Илон Маск: на Марсе не будет войн

4929
Adyrna.kz Telegram

Илон Маск один из богатейших изобретателей современности. Его состояние недавно превысило более чем 300 млрд долларов США. В своем интервью каналу TED Talks, которое он дал на гигазаводе Тесла в Техасе за один день до его запуска, Илон рассказал, что не за горами тот день когда первый коммерческий рейс полетит на Марс.

Многим известна компания Тесла, быстрорастущая технологическая компания, на акциях которой заработали состояния многие инвесторы. Компания, создающая индустрию будущего. Тесла произвела 60 000 машин в 2014 году и уже 500 000 машин в 2020. Недавно открыты гигазаводы в Берлине, Остине. Акции компании выросли за последние 5 лет на 1533%, примерно с с 60 долларов до 1000 долларов за акцию. Некоторые эксперты (в том числе, известная Кэти Вуд) прогнозируют цену за акцию на уровне от 3000 - до 5000 долларов США в ближайшие несколько лет.

Илон Маск развивает и другие, очень прорывные проекты, за этим стоит стратегическое видение и огромное желание сделать наш мир лучше. Возможно на его видение влияет его особенность о которой он публично говорит (синдром Аспергера). Это позволяет ему выйти за границы обычного сознания. Он ставит очень амбициозные цели, цели которые для большинства из нас звучат, как фразы из фантастического кино о далеком будущем.

В чем же феномен Илона Маска ? Изобретатель, мечтатель или талантливый бизнесмен? Насколько интересны, реалистичны предложения (высказывания) Илона, которые он озвучил в интервью TED Talks?

Несмотря ни на что, Илон Маск уверен в светлом будущем нашей планеты. Его реноме: “Жизнь не только для того чтобы решать одну проблему за другой”.

Запомнилась фраза из интервью: “Большинство ученых-экологов убеждены, если не сократить выброс парниковых газов, земля будет обречена и к 2050 году экологическая катастрофа неизбежна.»

Илон Маск, однозначно, не сторонник конца света. Он считает, что человечество на правильном пути. Если уже сегодня будет думать о завтрашнем дне.

Как он предлагает решать экологическую проблему? Существует три элемента устойчивого энергетического будущего: первый - зеленая энергетика ( в первую очередь, ветер и солнце), второй - батареи, способные накапливать эту энергию, третий - электротранспорт.

Такая конфигурация может работать практически для всех видов транспорта, существенно снижая выбросы углекислого газа и сокращая парниковый эффект. Есть, конечно, и лимитирующий фактор - производство батарей. Очень грубая оценка потребности в мощностях - примерно 300 тераватт часов. Илон Маск считает, что Тесла может создать до 10% от этого объема. В целом Маск не сомневается, что человечеству под силу решение вопроса об изменении климата.

Интересно мнение Илона Маска об искусственном интеллекте (ИИ). Если Маск точно предсказал рост производства машин компанией Тесла за 5 лет, то по срокам создания самоуправляемой машины предсказания не так точны, сроки внедрения переносятся с одного года на другой. Илон объясняет это сложностью в создании реального ИИ. Какие органы у человека активно вовлечены в процесс вождения машины? В первую очередь мозг, который получает внешнюю информацию от зрения, слуха. Как научить машину получать и обрабатывать информацию так же быстро, как это делает наш с вами мозг? Задача не простая, но для Илона Маска чем нереальнее и сложнее цель, тем интереснее ее достижение. И эта работа уже ведётся, что может быть критерием оценки? - Количество ошибок совершаемых самоуправляемым (ИИ) автомобилем должно быть меньше количества ошибок, которые совершает среднестатистический водитель за рулем.

Процесс построения ИИ работающего в реальной обстановке начался с попытки распознавания каждого отдельного взятого снимка. Но при этой процедуре для каждого одного отдельного взятого снимка всегда остается неопределенность, размытость. Команда Илона сменила подход. Обзор отдельного взятого снимка улучшился, стал почти 360 градусов. Плюс добавили фактор времени. Это не просто обеспечить с точки зрения программного обеспечения. Другой вопрос: ответная реакция на стимул (картинки), необходимо наладить связи, как это работает в мозге у человека (реакция на стимул). Третий вопрос, для обеспечения оперативного процесса обработки информации, нужна значительная память.

По словам Илона, порядка 100 000 людей используют бета версию автодрайва.
Автоматически управляемая Тесла это, по сути, робот больших размеров, движущийся в реальности на большой скорости, способный адекватно ситуации реагировать на стимул (действие на дороге)

Чего же не хватает сегодня роботу? Интеллекта реальности.
Интервьюер задает вопрос : Если создан робот реально понимающий 3D архитектуру вашего дома и каждый предмет в вашем доме, может распознавать все эти предметы, не правда ли это удивительно? Может сделать уборку, приготовить ужин, позаботиться о пожилых.
Илон Маск отмечает, что со временем будет необходим регулятивный орган для роботов.
Илон верит, что в 2050 году во многих семьях будут роботы, так же как уже сегодня у большинства из нас дома есть роботы пылесосы, роботы газонокосилки.
Что же могут делать первые модели роботов? Могут работать на опасной для жизни и здоровья человека работе, в сложных для выживания человека условиях.
И тут возникает другой вопрос. Если робот навсегда может заменить работника, зарабатывающего 30 000-40 000 в год, при разовых затратах на приобретение робота 25 000 долларов, должно ли человечество беспокоиться об этом?
Илон считает, что не нужно бояться появления роботов, роботы с ИИ помогут создать мир изобилия, он в этом уверен; но есть опасность, что в будущем накопленный ИИ может уйти из под контроля человека.

Интервью переходит на обсуждение другого проекта - Нейролинк. Илон говорит, что человек уже в какой-то степени является киборгом, компьютеры есть наше продолжение, после смерти остаётся наш цифровой призрак: человек уходит, но его емайлы, переписка, посты в сетях остаются. Илон отмечает, что обмен информации у компьютеров (терабайты) намного выше чем у человека (байты, скорость набора на клавиатуре).

На какой стадии данный проект? Пока эта работа на раннем этапе. Очень маленькие провода (имплантаты) вживляются в мозг человека. Это позволит лечить поражения нервной системы, мозга и позвоночника. Длительное время первоначально будут лечиться такого рода повреждения, возможно десятилетиями. Поданы документы для получения разрешения FDA для проведения первой имплантации в этом году.
Конечно, ещё рано говорить о высокопропускном нервном интерфейсе, который позволит симбиоз ИИ и человеческого мозга. В будущем возможно сближение цифрового и биологического интеллектов.

Если ИИ может захватить Землю, мы должны иметь план Б. Разговор переходит на космическую программу Илона Маска. И первый вопрос про Starship: в чем важность, уникальность этой ракеты?

Илон объясняет, что Falkon обеспечивает многоразовость использования только первой ступени и ускорителя (что составляет порядка 60-70% от полной стоимости). Задача Starship - полное восстановление всех элементов ракеты и возможность сразу совершать новый полёт. Создание ракеты Starship позволило значительное снижение себестоимости полетов. Это гигантский шаг вперёд, позволяющий реализацию широкомасшабной программы полетов в рамках солнечной системы, и конечно, в первую очередь на Марс.

Илон Маск отмечает, что Starship может использовать для обратных полетов на Землю элементы, которые есть на Марсе: из метана и воды, которые имеются на Марсе, можно получить кислород. Топливо также легко можно произвести на Марсе. Отработаны механизм обратной посадки ракет, механизм защиты от жары при вхождении в плотные слои атмосферы Земли или Марса.

Илон считает, что Starship подходящий транспорт для путешествий в солнечной системе, но не для для других звездных систем. Чтобы создать город на Марсе необходимо порядка тысячи кораблей Starship. Начиная с 2030 года, каждые два года порядка тысячи кораблей (на каждом до 100 и более человек) будут направляться в направлении Марса.

Маск считает, что немного людей захотят полететь на Марс, плюс дополнительный фактор что нужны и определенные финансовые возможности. Илон говорит, что постараемся сделать доступным полет для каждого. Илон не скрывает, что первое время на Марсе будет некомфортно, тесно, даже небезопасно.

Илона спрашивают: Чей это будет город на Марсе? Наса? Spacex ? Илон отвечает: Это город людей Марса. Какой должна быть цивилизация людей на Марсе? Что значит быть людьми Марса? Илон полагает, что люди Марса будут просвещены и надеется, что они не будут воевать так часто друг с другом. Будет больше прямой демократии.

Илон объясняет, почему человечеству важно жить на нескольких планетах, быть многопланетной цивилизацией. Человечество может прекратить своё существование на Земле по разным причинам: войны, пандемии (как это звучит актуально сейчас), и т.п.. Эта миссия может служить продолжением и сохранением рода человеческого на других планетах.

Ведущий спрашивает Илона про численность города на Марсе: Почему миллион? Город должен быть способным развиваться самостоятельно. Это важно если по каким-то причинам связь с Землей прервется. Другая цель, далекий спутник Юпитера Европа: возможная цель - цивилизация кальмаров. Так шутит Илон.

Вопрос про состояние Илона: 300 млрд долларов - как это? Илон отвечает, что по мере роста Теслы значимость принятия правильных решений возрастает, получасовая дискуссия может привести к 100 млн положительному эффекту. В части собственных расходов : у него нет дома, нет яхты, он не берет отпусков, у него есть только самолёт - частный, который необходим для эффективной работы, позволяя посвящать больше времени работе.

Вопрос о филантропии. Илон отвечает, что все его компании есть филантропия, есть любовь к людям Он отец семи детей и считает, что снижение рождаемости огромная проблема для человечества. Он видит основными следующие проблемы: снижение численности населения Земли, вопросы изменения климата, монопланетность человеческой цивилизации.

Илон Маск, ставя амбициозные цели по защите, улучшению жизни человека и расширяя границы сознания, создаёт новый мир! Мир без войн и уничтожения, мир созидания и развития. Он меняет мир сегодня, для лучшего завтра.

Алпамысов Абай Абдисаметович, кандидат экономических наук.

 

Комментарии