Хаким Омар: значение «Тюркского семинара»

3057
Adyrna.kz Telegram

У известного писателя Хакима Нурланулы Омара был свой специализированный магазин «ТЕМІРҚАЗЫҚ», расположенный рядом с Арбатом в Алматы, по улице Панфилова (угол Жибек жолы), куда часто заглядывали его друзья, знакомые, коллеги, земляки. Хаким Омар, филолог по образованию, был отличным собеседником, блестящим знатоком казахской литературы, истории и культуры, великолепным оратором, особенно на казахском языке, причем он билингв, писал и публиковался и на казахском, и на русском языках.

Значение «Тюркского семинара»

Не только этим отличался хозяин «ТЕМІРҚАЗЫҚ». В нем была редко встречающаяся черта характера – бескорыстное желание помочь человеку, обычно в творческой деятельности: в издании книги, брошюры, материальной помощи в трудной ситуации, организации конференции, собрания и т.д.
О таких людях принято говорить: с открытой и светлой душой, искренний человек, и двери его офиса и дома были всегда открыты для гостей. Поэтому к нему охотно заходили друзья поговорить за чашкой чая, обсудить какую-либо животрепещущую проблему, посоветоваться, решить какое-то дело и т.д.
И вот однажды летним вечером 2014 г. писатель Хаким Омар, журналист Ербол Курманбаев и бизнесмен Сакен Сейфуллин вели оживленную беседу в офисе «ТЕМІРҚАЗЫҚ», в результате которой было принято решение организовать «Тюркский семинар», сыгравший заметную роль в культурной жизни Алматы.
Вот как описал идеологию и историю создания семинара Ербол Курманбаев в 2016 г. в интервью, которое взял у него журналист Ержан Ашим: «Тюркский семинар» существует больше двух лет и проходит как встреча друзей по интересам. Мы раньше частенько забегали к Хакиму на работу, «на огонек», обсудить какую-нибудь проблему, и обыкновенно у него собирались совершенно естественным образом любознательные товарищи, ученые, журналисты, общественные деятели, подкованные в вопросах культуры, литературы, истории и т. д. И вот сидим мы как-то у Хакима – Сакен Сейфуллин, я, собственно, Хаким – и обсуждаем какую-то проблему (а их невероятно много, поговорить всегда есть о чем), но каждый говорит о своем представлении, о своем видении истории, и очень трудно прийти к чему-то общему. Сколько казахов – столько мнений об истории. Поэтому кто-то из нас на той знаменательной встрече у Хакима предложил: говорим мы много, иногда дельно, чаще впустую. Жалко, что все такое умное производство пропадает зазря. А не организовать ли нам обсуждение более серьезное, типа семинара? Будем приглашать «умные головы», слушать доклады, потом можем даже издать сборник семинара».


В самом деле, время от времени в обществе назревает потребность в общественной площадке для обмена мнениями по животрепещущим проблемам, выработки какого-то общего знаменателя по определенным вопросам истории, культуры или литературы, выражения альтернативных взглядов на исторические или социальные проблемы и т.д.

Например, в советское время по идеологическим соображениям начисто отвергался ряд аспектов в казахской и тюркской истории. Достаточно сказать о распространенной ненаучной версии об ираноязычных сарматах, скифах, саках, массагетах и т.д. В итоге, получается, что древнейшая история Степи не принадлежит тюркским народам.

Поэтому это совершенно нормальное состояние сегодняшней культуры – открывать, переосмысливать, пересматривать многие аспекты тюркской истории, культуры, языка.


Потому что наша общая тюркская история до сих пор таит в себе много нераскрытых тайн, важных, в том числе, для казахской истории. Узловые проблемы древнейшей, древней, средневековой и современной тюркской истории требуют всестороннего обсуждения, которого в настоящее время не способна обеспечить одна только академическая или университетская научная среда.

Как сказал в вышеупомянутом интервью Ербол Курманбаев: «Свои встречи мы называем «Тюркским семинаром», но, по сути, он действительно напоминает клуб. Мы встречаемся по четвергам – один раз в две недели, в неформальной обстановке, однако стараемся придерживаться в общении академического регламента. На каждый семинар выносятся два, реже три основных доклада. Потом следуют короткая рецензия на заранее выбранную для обсуждения книгу и сообщения участников семинара, если им есть что сказать. Докладчики не прерываются, но после доклада – вопросы, ответы, выступления. Часто бывает жарко, поэтому я обычно выступаю в роли «пристава». Ведет семинар наш руководитель Хаким Омар, реже я».


Хаким Омар принес огромную пользу казахстанской науке в качестве руководителя «Тюркского семинара». Большой эрудит, интеллектуал и организатор, один из модераторов семинара Хаким Нурланулы внес свою большую лепту в деле тюркского возрождения. Эти семинары трудно представить без блестящей организации и материальной помощи Омара.
Последний семинар Хаким Омар провел 14 декабря 2023 г.

Исследования: родовое древо Хакима Омара

Хаким Нурланулы известен и как исследователь казахской истории – его исследования опубликованы в журналах «Жұлдыз», «Жалын», «Тамыр», «Мысль», в «Вестнике» АН РК и других изданиях. Одно из его известных исследований – «Янтарное перо Адольфа Янушкевича» – опубликовано и за рубежом. Есть и мемуарная вещь – «Тектіден туған тұлғалар».

В 2014 г. под редакцией Омара вышло фундаментальное исследование «Алтай шежіресі». На презентации исследования «Алтай шежіресі», Алматы, 2015 г., эксперты дали очень высокую оценку этого труда.
Особую ценность в исследованиях Хакима Нурланулы представляют его взгляды на казахское родовое древо, родовые ценности в современном обществе – основу традиционного социума, традиционного уклада. Чтобы иметь представление об этой проблеме, приведем ряд отрывков из его исследований.


«Человек всегда старался создавать себе условия. Идеальным воплощением устремлений казаха является общество близких людей, родственников. Это объединение, связанное кровнородственными отношениями, упорядочивает мир казаха, делает его жизнь более комфортным и содержательным, ибо только одно вечно под Синим Небом – продление рода, возобновление и продолжение жизни в будущих поколениях.
Традиционный род может стать мобильной группой в социальной структуре, мгновенно реагирующий на проблемы общества. Современному казахскому обществу, которое еще сохраняет родовые признаки, нет никаких причин отказаться от своих родовых ценностей, мировоззрения, стиля жизни, его потенциал еще не исчерпан, и он способен воплотить свои идеалы в новом гражданском обществе. Родовой сегмент, сыгравший выдающуюся роль в становлении казахов, и сегодня способен вдохнуть жизнь в тело нации и при условии свободного развития и гармоничного сосуществования с гражданским обществом внести весомый вклад в демографию и моральное состояние нации.

Род – биосоциальный организм с мощным жизнеспособным потенциалом, с четким внутренним саморегулирующим механизмом. Его способность к самоорганизации – важнейший аспект всестороннего развития. Родовая структура как особая организация, объединенная общностью происхождения, с четко организованным внутренним порядком, со своей морально-этической базой, с мировоззренческой концепцией, обладающая высоким уровнем социальной мобильности, может принять самое активное участие в решении важнейших проблем государства.

Феномен рода и сегодня будоражит сознание людей. Его ростки, проростая через щели несовершенных общественных структур, заявляют миру о вечных ценностях родственных уз, которые могут стать важным аспектом развития социальности, обретения сплоченности и солидарности. Род может сыграть неоценимую роль в возрождении гражданского общества, переживающего глубокий внутренний кризис.

Главная идея шежире обретает полноту в тесной связи имен предков и потомков, в преемственности поколении. Именно вкупе со своей историей, национальной особенностью человек познает окружающий мир и определяет свое место в нем. В ипостаси нового казахского общества лицо родовой общины не должно быть завуалировано, ибо созидание будущего невозможно без учета опыта прошлого».

Запад и восток: возвращение к корням

Не менее ценны исследования Хакима Омара об экзистенциальном кризисе современного общества: «Дело не в роде (и семье), а в ценностях, которые имеются в нем – биографические, мифологические, исторические и т.д. Глобальный натиск западной цивилизации оставил глубокие следы и в нашем сознании, мы чуть не лишились своей фундаментальной основы – традиционной системы организации общества, основанной на базе кровных уз. Ее главное достижение – общественный дух, общинная солидарность.
Приоритет индивидуальной свободы, ставший жизненным принципом европейской цивилизации, казалось, должен был вывести человека к новым горизонтам восприятия окружающего, чтобы по-новому истолковать концепцию жизни. Но, к сожалению, этот ошибочный постулат привел к неожиданному результату – кризису индивидуума, к социальной меланхолии человека, а его неограниченная свобода превратилась в проблему – неспособность реально воспринимать действительность. Человек, оказавшись наедине с самим собой, испытал все тяготы отрешенности, отверженности. Он попал в собственную ловушку.
Придет время, когда идеалы западного либерального пути уйдут в прошлое. И наступит пора прозрения, казах вступит на путь поиска и обретения самоидентификации, главным фактором его выживания и спасения станет сохранение этнической модели и этнических особенностей. Человеческие проблемы будут решать не только государственные бюрократические ведомства, но и сами люди, объединенные общей идеей родства. Великая идея единения ведет к созданию коллективного будущего, к построению нового типа общественной жизни, направленного на достижение общего благоденствия и счастья.
Истина в том, что если общество отвернулось от человека, то он вонзает нож в его спину. Одиночество – тяжелое испытание. Кто-то остается один в силу жизненных обстоятельств, а кто-то осознанно, чтобы испытать силу духа, сойдясь врукопашную с одиночеством. Но никто не может противостоять разрушительной силе одиночества, даже пророки после долгого уединения выходили к людям».
Мы надеемся, что творчество Омара найдет достойную оценку в нашем обществе.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

(фото Ержан АШИМ)

Пікірлер