События Января 2022 года резко изменили развитие страны, политическую составляющую и заметно повлияли на общество. И действительно, трагические январские события запустили целый ряд изменений – политических, законодательных, экономических, социальных…
В основе протестов – острые социальные проблемы
Конечно, после трагических событий необходимо обдуманно подойти к разрешению создавшейся ситуации, и на основе анализа всех причин прийти к общему национальному консенсусу с тем, чтобы искоренить саму возможность повторения январской трагедии. И не рубить с плеча, как советуют многие эксперты. Несомненно, проводимые реформы стали защитным механизмом от повторения подобной трагедии в будущем.
Мы являемся свидетелями, как в стране идет поэтапное изменение политической и экономической системы. Казахстан должен в будущем максимально децентрализовать власть, перераспределить ее между всеми, чтобы никогда и ни у кого не было возможности ее узурпировать. Это один из основных уроков Января – демонтаж наследия первого президента Нурсултана Назарбаева.
Нам нужно уничтожить политические монополии в экономике и разобраться с финансово-валютными потоками, связанными с экспортом полезных ископаемых, сделать их прозрачными. Нам нужно упорядочивать экономику и политику, а не охотиться на ведьм, чтобы лишить собственности как можно больше людей. Хотя возврат на родину незаконно вывезенных за границу денег и активов – одна из ключевых проблем на данное время.
Нам нужны необратимые перемены, справедливые, не персонифицированные, незыблемые, кардинальные. Курс на создание общества всеобщего благосостояния. Это требует трансформации системы государственной власти в государственный сервис поддержки создания и справедливого распределения благ.
С демонтажем наследия Назарбаева тесно связаны годами нерешенные социальные проблемы. Недаром президент Касым-Жомарт Токаев сказал о том, что к Январской трагедии в Казахстане привели девальвация идеи справедливости, взаимное отчуждение государства и общества. На мирные демонстрации вышли люди, десятилетиями страдавшие от системных социально-экономических проблем.
Их недовольством воспользовались преступные элементы. Используя заранее подготовленных провокаторов и бандитов, они превратили мирные протесты в беспорядки и атаку на государственный строй. Сама операция носила четко спланированный характер, ею руководили хорошо подготовленные профессионалы. Президент Токаев констатировал, что преступники прикрывались участниками митингов, переговаривались по отдельному каналу связи, переодевались в форму полицейских и военных. Всю ситуацию Токаев оценил как попытку государственного переворота.
Причинно-следственную связь причин Января глава государства обозначил в интервью в феврале 2022 года: «Если подходить к проблеме комплексно, то в основе массовых протестов лежат острые социальные проблемы. Большая часть населения имеет низкий уровень жизни. Мы должны признать этот факт. В то же время львиная доля богатств государства сконцентрирована в руках узкой группы людей. Усиливается неравенство. Это порождает протестные настроения. Об этом я говорил в Парламенте и в других своих выступлениях».
В итоге с двумя основными уроками Января связаны проводимые реформы: справедливое распределение национального богатства, участие общества, народа во всех проводимых реформах, ликвидация условий, которые порождают коррупцию во многих сферах жизни страны и др.
«Несомненно, январские события стали большим уроком как для нашей страны, так и лично для меня. Можно сказать, что сделаны соответствующие выводы», – заявил Касым-Жомарт Токаев. Глава государства отметил, что результатом этого стали политические решения, принимаемые сейчас в стране.
Январские события были спланированы заранее
Беспорядки во многих регионах страны, масштаб погромов в Алматы и других городах, синхронность и слаженность действий бандитов и боевиков, такие эффективные методы и почерки гибридных действий, как информационная атака, мирные протесты с легко управляемой толпой, которые плавно перерастают в погромы, продуманные штурмы государственных учреждений говорят об участии казахстанских спецслужб, а также, возможно, спецслужб других стран.
В итоге митинги одномоментно охватили многие регионы, в нескольких областных центрах акиматы подверглись штурму и начались погромы.
Выходит, что боевиков и бандитов кто-то целенаправленно направлял. Такой силой, способной раздуть пожар протестов, разбоев, штурмов, может только какая-та структурированная организация, которая обладает большими возможностями и, самое главное, всё это скрыть.
Получается, КНБ поддерживал и «крышивал» тех, кто разграбил и разрушил Алматы, вместо того, чтобы от этих ОПГ защищать. Ныне это подтверждается не только сдачей служебных зданий, но связью с ОПГ. Недаром задержан ряд лиц из числа высшего руководства КНБ РК, в том числе его бывший председатель Карим Масимов по подозрению о государственной измене.
Недавно Генеральный прокурор РК Берик Асылов сообщил, что январские события были спланированным заранее действием по всей республике: «Заранее готовились, в числе организаторов члены и ОПГ, и экстремисты, и террористические… Государственный переворот, подготовка к нему были. Основные организаторы, как я уже сказал, возбуждены уголовные дела в отношении первых руководителей Комитета нацбезопасности, Карима Масимова, в том числе заместителей».
На уточняющий вопрос журналистов, можно ли назвать Карима Масимова главным организатором, он коротко сказал: «Можно сказать, что да». Что касается роли Самата Абиша, то по словам генпрокурора, его допросили в качестве свидетеля.
Берик Асылов также сообщил, что в самый пик беспорядков почти весь личный состав департаментов КНБ Алматы, Алматинской и Кызылординской областей покинул свои здания.
Спустя год после январских событий в Талдыкоргане начался суд над экс-главой ДП Алматинской области Сериком Кудебаевым. Его обвиняют в превышении власти или должностных полномочий. По информации Генеральной прокуратуры, во время январских беспорядков Кудебаев покинул вверенный ему департамент, из которого потом мародеры вынесли арсенал оружия.
В апреле прошлого года Генпрокуратура РК сообщила, что 5 января руководители двух департаментов полиции и трех департаментов КНБ в Алматы, Алматинской, Жамбылской и Кызылординской областях оставили свои рабочие места, в то время как в департаментах находилось казенное оружие. Они были признаны подозреваемыми.
Только из двух департаментов полиции – Алматинской и Жамбылской областей – преступники похитили почти 800 единиц огнестрельного оружия. Всего из охотничьих магазинов и оружейных арсеналов правоохранительных и специальных органов похитили почти 3000 единиц оружия.
Также расследуется уголовное дело по факту превышения полномочий бывшим руководством Министерства обороны. Экс-министр обороны взят под стражу.
Получается, силовые структуры РК подчинялись главе КНБ?! Или они (полиция, армия) выполняли приказы другого руководителя? Или они действовали самостоятельно? Эти вопросы на данное время остаются без ответа.
И, конечно, есть вопросы и к местным государственным органам. Конечно, были и активисты, общественные деятели, которые выводили людей на митинги. Но, например, по неофициальным данным, после Нового года некоторые шахтеры, рабочие в г. Хромтау, придя утром на работу, получили от своих начальников указания – выходите на митинг. При этом на обратную дорогу с шахты в город автобусы не были предоставлены, чтобы создать впечатление, будто шахтеры сами ушли на митинг.
И три дня длился митинг, были перекрыты на три дня междугородние трассы, где застряли автомашины, фуры. К счастью, обошлось без столкновений, поджогов, мародерства, стрельбы – шахтеры своими силами сумели поставить на место провокаторов. К тому же митингующие добились выполнения части своих требований.
При этом полицейские силы из Актобе были направлены в Хромтау, чем воспользовались провокаторы: в ходе мирных митингов в областном центре начались столкновения в районе акимата, аэропорта и других местах. Появились провокаторы, подвезли машину с камнями и начался штурм акимата области.
Кстати, на западе страны после начала митингов в Жанаозене вышли на их поддержку и нефтяники. Может, и они получили указания своих начальников выходить на митинги? Ведь они так же, как и в Хромтау, утром приехали на автобусе на работу, …а потом пешком ушли на митинг. Ведь забастовщики, по логике, не должны ехать на работу, а прямиком – на митинг.
Ясное дело, никакой начальник на местах без указания сверху не мог своих рабочих направить на митинг. Кто дал такие указания? КНБ? Полиция? Акимат? Профильное министерство? Или начальство шахт, нефтяной компании?
Кто – участники погромов, штурмов в Алматы?
Скорее всего, участниками погромов, штурмов в Алматы были «братва», отморозки из криминального мира страны, бывшие уголовники, «салафиты», специально подготовленные боевики. В лихие 90-ые годы в известной мере было сращение силовых структур с криминалом. Среди «братков» были и бывшие полицейские, отдельные чины КНБ курировали бизнес, «крышевали» нелегальный бизнес. В целом правоохранительные органы РК относились к самым коррумпированным ведомствам.
По словам очевидцев, в первые дни среди протестующих у некоторых молодых людей в руках были дубинки и «коктейли Молотова». То есть, они были заранее подготовлены для погромов.
И в ряды демонстрантов влились многочисленные специально подготовленные бойцы. Ими руководили люди с рациями. Специальные «агитаторы», «агенты влияния», исполнители были в опознавательной одежде, например, в красных куртках, в темных куртках с белыми повязками.
Специальные люди разбивали витрины магазинов, банков, но сами не занимались разбоем, предоставив это грабителям, ворам, прохожим. Среди «мирных грабителей» были не только местные жители, жители пригородов и области, но и гастарбайтеры, жители других республик.
Например, очевидцы отметили, что среди митинговавших 5 января было много азиатов, не владеющих ни казахским, ни русским языком, а также этнических казахов из дальнего и ближнего зарубежья. К тому же в ходе январских событий боевики путем угроз и насилия вовлекали в массовые беспорядки мирных граждан.
Так, в Алматы пятерых студентов заставили участвовать в массовых погромах. Эти студенты показали, что те, кто их заставлял, были вооружены, в масках, между собой общались на незнакомом им языке!
Была версия, что захват аэропорта Алматы был организован спецслужбами, чтобы создать видимость прилета террористов из соседних стран. А возможно, планировали их прилет.
По некоторым данным, был рейс Ош-Бишкек-Алматы. Где же теперь эти иностранцы? Ведь аэропорт был возвращен через несколько часов, и прилетевшие «террористы» не смогли бы улететь обратно. Может, под видом боевиков прилетели гастарбайтеры? Может, вместо боевиков прилетели грабители, воры, уголовники? Нет официальных ответов и на такие вопросы.
Участие мировых игроков – под грифом «секретно»
Сейчас в международных отношениях наступила как бы «игра без правил». Иногда мировые игроки могут играть в «поддавки»: одновременно жмут всячески страну-мишень с нескольких сторон, будто и те, и эти заинтересованы в расчленении отдельных государств, в создании «вечной конфликтности» между мирно жившими еще вчера народами. Такое происходит с небольшими государствами, где не было внутреннего единства, государственной сплоченности, самостоятельности.
То же самое происходило в странах бывшего СССР: были массовые митинги в Беларуси, таджикско-кыргызский конфликт на границе, военный конфликт между Азербайджаном и Арменией и др. А в прошлом году – трагический Январь в Казахстане и «военная операция» России в Украине. При «разборе полетов» этих конфликтов можно заметить и вмешательство третьих сил.
Например, о задержании 33-х членов частной военной компании (ЧВК) Вагнера власти Беларуси сообщили 29 июля 2020 года, незадолго до проведения в стране президентских выборов.
Не было за 30 лет никаких волнений и вот вдруг несколько месяцев Беларусь сотрясали многотысячные митинги и забастовки, даже параллельные органы госуправления начали создавать и призывать действующего президента отдать власть обыкновенной домохозяйке, которая до этого никогда не занималась управлением и политикой.
Ответ прост: на тот момент эта страна оказалась в скрещении интересов нескольких мировых гигантов, где каждый из этих гигантов тянул одеяло на себя. И за многотысячными протестами чувствовалась мастерски отработанная технология цветных революций, организация и значительные затраты финансов на стимулирование революционного процесса. Например, Евросоюз заявил о готовности выделить €53 млн на оказание помощи гражданскому обществу Беларуси.
В итоге Беларусь оказалась в составе Союзного государства. А в Казахстан в результате Января, когда начали «делать» цветную революцию или гражданскую войну, ввели войска ОДКБ – митинги и беспорядки подтолкнули эти республики в «объятия» России. А кто является дирижером всего «ансамбля» – неизвестно.
Когда у нас начались январские события, в российских СМИ сразу появилась версия о том, что за организацией протестов в Казахстане стоят радикальные исламисты. Это, мол, террористы, которых изгнали из Сирии, они перекочевали в Ирак, а из Ирака – в Афганистан. В Афганистане тоже талибы с ними не смирились, с игиловцами, они их выдавили. А эти игиловцы куда делись? Они благополучно перешли через границы в качестве беженцев. Кого-то вернули назад в Афганистан, а другие растворились – в таджикском обществе, в киргизском обществе и в казахском обществе.
В январе 2022 года у нас тоже на официальном уровне больше стали говорить о международных террористах в Алматы. При этом не предоставили никаких фактов, не поймали ни одного иностранного «профессионального» террориста из многочисленных вооруженных боевиков, будто вторгнувшихся в Казахстан, кроме кыргызского музыканта. Тем более никакая международная террористическая организация не взяла на себя нападение на Алматы.
В те дни прошлого года глава СВР Сергей Нарышкин заявил, что разведка России знала о подготовке беспорядков в Казахстане, имела информацию о подготовке событий в начале января. По его словам, разведка фиксировала прибытие в Казахстан многочисленных отрядов, составленных из бойцов террористической организации «Исламское государство». Он также заявил, что российская разведка активно обменивалась этими данными с разведками других среднеазиатских государств.
Скорей всего, это была дезинформация, перевод стрелок на боевиков ИГИЛ. Не было никаких иностранцев. Да, задержали «иностранцев» из Турции – большой отряд криминала во главе с известным криминальным авторитетом Арманом Джумагельдиевым, известным как Дикий Арман.
В итоге в Казахстане не поймали ни одного международного террориста. Тогда кому выгодна была такая версия? России, чтобы ввести войска? Почему наши спецслужбы не зафиксировали прибытие в Казахстан многочисленных отрядов ИГИЛ? Кто сообщил о 20 000 террористах президенту К.Токаеву? Российские спецслужбы? КНБ? Или КНБ вместе со спецслужбами РФ?
Это, пожалуй, один из главных вопросов январских событий, потому что версия о международных террористах была юридической основой для ввода войск ОДКБ в нашу республику.
Если начнут раскрывать детали госпереворота в Казахстане, то это сразу втянет страну в глобальный конфликт. По этой причине многие важные международные детали январских событий будут под грифом «секретно», как и суд в закрытом режиме над бывшим председателем КНБ.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ