Арман Гукасян: Мирный процесс открывает Армении и Казахстану путь к стратегическому энерготранзитному партнерству

1748
Adyrna.kz Telegram
https://adyrna.kz/storage/uploads/xmapNh6xA1qyTze70cEFWDIFqyU0vswtfTWEYFHW.jpg

За большой геополитикой и историческими рукопожатиями всегда стоят глубокие прагматичные интересы. Мирное соглашение на Южном Кавказе, положившее конец многолетнему конфликту, – не исключение. Помимо очевидного стремления к миру, оно открывает дорогу к реализации масштабных экономических проектов, в частности – созданию нового энергетического коридора из Центральной Азии в Европу. Ключевую роль в запуске этого сложного процесса сыграл Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, чья дипломатия помогла согласовать интересы многих сторон. И телефонный разговор между ним и Премьер-министром Армении Николом Пашиняном лишь подтвердил переход к фазе практической реализации договоренностей. О том, как политическая воля одного лидера может изменить экономическую карту целого региона, мы беседуем с армянским политологом Арманом Гукасяном.

 – Господин Гукасян, Вы охарактеризовали парафирование соглашения как важный шаг в рамках «дорожной карты» к миру. Не могли бы Вы подробнее раскрыть этот термин? Какие ключевые этапы на этом пути Вы видите?

– Безусловно, это очень важный шаг, который определяет дальнейший вектор движения. «Дорожная карта» – это, по сути, последовательность действий, необходимых для перехода от предварительных договоренностей к полномасштабному и всеобъемлющему мирному договору. Парафирование согласованного текста – это первый, фундаментальный этап. Он фиксирует политическую волю сторон двигаться вперед на основе взаимно согласованных принципов. Следующими, и, возможно, самыми сложными этапами станут работа комиссий по делимитации и демаркации границ, а также создание конкретных механизмов по разблокированию и функционированию транспортных коммуникаций. Завершающим этапом должно стать подписание самого мирного договора и установление дипломатических отношений. Каждый из этих шагов требует огромной политической воли, терпения и, что крайне важно, поддержки со стороны авторитетных международных партнеров. И состоявшийся телефонный разговор Президента Токаева и Премьер-министра Пашиняна как раз и демонстрирует вовлеченность Казахстана в этот дальнейший процесс, что является очень позитивным сигналом.

– Многие годы конфликт казался неразрешимым. Почему, на Ваш взгляд, окно возможностей для мира открылось именно сейчас? Какие глобальные и региональные факторы сошлись в одной точке, что позволило таким лидерам, как Президент Токаев, успешно реализовать свою миротворческую миссию?

– Это очень важный вопрос. Успех никогда не бывает случайным. На мой взгляд, мы наблюдаем совпадение нескольких ключевых факторов. Во-первых, это определенная усталость самих сторон от конфликта и осознание того, что военного решения, которое устроило бы всех в долгосрочной перспективе, не существует. Во-вторых, изменилась глобальная конъюнктура: традиционные модераторы оказались вовлечены в другие, более масштабные кризисы, что несколько ослабило их хватку в нашем регионе. В-третьих, на этом фоне резко возросла роль так называемых «средних держав», которые не стремятся к гегемонии, а предлагают честное и объективное посредничество.

Именно в это окно возможностей и вошла дипломатия Казахстана. Успех Президента Токаева заключается в том, что он очень тонко почувствовал этот момент и предложил именно то, в чем была наибольшая потребность – абсолютно нейтральную, свободную от давления площадку и свой личный авторитет как гаранта равноправного диалога. Он не пытался навязать решение, он создал условия, в которых стороны смогли найти его сами. Это и есть высший пилотаж дипломатии.

– Вы упомянули, что Казахстан является «полноценным участником процесса». Помимо очевидной миротворческой роли, в чем заключается глубокий стратегический интерес Казахстана и лично Президента Токаева в стабильности на Южном Кавказе?

– Миротворческая миссия Казахстана, безусловно, важна, но она подкреплена очень четкими и прагматичными экономическими интересами, что делает ее еще более надежной. Главный интерес Астаны, конечно, связан с развитием Срединного коридора. Стабильный Южный Казказ – это самый короткий и эффективный путь для казахстанских товаров в Европу. Но есть и более конкретный, стратегический аспект, о котором все чаще говорят эксперты. Речь идет о потенциальной транспортировке казахстанского и, возможно, туркменского газа через территорию Азербайджана и, в перспективе, Армении в Европу. Открытие коммуникаций создает совершенно новый энергетический маршрут. Поэтому миротворческая роль Президента Токаева – это не только акт доброй воли и поддержания своего высокого статуса как дипломата, но и дальновидная, стратегическая политика по обеспечению долгосрочных экономических интересов своей страны. Казахстан вносит свой вклад в мир, потому что этот мир напрямую выгоден и ему, и всему региону.

– Телефонный разговор между Президентом Токаевым и Премьер-министром Пашиняном продемонстрировал вовлеченность Казахстана. Как Вы, как политолог, трактуете основные сигналы этого диалога?

– Этот разговор, состоявшийся в такой важный момент, был абсолютно логичным и закономерным. Я бы назвал его «сверкой часов» и подтверждением партнерства на новом этапе. Для Премьер-министра Пашиняна было важно услышать слова поддержки от лидера дружественной страны и партнера по ЕАЭС, что и было сделано. Для Президента Токаева, я полагаю, было важно из первых уст получить информацию о некоторых аспектах переговорного процесса и подтвердить свою готовность и далее способствовать диалогу. Этот звонок демонстрирует, что роль Казахстана не ограничилась лишь предоставлением площадки в Алматы. Астана остается вовлеченной в процесс, и я бы назвал это «пост-посредническим сопровождением». Это сигнал всем сторонам, что Казахстан, как серьезный региональный игрок, заинтересован в доведении мирного процесса до логического завершения и готов оказывать для этого всю необходимую политическую поддержку. Уверен, что разговор между лидерами двух стран будет полноценным и содержательным, и что стороны наметят дальнейшие шаги по развитию и углублению взаимодействия.

 – В чем, на Ваш взгляд, заключается уникальность миротворческой позиции Казахстана, которая позволяет ему поддерживать хорошие отношения и с Баку, и с Ереваном?

– Уникальность позиции Казахстана заключается в нескольких факторах. Во-первых, это его последовательная многовекторная внешняя политика. Астана на протяжении десятилетий доказывала, что способна выстраивать ровные, конструктивные отношения со всеми центрами силы, не вступая в конфронтацию. Во-вторых, у Казахстана нет никакого исторического «багажа» или скрытых интересов на Южном Кавказе, что делает его позицию абсолютно нейтральной и объективной. И в-третьих, это, безусловно, фактор личности самого Президента Токаева. Будучи дипломатом мирового класса, он обладает высоким уровнем персонального доверия и в Ереване, и в Баку. Он умеет говорить с обеими сторонами на языке уважения и прагматизма. В отличие от некоторых других посредников, за ним не стоит давление каких-либо военно-политических блоков. За ним стоит авторитет крупной, стабильной и миролюбивой страны. Именно это сочетание факторов и позволило ему сыграть ту важную миротворческую роль, которую мы все видели.

 – Какие основные препятствия и возможности Вы видите на пути к полномасштабному миру, и какую роль в их преодолении может сыграть дальнейшее содействие со стороны Казахстана?

– Главное препятствие – это наследие многолетней вражды и недоверия, которое активно используют радикальные и оппозиционные силы в обеих странах для срыва мирного процесса. Преодолеть это можно только демонстрацией реальных, ощутимых выгод от мира для простых людей. И здесь мы переходим к возможностям. А они огромны. Это открытие торговых путей, создание совместных предприятий, рост товарооборота, развитие туризма. Когда люди начнут видеть, что мир приносит им работу и благосостояние, позиции радикалов ослабнут. В этом контексте роль Казахстана может быть очень конструктивной. Под патронажем Президента Токаева могут быть инициированы, например, трехсторонние (армяно-азербайджано-казахстанские) бизнес-форумы. Казахстан, используя свой авторитет, может способствовать продвижению конкретных совместных экономических проектов, которые сделают мир выгодным и необратимым. Кроме того, Астана может и дальше предоставлять свою нейтральную площадку для самых сложных экспертных переговоров, например, по юридическим аспектам работы коммуникаций или по демаркации границ. Казахстан может и дальше играть роль «голоса разума», помогая сторонам сосредоточиться не на эмоциях прошлого, а на прагматике общего будущего.

Комментарии