское. В молоке-то, оказывается, вся программа сапиенса записана. Генетически.
Вот, берём аккуратненько в руки книгу «Кобланды батыр» в серии «Казахский героический эпос», изданную в Москве в 1975 году, и на странице 97 читаем слова красавицы Кортки, супруги батыра, сказанные ею при отправке Кобыланды в поход:
«Кетер болсаң, сұлтаным,
Енекемнің еміп кет
Төсінде екі мамасын» –
«Если уходишь, султан мой,
Свекрови моей (молока) попей
С её груди с двух титек»!..
То есть так просто, образно и гениально, неожиданно для нас сегодня живущих, сказано, что перед тем, как идти в бой, батыр должен попить молока из двух титек, называемых «мама» и вспомнить, ради чего живёшь и что должен делать, чтобы оправдать звание человека, рождённого матерью! В молоке матери записан смысл жизни. И этот смысл не надо забывать, он должен быть всегда с тобой – и в бою, и в будние дни…
– Такое значение слова слышу впервые!
– Кстати, русское слово «молоко», немецкое milch, английское milk, голландское melk и еще на десятках языков слова с тем же корнем – от нашего «мал ағы», недаром этот жизненный продукт и сегодня часто называем «ақ», «ағарған» и т.д. (М.Абди).
И вот, казахское слово «мама», как источник материнского молока, и стало обозначением самих матерей у десятков народов на самых разных континентах, например, у русских, англичан, персов, корейцев (омма), в иврите (ума), маори, суахили, йоруба, зулусов (умама) и у других…
– Еще какие слова казахского языка стали основой новых понятий?
– Как и казахское слово «емет» («вскармливающая (молоком)») стало основой для слов многих народов: «мать», matar, meter, mater, mutter, mother и другие. От нашего «ата» – русские «батя», «отец», греческое и латинское pater, немецкое vater, английское father, санскритское pitar и другие. И даже у индейцев далёкой Америки: у сиу – ate, у кечуа – tata, у тимуча – iti и т.д. И если б составители так называемой «группы индоевропейских языков» учли индейцев, то назвали бы свою дезогипотезу «индо-индейцко-европейской гипотезой или даже теорией»!
Возникновение слова «история» тоже просто. Ис, ic на тюркском – дело. Истор, icтер, исляр – дела. История – «дел описание».
– Есть ли исследования в этой области?
– О том, что первоязык и первоцивилизация возникли в Урало-Казахстанском регионе любой исследователь найдет тучи источников и их авторов, не буду полностью перечислять. Из советских о праязыке писали С.Старостин, С.Яхонтов и другие.
Вот, С.Яхонтов сказал: «Наиболее вероятной прародиной ностратических языков является Южный Урал и соседние районы»… Из сегодняшних мировых отмечу лишь авторов теории палеолитической непрерывности палеолингвиста Марио Алинеи, историка Марселя Отта и других, утверждающих, что в Приуральских областях в каменном веке шло непрерывное развитие и из языка здешних позже создались тюркские, уральские, индоевропейские и прочие языки.
О том, что казахи в глубине своей это всегда помнили, свидетельствуют стихи Магжана Жумабаева, обращённые к Уральским горам, написанные в начале XX века:
«Анамыз, бізді өсірген, қайран Орал,
Мойның бұр тұңғышыңа!» –
Мать наша, нас вырастившая, удивительная Орал,
Повернись к своему первенцу!»
– Есть ли археологические подтверждения?
– В 2005 году при приезде в Астану Генри Киссинджер отметил: «Казахстан – это колыбель цивилизации».
Прочтите пару книг археолога Г.Матюшина: «Археологический словарь» и «У истоков цивилизации» – поймете древнейшую роль Урало-Казахстанского региона в жизни человечества.
И книги А.Маргулана об авторстве тюрков в металлургии.
Классики археологии Гордон Чайльд и Грехэм Кларк авторитетно сказали, что «те люди, которые делали такие микролиты, создали всю мировую цивилизацию»!
Это были жители Урало-Казахстанского региона, которые еще 20 тысяч лет назад из яшмы делали острые детали (микролиты), вставлявшиеся в пазы ножей, кинжалов, серпов, мотыг, копий, стрел и других орудий, – повысившие производительность труда древнего человека в 60 раз!
Эти и многие другие передовые технологии отсюда распространялись по всей планете. Скотоводство, земледелие и прочие.
Древние имена этносов начинались с понятий молозива (первая пища), огня, солнца, неба, обозначая след и дело Абсолюта…
– Получается, были первоязык, первые слова, первоначальные коды, сакральные обозначения?
– Посмотрите на имена этносов, упоминаемые в источниках. С древности и до сего дня. Ас, кас, аз, оз, уз, ос, из, ыс, ес, аш, каз, сак, саха, сакс, шақ, қыпшақ, скиф (асқып), сармат (ассармат), қазан, қазақ, азери, өзбек, осман, қырғыз, гагауз, орыс, рус, арыс, неміс, оғыз, сағыз, телес, кызлас, астек, естек, башқорт, чуваш, хакас, ашкеназ, ишкуз, израиль, испан, исланд, хазар, перс (беріш), шеркеш (иирки в античных источниках), куше, кушика, кашек, қартқазақ, кайсак, касог, машақ (төртқара), масақкете (массагеты), масқар (маскуты, масягуты), расен (этруски, построившие Рим), кашкай, карашай, шумер, шөмішті, шөмекей, шам, чумугун, ассири и многие другие.
Рассмотрим очень коротко примеры значения, которые даны были абызами (учеными древности), составлявшими те слова. Звук «а» обозначает пространство, выходит из легких (С.Кондыбай). «Леб» – «дыхание», тогда «Ал» – «Пространства Дыхание». В оригинале Библии Ал – имя Бога. «Із» – «след». Звуком «Қ» обозначен Құдырет (Всемогущий). Тогда «ҚАЗ» «Всемогущего Бога След».
«Іс» – «дело». Ас – «Божье дело», «Небо», «Пища» и одно из общих названий тюркских этносов. С учетом взаимозаменяемости «с» и «т», слово «ас» означало и «стреляй» (ат!), «огонь» (от), «солнце» («ат!» – «взойди!»), «конь» (кун) и т.д.
Казахское слово «уыз» на русском и многих других – «молозиво», а на английском и многих других – «колострум». Корень «ыз», «оз», «ос» везде сохранен. Уыз – первое молоко, первопамять. Первосмысл Жизни. Потому казахское слово «сүт» (молоко) в соседнем русском и сегодня «суть» – «самое главное и существенное», «сущность – внутренняя основа, смысл, суть чего-то» (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).
История, как описание дел предков и человечества, помогает понять смысл жизни, суть её. Кто не знает истории своего народа и мира – тот живёт бессмысленно. Без понятия. Без основы. Табансыз.
– Вопрос: почему этносу дали имя «қазақ», а не короткое «қаз»?..
– Потому что это было словом клятвы! А клялись в древности только тем, что делится ровно пополам. В Библии есть пример, когда Авраам принося клятву Богу, рассекает жертвенных животных ровно пополам.
Опять же не полный список, а только примеры клятвенных понятий: АТА (Солнце-Отец), АНА (Небо-Мать), НАН (Хлеб)…
Недаром Иисус на тайной вечере, преломляя хлеб, сказал двенадцати апостолам: «…это тело моё»!.. Звук «н» обозначает телесность, ибо идёт от тела (С. Кондыбай), т.е. язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам. И в этом слове между двумя телесными «н» находится звук божественного дыхания «а». Почему именно в казахском языке? А?
Так это же язык солнечного озарения.
Тюркский Язык – «Язык Солнечного Озарения»!..
– Что же такое – язык солнечного озарения?
– Чтобы понять суть, опять же нужно учесть взаимозаменяемость звуков в словах, например, немец говорит Карл, англичанин – Чарльз, француз – Шарль, есть и Тарле и т.п. Спасшегося от потопа Ноя зовут и Нух, его сына Яфета тюрки зовут – Яфес, Япес. Воду и красавицу казахи называют су и сұлу, а башкорты – ху и хылу.
И вот, прочтите у Рене Генона в «Символах священной науки» на странице 44: «…по исламу языком Адама являлся loghahsuryanyah… язык солнечного озарения и в санскрите «сурья» – «солнце».
Но санскрит-то индийский вторичен к первому священному языку, который пришёл с севера! И у тюрков-чувашей сохранилось слово «Туре» в значении «Солнце», «Бог». В диалекте «с», значит, «Суре».
– Какую функцию несла взаимозаменяемость звуков в словах?
– Член-корреспондент Академии наук Казахстана, автор казахской кириллицы С.Аманжолов в «Вопросах диалектологии и истории казахского языка» на с. 322 писал в январе 1958 года, приводя примеры взаимозаменяемости звуков «т» и «с»: «…на юге Казахстана вместо обычных в литературном слов тұрпат, тамтық, түр, таяз говорят сұрпат, самтық, сүр, саяз».
Если сегодня все олитературились, то «с» варианта можешь и не услышать – пример того, как беднеет язык на глазах одного поколения. Как «глупеет потомство титанов, стремясь к однообразию и унылой унификации»?..
– Уменьшение словарного запаса приводит к деградации носителей языка?
– Потери слов и понятий ведут к уменьшению межнейронных связей в мозге. Ведь в «литературном языке» только те слова, которые попали в литературу, и есть простая вершина горы, а сама гора-то намного больше и выше была и с каждым годом, веком и тысячелетием всё уменьшается и понижается...
К примеру, во второй половине XX века во Франции, считавшейся самой культурной страной Европы, самыми читаемыми были книги о комиссаре Мегре, где, по словам критиков, в тексте применялось всего двести слов! Соответственно уменьшению количества применяемых слов уменьшается и физическая масса мозга, оставшегося без должной работы и усложнённого упражнения.
Всего пару веков назад каждый казах, кроме всей своей мобильной разнообразной трудовой и прочей деятельности, был отличным рассказчиком, сочинял стихи и участвовал в айтысах, а сейчас немалая часть совсем не читает книг и часами гогочет над смешариками в телевизоре и смартфоне?! Согласно науке смеховедения при смехе, плаче и зевании на 100% отключается мозг...
– Между тем казахский язык – один из богатых языков мира…
– Да, даже сейчас специалисты насчитали более двух с половиной миллионов слов в оставшемся казахском языке: суть истории человечества и твоего народа пока ещё сохраняется в словах – для тех, кто хочет восстановить историческую память. Узнать суть жизни. Смысл. Не зная собственных смыслов, не осознаешь своих интересов и ценностей. Не имеешь программы действий на будущее. Превращаешься в говорящее орудие в чужих руках. Живёшь по чужой программе.
А корни своей программы – в языке и в опыте собственных предков. Оставшиеся на суровой родной земле, они сохранили в языке морально-этические принципы, отразившие законы мироздания, только при соблюдении которых и развивается по восходящей человек разумный и духовный. Значит, Туран – «Солнечная страна» и «Түрік» – «Потомок Солнца»!..
– Что означает кыпшак?
– Жаль, что расшифровку значений имён всех этносов нельзя сделать в одном коротком материале… К примеру, орыс и арыс означали: «благородное божественное дело»! Израиль – «след солнечный божественный». Қыпшақ – «солнечный период», қып – солнце, шақ – период. Прочтите статью В.Новикова «Слово «Солнце» на всех языках мира»…
Запомните это, именно с кыпшаком произошло солнечное озарение и с кыпшака начался человек не только умелый, но и разумный и духовный. Каждое слово многозначно, и тут приоткрываются некоторые священные значения, часть которых временами была скрыта от не абызов.
«Қазақ» означало вначале лучи солнца, само солнце и Тангры»...
– Вы сказали, что «қазақ» было словом клятвы. Но почему именно словом «қазақ» клялись древние?
– Чтобы объяснить это, нужно немного углубиться в древнейшую историю. В булгарских летописях «Джагфар тарихы» писалось, что 100 тысяч лет назад север Европы накрыл ледник, Волго-Уралье не накрыло, климат был суровым и люди жили в пещерах Уральских гор.
40 тысяч лет назад ледник стал уходить и люди спустились с гор. 35 тысяч лет назад семь племен объединились в союз Идель (Жеті ел, Семь племен). 15 тысяч лет назад создали государство Идель (Жидели Байсын), которое называлось и Ескі Туран, во главе с абызом из династии Дуло (Дулат) по имени Джам, из объединения семи племен.
Ескі Туран (Старый Туран) включал в себя почти всю Восточную Европу, Казахстан, Среднюю Азию, Сибирь. Идентичность памятников культуры этих территорий в каменном веке с учетом местных особенностей археология подтверждает (М.Закиев, Л.Коробова и др.).
Фиксирует наука и данные о ледниках, в частности в книге «Каменный век на Урале» в периоде от 117 тысяч лет назад – 12 тысяч лет назад. Южная граница Валдайского ледника проходила по Валдаю, Смоленску, Орше.
На юг узкая полоса тундры, затем степь, где климат был почти как сегодня, только немного холоднее. В части Западной Сибири лежал лед, потому восток нынешней степи лежал под тундрой, водой, болотами и население было редким. Предки сегодняшних казахов концентрировались в основном на западе своей степи.
И писалось в летописях, что абызы звали себя, свое племя и асатаяк в руках абызов в форме трезубца (тарақ) словом «қазақ». И это слово запрещалось произносить вслух простым людям под страхом смертной казни.
Означало это слово вначале «лучи солнца, само солнце и Тангры (Тәңір)».
– Какая информация о первых абызах, духовных учителях?
– Первый каган Турана, в булгарских летописях носит имя Джам. Отмечен в «Шахнаме» Фирдоуси как царь Джем, в Авесте и в индийских древностях как царь скотоводов Йима, основавший Золотой Век Человечества и Учитель всех пророков человечества, в т.ч. Зороастра (Э.Шюре. Великие посвященные).
В казахском наследии это Аргы Мак, Махмет, Майкы, Жем (Зерно), Азык (Пища), Казык (Душа). Есть и другие имена, что в обычае и отмечается в наследии буднично: «...атанған Махмұт дана болып Майқы» (именовался Махмут гений, став Майкы) (Майқы би. А. 2014., с.17).
При рождении получил имя Мақ (Волк), поскольку имя святое и табуированное, прозвали Махметом – талантливость предрекли (это было за тысячи лет до арабов – Архимеда вспомните). За «язык масла» (май тілі) в управлении назвали Майкы. А что Жемом звали, так это же духовная пища! Вот, в сказании «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» юный Алаша к нему, к кагану, обращается: «…хандардың қазығы, бұқараның азығы» (ханов душа (и кол!), народа пища)!
– Вы сказали, что древние имена были сакральными, своеобразными кодами, а потери слов и понятий ведут к деградации носителей языка?
– Да. Для того, чтобы читатель скорее входил в понимание древностей, позволим следующую цитату из булгарских летописей: «…в одном месте алпа (первого духа) БирГюна называют Бай Тереком, в другом – Кара Багом, в третьем – Джамом, в четвертом – Кыш Тарханом, в пятом – Кермесом, в шестом – Ауданом, в седьмом – Маром, в восьмом – Рыштау, в девятом… Но все (во время сборов) должны молиться одинаково»! Бір Күн переводится – «Единый Солнечный». Кстати, у русских это Перун, у литовцев Перкунас, у латышей Перконс и т.д. у еще десятков народов…
Гениальные абызы знали, что однообразие есть застой и гибель мозга, потому стремились к разнообразию как условию развития и увеличению межнейронных связей в мозге каждого человека – как неотъемлемого атрибута совершенной абызами когнитивной революции. В результате чего и был создан сапиенс. Время для обучения каждого (!) человека было – при охоте на мамонтов создавались запасы пищи и ученики часами тренировали интеллект под руководством абызов. Такие университеты, как Арқайым, сотнями и тысячами стояли на перекрещениях охотничьих и пастбищных маршрутов, готовили спецов по всем жизненным отраслям…
– Где жил духовный Учитель Джам?
– Место рождения и деятельности Йимы и Заратустры – казахские степи. К примеру, Мэри Бойс уточняет: «степи восточнее реки Волга». В книге «Қазақ» (А. 1994.) в статье «Рухани тамырлар» (Духовные корни) философ А.Касымжанов пишет, что от степного тенгрианства пошел зороастризм, из которого вылупились иудаизм, христианство и ислам. Признанный всем миром факт.
– Приблизительно когда появился Ескі Туран?
– Спаситель булгарских летописей Ф.Г-Н. Нурутдинов утверждает, что государство Ескі Туран (Идель) во главе с Джамом создано около 14953 г. до н.э., значит слова летописи «15 тысяч лет назад» сказаны на рубеже эр. Даты для нас только ориентир и, значит, это было время ледника. И индийские источники говорят, что Йима пережил ледник.
В сказании «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» говорится, что и до Майкы, из сорока ханов Турана лично поднявшего девятерых, в том числе Алаша хана, народ казахский жил, но своего ханства не имел. Это понятно, так как мобильные охотники-казахи в своих годовых маршрутах за пасущимися животными пронизывали собой весь Туран и были государствообразующим народом, как сегодня русские в РФ, и долго не имели своего ханства.
Но при таянии ледника постепенно становились степью Сары Арка и юго-восток, и Майкы послал туда Алашу заселять новые земли. Тогда и создались три жуза – три лица Великой Степи, как три основных ежегодных маршрута мобильных охотников, а затем скотоводов, за пасущимися животными! О том, что при леднике скотоводство существовало, говорят найденные на Устюрте каменные загоны для скота (Магомедов М. и др. Каспийская Атлантида//Научная мысль Кавказа. 1994).
Морально-этические принципы как правила восходящего развития человечества
– Вы сказали о закодированном знании в первых словах, первоязыке. Как они появились?
– Это высказывание раньше знал каждый второй казах: «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы Майқы би» – у всех слов основа одна, праотец (слов) Майкы би! То есть его считали автором всех (!) слов человечества. Видимо, каган Майкы провел реформу языка с тем, чтобы в будущем потомки смогли узнать об опыте человечества, исследуя оставшийся словарный состав. Сегодня на основе приведенных примеров мы убедились, что это возможно.
В сказании «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» Майкы оставляет напутствие потомкам: «Хан әділ болса, халық табанды болса, қара жермен кеме жүргізеді» – если хан справедлив и народ основателен, то и по черной земле проведут корабль!..
– Как же воспитывалась основательность народа?
– А вспомните, как здороваются помнящие традиции предков казахи: «Армысыз?» (Честны ли вы, благородны, совестливы, справедливы, достойны (дружелюбны), стыдливы?). Отвечают: «Армыз. Бармыз!» (Да, мы честны, благородны, совестливы, справедливы, достойны (дружелюбны), стыдливы. Мы есть!»).
Тут пример: казахское слово «дост» означает «друг» и от него слово русское – «достоинство»…
И сегодня степняк о каждом человеке на планете говорит: «Ол да Адам баласы!» – он тоже сын Адама! То есть тысячи лет воспитывалась универсальное мировоззрение о единстве человеческого рода, и степняк не знал никаких фобий в отношении других людей и народов.
Причина – в открытой степи каждый человек был ценен и только вместе, спина к спине, можно было защититься от многочисленных хищников – укрываться-то было негде. И по пути тысячекилометровых маршрутов мобильные охотники, а затем скотоводы, радовались каждому встреченному человеку. Воспитание коллективизма: артель, род, племя, обмен продукцией, торговля, дружба, дуальное общество, установленное еще в среднем палеолите (300 - 40 тысяч лет назад).
– Какие особенности дуального общества?
– Генетический анализ костей нескольких охотников на стоянке Сунгирь под городом Владимир показал, что 34 тысячи лет назад казахский обычай жеті ата существовал и те охотники не допускали близкородственных брачных связей. Антропология их смешанная европеидно-монголоидная и гены совпали с генами современных степняков. Дуальное общество – это когда два племени обмениваются невестами и не берут невест из своего племени.
Академик М.Закиев писал, что в древности по левой стороне Волги больше жили кыпшакские племена, а по правую больше – огузские. Или вот, археологи отмечают, что в бронзовом веке по правую сторону реки Илек больше жили андроновцы (кыпшакские племена), а по левую больше племена срубной культуры (огузы). В эпосе «Козы Корпеш – Баян сулу» пример дуального общества: сваты Сарыбай из кендгер кобан журты (кыпшак), а Карабай из огуза.
– Что было потом с этим дуальным обществом охотников?
– Мобильные охотники и скотоводы степи были свободные люди и не знали рабства. Таково было их мировоззрение тенгрианское. А иудаизм, христианство, ислам признали рабство. Это говорит о том, что к лучшему последующие поколения прибавляли худшее и вели к сегодняшним лозунгам: «...большая рыба поедает маленькую»...
Как пишут археологи, «около 5000 лет назад началась аридизация климата, продолжавшаяся на протяжении тысячелетия... около 4000 лет назад в восточноевропейских степях возник самый масштабный палеоэкологический кризис за последние 6000 лет» (В.Демкин и др. Палеоэкология восточноевропейской степи в эпохи энеолита и бронзы).
Тысячелетняя засуха привела к тому, что около 1900 годов до н.э. Туран пал. Золотой Век Человечества остался только в памяти народов. Пошло переселение во все стороны света. Абызы, служители Знания, покинули Степь, университетские Аркаимы опустели. В Иране возникли зороастризм с Авестой, на Ближнем Востоке – абрамические религии, в Индии – Ригведа и буддизм, у германцев – Эдда, у китайцев – небесные воззрения, лаоизм, конфуцианство...
– Какие-то знания от абызов остались?
– Прежние взгляды степных абызов в разных странах перерабатывались на местный лад, вместо благородства и единства человеческого рода нередко брали верх эгоистические интересы новых сил. Прогресс лишился морально-этического основания. Эгоисты поставили задачу уничтожения исторической памяти прежде свободных и эффективных народов, оставшихся без абызовского (ученого духовного) слоя. Что последовательно выполнялось.
«Характерной чертой поздней древности (рубеж II–I тысячелетий до н.э.) было появление рабства… начали финикийцы, продолжили греки» (Н.Иванов. Всеобщая история. М. 2005., с.171).
Многовековой образец рабовладельческих «демократий» Греции и Рима для «передовой» Европы привел человечество к сегодняшней пропасти. Лозунг «большая рыба поедает маленькую» дошел до линии разделения человеческого вида на касты «избранных» и «биороботов».
– Есть ли выход из современной пропасти?
– Андре Боннер «Греческая цивилизация» (М. 1992., с.145): «…в конце IV века до н.э. в Афинах числилось в услужении у 21 тысячи свободных граждан и 10 тысяч метеков 400 тысяч рабов». То есть в Афинах в конце IV века до н.э. жила 431 тысяча человек, из них 93% были рабами. Но и в условиях рабовладельческой «демократии» оставались люди со светлой душой и совестью, помнившие о Золотом Веке Человечества, мечтавшие о справедливости и обращавшие взор в сторону былой Степи. Древнегреческий поэт Херил в V веке до н.э.:
«И саки, пастыри овчин, скифского рода, но обитатели
Богатой пшеницею Азии, высланцы тех кочевых,
Что самые между людей справедливые»…
Только 150 лет назад Европа, заказывавшая мировую музыку многими веками, отменила у себя рабство.
Сегодня планета у порога мировой ядерной войны.
Итог морально-этической деградации. Диссонанс с закономерностями космоса, природы и человечества. Прогресс без духовной основательности ведет к самоуничтожению.
Спасение человечества – в возвращении к морально-этическим нормам.
Армысыз?
– Торегали Абдуллаулы, большое спасибо за интересное интервью, за объяснение первоистоков человечества, глубокий анализ и прогнозы!
Дастан ЕЛЬДЕСОВ