В Казахстане зарождается Вторая республика

2732
Adyrna.kz Telegram

История состоит из деталей, сочетания парадоксов, случайностей, неожиданностей, закономерностей. История свершается как бы сама по себе. И в истории случается много схожих событий, что невольно их сравниваешь и ищешь в них какую-то тайную связь, аналогию, скрытый смысл…

Зарождение Второй республики

Например, во Франции в мае 1958 году случился алжирский кризис – военные подняли мятеж и была угроза гражданской войны. Для выхода из кризисной ситуации в правительство пригласили генерала Шарля де Голля. В итоге была выработана новая Конституция под патронатом министра юстиции Мишеля Дебре и председателя правительства Шарля де Голля.

 Вопрос, заданный осенью 1958 года на референдуме жителям Франции и ее заморских территорий, был сформулирован так: «Одобряете ли вы Конституцию, которая предложена вам правительством республики?» Эта была Конституция, призванная положить конец нестабильности Четвертой республики (1946−1958). Доверие к генералу де Голлю и опасения гражданской войны заставили общественность принять проект. 8 сентября Пятая республика была юридически основана.

Конституция 1958 года коренным образом изменила управление Францией, ее государственно-административную систему, изменилась государственная модель и устройство. В стране была установлена республика президентского типа правления, были расширены прерогативы исполнительной власти (президента и правительства) за счет законодательной (парламента).

В начале января 2022 года в Казахстане начались забастовки, в Алматы и других городах начались «мятеж», заговор, штурм государственных учреждений, разграбление магазинов, и была угроза гражданской войны. Благодаря своевременным и решительным действиям главы государства «мятеж» и заговор закончились неудачей.

Для выхода из политического, экономического, социального кризиса президент Касым-Жомарт Токаев постановил провести республиканский референдум 5 июня 2022 года. Референдум, по словам президента, – это важнейший демократический институт, однако в Казахстане он в последний раз проходил в 1995 году, когда утверждалась действующая Конституция.

Гражданам нужно будет ответить на вопрос: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию, изложенные в проекте Закона».

На официальном уровне в Казахстане заговорили о Второй республике (первая, получается, 1991-2021 гг.). Вторая республика – это обновление государственной модели. То есть, на официальном уровне идет отмежевание от предыдущего периода, «Первой республики», и Новый Казахстан связан с принятием «новой» Конституции.

Вторая республика, по словам государственного секретаря Ерлана Карина, – это новая модель функционирования государственно-политической системы, основанной на новых принципах, которые провозглашены в рамках нынешней конституционной реформы. В случае, если граждане примут эти поправки, то мы уже можем говорить, что Вторая республика де-юре состоялась, поскольку наша политическая система перейдет на новые принципы взаимодействия. Вторая республика – это институциональная модель перемен, это перезагрузка политической системы, которая состоится в результате референдума. А Жана Казахстан – это долгосрочный процесс, модернизация в первую очередь самого общества, а не только государства или власти.

Принятие поправок сокращает полномочия президента

Изменения и поправки коснутся 33 статей (56 поправок), это фактически треть Конституции. Моя цель, отметил глава государства, дать больше свободы народу, укрепить демократию и верховенство закона.

Референдум важен тем, что среди предложений главы государства – переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным правительством, и подразумевает усиление высшей представительной ветви власти.

Принятие поправок сокращает полномочия президента, а это, несомненно, отразится на укреплении роли парламента и правительства. Например, в случае принятия поправок глава государства уже не сможет отменять либо приостанавливать действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы.

А еще президент теперь не сможет назначать акимов по своему усмотрению. Он должен будет предлагать не менее двух кандидатур, за которых будут голосовать депутаты маслихатов. Это пока еще не полноценные выборы, но уже значительный шаг на пути к ним. К тому же это усилит роль маслихатов – теперь с их мнением придется считаться.

Президент не сможет больше увольнять акимов районов, сел. В его полномочиях останется лишь судьба акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Это разумно, потому что глава государства не может знать, что твориться в каждом селе страны. На это есть акимы районов и областей.

Это серьезный и правильный шаг – местное самоуправление должно развиваться. Акимы получат большую свободу действий, и в то же время вырастет и уровень их ответственности. К примеру, поэтапно будет внедряться система выборности региональных акимов непосредственно населением области. С 2021 года Казахстан впервые провел прямые выборы сельских акимов, а к 2024 году пройдет второй этап реформ – выборы районных акимов.

Не сможет президент и единолично назначать председателя Конституционного суда, главу Высшего судебного совета. На это потребуется согласие депутатов сената.

Кстати, раньше в Конституции значилось, что экс-президенты являются пожизненными членами Конституционного совета. В новую редакцию Основного закона, касающуюся Конституционного суда, это требование не перекочевало.

И, конечно, принципиально новый для Казахстана подход – будет внесен законодательный запрет президенту быть членом какой-либо партии в период нахождения на посту. Это предполагает равные возможности для всех партий, участвующих в выборах, чтобы в политической системе бала справедливость и конкурентность.

Теперь понятие «партия власти» исчезнет в политической жизни страны, и всё будет зависеть от самих партий, от их активности и доверия народа. Сумеют ли они получить мандат доверия избирателей, победят. Не сумеют – сами виноваты.

«Демонтаж» «наследия» первого президента
Январские события привели к необходимости перемен в стране. Они уже начались и продолжатся в будущем. Быстрая череда политических событий с нового года в итоге привела к возможному принятию «новой» Конституции.

Логика последних событий и уроки Января таковы, что надо срочно расстаться с теми законодательными основами, явлениями прошлых лет, «наследием» первого президента, которые привели к январской трагедии.

Необходимо порвать этот порочный круг.

Это статус и полномочия первого президента, непотизм, небывалая коррупция, социальная несправедливость, нахождение половины богатства РК в руках всего 162 человек, небывалое расслоение на бедных и богатых и т.д. В основе этих и других явлений в РК лежит коррупция.

Коррупция стала не только одной из главных преград для экономического, политического, культурного, научного развития Казахстана – она проникла во все сферы и создала угрозу для национальной безопасности. В этом мы убедились в январе 2022 года.

В 2004 году известная компания Transparency International отвела Казахстану 122 место по уровню коррумпированности в списке из 146 стран. Общий балл равнялся 2,2 из 10 возможных (балл ниже 3 обозначал «безудержную коррупцию»).

Истоки нынешнего экономического кризиса отчасти имеют коррупционную природу.
Стало национальной тенденцией: «срубить» капитал и «смотаться за бугор» – этому способствуют законы. Еще в 2014 году генеральная прокуратура РК заявила, что отток капитала в оффшоры за 10 лет составил $140 млрд. Скорей всего, это предположительная цифра, которая на деле может быть намного больше. Некоторые эксперты называли другие цифры – $200-300 млрд.

 Наиболее точно определил природу коррупции и пути борьбы с ней в новейшей истории отец сингапурских реформ Ли Куан Ю. На вопрос, как бороться с ней, он сказал историческую фразу: «Начав бороться со взяточничеством, первым делом посади трех своих друзей. Вы точно знаете, за что, и они знают, за что».

И это не красивые слова: за коррупцию в Сингапуре к уголовной ответственности привлекли не только огромное число чиновников, в том числе министров, но и соратников и даже родственников самого премьера.

У нас наоборот: не дающим и не берущим взятки чиновникам трудно работать, не говоря о роскошных особняках и машинах, которые являются реальным показателем успешности в их глазах.

Хотя Нурсултан Назарбаев восхищался деятельностью Ли Куан Ю и называл его другом, в Казахстане под его руководством, наоборот, все делалось для того, чтобы развить «безудержную коррупцию».

Экономика страны оказалась в руках первого президента и узкого круга миллиардеров и миллионеров, состоящего в том числе из членов семьи президента и близких к нему чиновников. Здесь были все: брат, сват, дочери, зятья, племянники, внуки, родственники, близкие друзья, сын одноклассника и т.д.

В итоге в РК появился олигархат (вместо многочисленного среднего класса) и беднейшее население страны.

В руках первого президента оказалась и неограниченная политическая власть: по Конституции срок избрания президентом не распространялся на елбасы, он был руководителем «партии власти», возглавлял Совет безопасности, АНК, ставил акимов, назначал судей и т.д.

Надо всегда помнить: люди обычно равняются на руководителя, а высшие чиновники – на президента. В итоге на местах появились «маленькие назарбаевы», которые «зарабатывали» в экономике и политике так же, как и первый президент, вершили судьбами людей так же. У них тоже была «экономика зятьев и племянников».

Человеческая изобретательность практически бесконечна, когда дело касается конвертации власти в личную выгоду: дочь первого президента была председателем сената, а племянники – в руководстве КНБ.

Что же в таких условиях делает президент Токаев после январской трагедии, когда в стране чуть не случились переворот и гражданская война?

 Поэтапно, без резких движений и популизма, грамотно, обдуманно «демонтирует» «наследие» первого президента. Отменяется пожизненное председательство Назарбаева в Совбезе и Ассамблее народа Казахстана. Также отменяется норма, предусматривавшая согласование содержание законодательных инициатив с Назарбаевым. А в поправках предлагается исключить из Конституции пункт о статусе и полномочиях первого президента.

Здесь надо отметить, что президент Токаев «демонтирует» не только родственников и близких людей первого президента. Глава государства идет дальше этого. Чтобы не было «семейного клана» во власти, Токаев хочет законодательно убрать саму возможность непотизма.

Самое обсуждаемое – это положение о том, что теперь близкие родственники президента не могут быть на политических постах и занимать высокие должности на госслужбе и в национальных компаниях. Это серьезный удар по непотизму. Тем более на фоне того, что было раньше, когда вся страна стала чуть ли не большим филиалом одной корпорации. Это четкий сигнал чиновникам. Борьбу с коррупцией нужно начинать с себя.

Невозможно дальнейшее развитие страны без изменения Конституции – необходимо законодательно закрепить, зафиксировать нынешние и будущие изменения, чтобы де-юре состоялась Вторая республика.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

Комментарии