«Инициатива Президента о внесении поправок в Закон «О статусе педагога» направлена на реальную защиту прав учителей»

1677
Adyrna.kz Telegram
https://adyrna.kz/storage/uploads/GahyQOa8YJqVjPSnlr09iKDMQldTv9nVdwkpufAl.jpg

Если сегодня мы воспитаем интеллектуальное новое поколение, то завтра будем в авангарде мирового развития. Поэтому поддержка образования остаётся главным приоритетом государственной политики. Об этом заявил Президент, выступая на республиканской Августовской конференции учителей. Глава государства обозначил ряд задач, направленных на развитие образования. Меры, направленные на повышение статуса педагогов и ключевые успехи отрасли, обсудили в интервью с директором школы-комплекса национального возрождения №17 г. Петропавловска Лаззат Жалмукановой.

Лаззат Жумагуловна, Президент предложил внести поправки в Закон «О статусе педагога» для защиты прав учителей. Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счёт.

– Инициатива Президента о внесении поправок в Закон «О статусе педагога» – это, конечно, прекрасно. Потому что она действительно направлена на реальную защиту прав учителей. Если раньше закон носил скорее декларативный характер, то сейчас, вероятно, он будет иметь под собой более прочную почву для практического применения. Что касается изменений, которые будут внесены, мне кажется, самое главное – это те, что направлены на снижение чрезмерной отчётности, о которой сейчас говорят все педагоги. Я, как руководитель, это особенно хорошо вижу. Считаю, что основное, чем должны заниматься учителя, обучать детей, ведь Президент всегда говорит о качественном образовании. На это необходимо время. И, конечно же, важно закрепить права педагогов на методическую свободу и развитие творчества. Учитель – личность творческая, и это должно находить отражение в его практике. Здесь также хотелось бы обратить внимание на большое количество вопросов, за которые сегодня отвечает учитель, в том числе в вечернее и неурочное время, хотя ответственность за детей в это время должны нести родители и соответствующие органы.

Касым-Жомарт Токаев заявил: «Учитель – ключевая фигура в будущем страны». По Вашему мнению, с чем связана эта позиция главы государства? Какой вклад вносят педагоги в построение Справедливого, Чистого и Сильного Казахстана?

– Позиция Президента связана с тем, что учитель формирует человеческий капитал. Именно в школах закладываются основы для Справедливого, Чистого и Сильного Казахстана. Об этом глава государства говорит на постоянной основе. Что значит Справедливый Казахстан? Учитель воспитывает уважение к закону, честности и равенству. Чистый Казахстан – это когда мы прививаем принципы добропорядочности, чтобы никто даже на минуту не задумывался о коррупции. Учитель – это настолько чистая фигура, которая сама по себе является образцом для подражания. А Сильный Казахстан – это тот, где учителя помогают раскрывать и развивать творчество каждого ребёнка. Каждую личность нужно воспитывать так, чтобы её мнение и мировоззрение были устойчивыми. Ребёнок не должен, как флюгер, идти туда, куда дует ветер. Вот в этом и заключается формирование конкурентоспособной нации.

Президент подчеркнул, что поддержка образования остаётся главным приоритетом государственной политики. В чём это проявляется? Повысился ли статус учителя за последние годы?

– В первую очередь – в повышении заработной платы. Все мы знаем, и Президент это в своём выступлении отметил, что за последние четыре года зарплаты учителей выросли в два раза, и это, безусловно, прекрасно. Существуют и гарантии, на которые могут рассчитывать педагоги. Сейчас активно строится жильё, и учителя получают квартиры по более-менее льготным условиям. Также важно отметить развитие инфраструктуры: в нашем регионе строится много новых, комфортных школ. Особое значение имеет и материально-техническое оснащение учебных заведений. В этом году наша школа Комплекс национального возрождения вошла в проект «Реновация». У нас завершается капитальный ремонт кровли с установкой шатровой крыши. Стоимость проекта составляет 216 миллионов тенге, включая авторский и технический надзор. Кроме того, как «комфортная школа» мы получили четыре кабинета новой формации: кабинет технологий для девочек, отдельно для мальчиков, STEM-кабинет для занятий научной деятельностью, робототехнику. Наша школа активно участвует в международных онлайн-конференциях, мы изучаем лучшие мировые практики и перенимаем передовой опыт.

Большое внимание уделяется профессиональному росту педагогов. Это означает, что, согласно установленному положению, каждый учитель обязан проходить курсы повышения квалификации один раз в пять лет. На практике педагоги за этот период осваивают несколько курсов, что напрямую влияет на их профессиональное развитие. Сегодня система предусматривает карьерный рост педагога по следующим категориям: модератор, эксперт, исследователь и педагог. Могу отметить, что в нашей школе эта система чётко реализуется. К примеру, я прошла все этапы и в настоящее время являюсь педагогом-мастером, учителем математики. Это один из ярких примеров приоритетной поддержки образования.

Все эти меры способствуют повышению престижа профессии учителя. Мы наблюдаем это по росту числа молодых специалистов, приходящих в сферу образования. В нашей школе ежегодно проводится конкурсный отбор, и мы успешно набираем новых педагогов. Особенно радует, что выпускники нашей школы выбирают профессию учителя. Например, в прошлом году 24 наших выпускника поступили на педагогические специальности, и это вызывает у нас гордость.

Какие реформы Касым-Жомарта Токаева, направленные на формирование нового качества нации, на Ваш взгляд, имеют особое значение? 

Если говорить о наиболее значимых реформах, направленных на формирование нового качества нации, я бы выделила повышение социального статуса педагогов, о чём я уже упоминала ранее, принятие Закона «О статусе педагога», а также увеличение заработной платы. Важную роль в развитии образования играет проект «Комфортная школа», который позволяет решать проблему дефицита ученических мест. В частности, в городе была построена школа № 28. Сейчас на стадии строительства находится школа №29. Её планируют ввести в эксплуатацию в этом году, там будут учиться дети, проживающие в микрорайоне Береке. Сегодня многие из них ездят учиться в наше учебное заведение, оно в Петропавловске является самым большим по численности. 

Отдельное значение имеет ответственность и качество образования, в частности, экспертиза школьных учебников, чтобы они соответствовали государственному образовательному стандарту. И, конечно же, самое важное – это воспитание подрастающего поколения и реформы, направленные на развитие этой сферы.

– «Необходимо обновить общественное сознание», – резюмировал глава государства. По Вашему мнению, насколько это принципиально важный момент для успешного развития страны? И каким образом в стенах школы формируется ответственный гражданин – Адал азамат?

– Школа – это ключевой институт, в котором формируется ответственный гражданин – Адал азамат. Наши учащиеся обязательно проходят через систему патриотического воспитания. Как и в других учебных заведениях, у нас традиционно проводятся уроки истории, классные часы, реализуются различные проекты. Мы уделяем особое внимание воспитанию честности и справедливости. Паводок 2024 года показал, что в нашей школе активно развивается волонтёрское движение: дети оказывали помощь ветеранам и пожилым жителям микрорайона. Также мы системно развиваем у учащихся критическое мышление, учим их анализировать информацию, а не принимать её бездумно. Всё это в совокупности и формирует Адал азамат – честного, патриотичного и социально ответственного гражданина.

Какая работа проводится для того, чтобы снизить разрыв между городскими и сельскими школами?

– Мы являемся центральной школой, и в нашем ведении находятся две районные школы, которым мы оказываем методическую поддержку и помощь в вопросах повышения качества образования. Если говорить о более масштабной работе по снижению разрыва между городскими и сельскими школами, то, безусловно, все учебные заведения должны быть обеспечены современным оборудованием, таким, какое есть, например, в нашей школе. Кроме того, важно, чтобы все педагоги обладали соответствующим образованием и проходили регулярное повышение квалификации. Только в комплексе, через развитие инфраструктуры, кадровый потенциал и методическую поддержку, можно добиться выравнивания условий и качества обучения в разных регионах страны.

Как Вы оцениваете инициативу Президента, связанную с тем, что любые изменения в стандартах образования, методиках и учебниках должны проходить тщательную экспертизу?

– Конечно же, стандарты образования должны проходить тщательную экспертизу. Инициатива Президента в этом направлении – это принципиально верный и своевременный шаг. Она отражает глубокое понимание того, что система образования – не поле для экспериментов, ведь непродуманные решения могут привести к серьёзным последствиям. Мы, педагоги, уже устали от частых реформ в сфере образования. Мы просто не успеваем за всеми преобразованиями. Поэтому мне очень импонирует, что глава государства акцентировал внимание именно на этом моменте: стабильность, продуманность и качество должны стать основой любой реформы в образовании. 

С этого учебного года во всех общеобразовательных учреждениях, в том числе и в частных, будет действовать единая воспитательная программа «Адал азамат». Президент предложил также внедрить проект в вузах, осуществляющих подготовку педагогов. Какие Вы видите перспективы реализации инициативы?

– Считаю, что единая воспитательная программа «Адал азамат» нам крайне необходима. Думаю, что в вузах введут соответствующую дисциплину уже с нового учебного года и начнут готовить педагогов с учётом данной программы. Потому что она действительно имеет особую ценность. Программа должна быть системной. Нам необходимо единство подходов и взглядов, чтобы будущие педагоги формировались в рамках этих принципов и могли передавать важные ценности нашим детям. Конечно же, мы, учителя, те люди, которые закладывают фундамент. И этот фундамент должен стать основой для формирования национальных ценностей у подрастающего поколения. Наша школа, как школа национального возрождения, уже начала работу над реализацией этой программы.

Президент считает, что учителям отводится особая роль в борьбе с такими пагубными явлениями, как наркомания и лудомания, домашнее насилие, буллинг и вандализм. Какая работа проводится в этом направлении в вашей школе?

– Я сама являюсь членом общественного совета по борьбе с наркоманией среди учащихся и подростков, созданного при ДВД СКО. В этом году мы уже провели два ярких мероприятия под названием «Наркомании – нет» на территории нашей школы. Конечно, эту работу нужно продолжать, так как она включает профилактические беседы с участием психологов, инспекторов по работе с несовершеннолетними, врачей и наркологов. В нашем учебном заведении проходят классные часы, мы развиваем систему медиации для решения конфликтов между учениками, это обязательно. Основной эффективной мерой является создание доверительной атмосферы, в которой каждый учащийся может открыто обратиться за помощью.

Комментарии