Алтынбек ҚЫДЫРГАЛИЕВ: О талибах и нашем традиционном исламе

2262
Adyrna.kz Telegram

В данное аналитики обеспокоены приходом к власти в Афганистане талибов. И уже даются оценки и прогнозы. Но интересно то, что идет негласная борьба между «традиционными мусульманми» и ваххабитами. И все их споры идут вокруг шариата. А то, что «шариатизм» не дает никаких результатов, никого не волнует. Уже все знают, что у разных течений есть свое лобби в высших кругах и кто-то, балансируя на этом, выбивает деньги из бюджета.
Что касается аналитиков, то к примеру, А.Избаиров пишет, что Талибы такие же ханафиты и признают суфизм, как и ДУМК. «Это положение как раз вызывает у многих экспертов определенные вопросы. В целом, "Деобанди" положительно относится к суфизму, как и казахстанский ДУМК, но внутри суфизма есть определенные разделения, и по какому пути следует "Деобанди" - многие ли знают?..»
Этим самым А.Избаиров дает повод ваххабитам обвинить «традиционщиков» и показать себя правыми.
До этого А. Избаиров был известен написанием и защитой своей докторской, где призывал к сотрудничеству с (умеренными ваххабитами) мадхалитами против такфиритов.
Благодаря А.Избаирову и его покровителям, сегодня мы имеем огромное количество ваххабитов. Даже их внуки уже зомбированы ваххабитской идеологией. Они присутствуют в нашем обществе де-факто. И это, рано или поздно, приведет к их присутствию де-юре. Наглядный пример – талибы в Афганистане.
А Кенжетай Досай пишет, что талибы - это те же ваххабиты, стремящиеся к власти, т.е. политическое движение. «Демек, мазхабтары сунни болғанымен, вахабизм, салафизм ағымына жатады, - деді ол.
Ғалымның айтуынша, тәліптер ислами теократиялық мемлекет құрғысы келеді.»
Прочитав статьи этих двух претенциозных аналитиков для меня стало ясным, что «шариатизм» в нашем обществе не может противостоять деструктивно-религиозным течениям. Все пришлые течения(ваххабитские, турецкие и др.) будут притягивать свои шариатские доказательства и утверждать, что они не представляют опасности.
Что касается идеологии Талибов, которые учились в Деобанде, то написано в Википедии:
«Отличительной особенностью деобандитов является пуританство и нетерпимость к представителям других течений в исламе. Например, имели случаи стычек между деобандитами и членами движения барелви, которые признают народные культы и суфийские обычаи.»
Господин Избаиров, вам пора бы уже знать, что Деобанды выступают против суфиев Барелви, потому что у деобандийских Талибов политическая направленность и стремление к власти. Это противоречит основам суфизма.
А Барелвиты – это южно-азиатские суфии тариката Чиштия, против которых выступают ваххабиты и деобанды. Он был основан еще в 10-м веке в городке Чиште на территории Афганистана и получил распространение в Индии.
Талибам нет дела до соседних республик, поэтому и Россия и Китай дали свое согласие на невмешательство. Новая власть должна укрепиться в Афганистане, а это непросто. Если талибы-пуштуны не смогут договориться со-всеми проживающими там народами, то опять начнется гражданская война. А желающих разжечь эту войну предостаточно...
Я знаю многое о разных религиозных течениях и изучаю историю религий в нашей стране. Совсем недавно просмотрел видео исторического сайта с интересным интервью ученого-теолога Смагулова М. На мой взгляд это, пожалуй, единственный адекватный теолог, который доходчиво рассказал об истории ислама в Казахстане и сделал свои выводы. Уровень его знаний и владение русским языком впечатлили меня. Он дал информацию, которую до сегодняшнего дня не дали ни имамы, ни религиоведы, ни аналитики.
И я согласен с ним в том, что духовность нашего народа исторически связана не с ханафитским мазхабом, а с тасауфом наших предков(суфизмом). Я думаю, что должна учитываться роль тасауфа, а не ханафитского мазхаба в культурной жизни казахов. Интересно то, что Агентство по делам религий, в преамбулу Закона о религии сумело «протащить» ханафитский мазхаб, чтобы как говорится «и волки были сыты и овцы были целы». Но это не решило проблемы с ДРТ (деструктивно-религиозными течениями).
Ханафитский мазхаб – это школа фикха, шариат. Он не имеет отношения к культуре и духовной жизни казахов. Исторически, казахи приняли ислам через суфизм и это факт. А то, что ваххабиты, в первую очередь, враждуют с суфизмом не должно нас волновать. Нужен научный подход в изучении суфизма наших предков. И научный тасауф наших предков, как говорит теолог, даст ответы на многие вопросы. Если мы возвратимся к своим корням, то сможем противостоять пришлым деструктивно-религиозным течениям. К сожалению, ценные выводы этого ученого, власти не берут в расчет. Потому что, ангажированные (или лоббированные) аналитики и религиоведы пишут обратное.
Что интересно, в Турции нет проблемы ваххабизма. А в республиках Кавказа, вернувшись к своему духовному исламу, сумели победить идеологию ваххабизма. Я, лично, против теократической власти и «шариатизма». В шариатских спорах по поводу качеств(сифатов) Аллаха и мазхабов нет и не будет победителя. Каждый, имея свои доводы, останется при своем мнении. И я не верю, что ваххабитов переубеждают и они становятся матуридитами-ханафитами.
Чтобы закрыть «ящик пандоры» и узнать кто же на самом деле придерживается традиционного ислама нужно пропагандировать научный тасауф, которого придерживались наши предки. Тогда ненадо будет тратить миллионы из бюджета на ваххабитов.
Всем известно, что при наших ханах всегда были духовные наставники которые не вмешивались в политику. Все наши пословицы и обычаи, связанные с суфизмом, говорят о высокой духовности наших предков. Поэтому необходимо дать научную оценку суфизму казахов и взять оттуда все самое ценное, передав его потомкам. Это и есть наш традиционный ислам, способный противостоять деструктивно-религиозным течениям.

Национальный портал "Адырна"

 

Пікірлер