Истоки Тенгрианство и Наурыза

6034

Вавилон в средние века и поныне стал символом коспомолитизма, объединения народов в империю, власти над народами. Но что известно науке о Вавилоне и его реальной истории? Попробуем сделать небольшой экскурс в историю.

Впервые в исторических записях Вавилон под названием Ка.Дингир.Ра (транскрипция неточная и носит предположительный характер) упоминается в III тыс. до н.э в глиняных табличках шумерской цивилизации, в составе Аккадского государства, Вавилонского царства, был столицей легендарных Хаммурапи и Навуходоносора, став местом появления первых государственных и религиозных законов и симловов власти.

Шумерская цивилизация представляла собой первые в современной истории человечества города-государства на территории Месопотамии. Астрономическая наука приобрела свои первые инструменты измерения времени и пространства именно в шумерских городах. Для этого потребовалось впервые поставить вопросы философского плана "что есть время и пространство?"
Современные понятия касательно измерения времени: секунды, минуты, час, сутки, недели, месяцы, год, век; получили путем наблюдений за небесными телами и исчисления периодичности их движения.

Шумерские народы ввели понятие начала исчисления года и ввели церемонию празднования наступления нового года. Этот праздник выпадал на первое новолуние после весеннего равноденствия и разлива рек, что знаменовало начало новой жизни, обновление природы.
Этот праздник шумерской культуры весеннего обновления и начала нового года отразился во многих культурах и, возможно, явился прототипом праздника обновления и начала нового года - Наурыз у тюркских и персидских народов.

В какой то момент шумерская цивилизация перестает прослеживаться в археологических памятниках на территории Месопотамии. Их место занимают новые пришельцы со своими языками на основе системы письма древних шумеров.
Изначальное название Вавилона - Ка.Дингир.Ра буквально означает на шумерском языке "место Бога". А название "bāb-ilāni" - Вавилон, поздняя калька на аккадо-семитских языках. Здесь название бога или божественной сущности - Дингир.Ра даёт отсылку сразу на несколько направлений исследований.
Выскажем предположения созвучные с тезисами исследователей тенгрианства историка Оразака Смагула и профессора-математика Кайрата Закирьянова.
Во-первых, язык шумеров для описания религиозных и философских концепций поразительным образом напоминает современные тюркские языки.
Во-вторых, так называемая "шумерская проблема" требует исследования на предмет целостности доступных научных данных. Начиная с XIX века археологические работы проводились разрозненно, примитивными способами, исторические артефакты зачастую были утеряны или разграблены, огромное количество археологических данных, т.ч. глиняных табличек с записями требуют своего изучения.
В-третьих, истоки тенгрианства как системы мировоззрения, миропонимания и отношения к Богу-Тенгри и бытию, устройства жизни человека и общества до сих пор являются предметом исследований. Возможно, истоки тенгрианства нужно искать в культуре Древнего Шумера.
Приход с африканского континента через синайский и аравийский полуострова вначале аккадских племен, затем семитских племен вызвал волну переселения населения шумерских городов на восток и на север. Это предположение подкрепляют названия местностей - рек, озёр, долин, гор и т.д. и их схожесть названий на языке автохтонных тюркских народов на данных территориях.
Например, Кандагар в Афганистане напоминает прежнее название древнего Вавилона, горный регион Кашмир в южных Гималаях, название которого можно разложить в виде "ка- шмир" - место шумеров, как и название Самарканд "шамар-кан" - шумерское место. Гора Хан-Тенгри, вообще не вызывает споров, изначально носящее культовый и сакральный смысл.
В этих названиях часть "ка-, кан-, хан-" означающее "место, земля", понятно каждому владеющему тюркским языком.
Так куда же делись шумеры - первые государственники и градостроители, астрономы, учёные, философы, задумывавщихся о принципах времени и пространства, истории и смысле? На этот вопрос может пролить свет междисциплинарное на стыке истории и географии, этимологии и топонимики, археологии и генетики.
Последние научные исследования в области лингвистики, генетики, археологии, антропологии, культурологии, этнопсихологии, истории тюркской культуры дают основания полагать более древнюю историю происхождения и становления тюркского культурного и исторического наследия.
Необходимо отметить теорию профессора Кайрата Закирьянова об исключительной роли культуры кочевников в лице тюркских народов в процессе становления человеческой цивилизации, культуры, религии и науки, требует углубленного изучения и присвоения приоритетного направления научных исследований.

Турарбек КУСАИНОВ, 

Председатель ОО "Демос "

Пікірлер
Редакция таңдауы