О бестактной идее очередного переименования столицы. Смешить мир, добивать поверженного правителя, бесчестить аксакала…

2017
Adyrna.kz Telegram

Вот как здорово. Вчерашние депутаты, певшие здравницы Ел Басы, требуют теперь убрать его имя из названия столицы. 

 

Как один из миллионов простых казахстанцев, ровно НИЧЕГО не получивших от режима Н.А. Назарбаева, все 30 лет и до сих пор прозябающих в бедности, испытывая все проявления социальной несправедливости, тем не менее считаю идею переименования столицы, города Нур-Султан, обратно в Астану – бестактной, морально,  политически и экономически неприемлемой затеей. Главным образом, исходя из Казахского Кодекса чести, мәртлік, который, как я поняла, сегодня окончательно изжит в казахском коллективном сознании. Поэтому по большому счету уже наверное не следует пытаться взаимодействовать с носителями этого сознания, надеяться на регенерацию данного  этнического сообщества. Как сказал Пророк Мухаммед (мир ему), «не надо вешать драгоценное ожерелье (т.е. мудрость) на шею свиньи»…

Суть Кодекса чести казахов заключалась в рыцарском мироотношении и поведении. Это – основанные на щедрости души, милосердии, вере в Бога и высшее правосудие, на мудрости, философии самопожертвования такие принципы и пункты, как: не лгать, не изменять данному обещанию/клятве, не наносить вероломный удар в спину, не бить лежачего, не добивать уже поверженного врага,не вступать в поединок с безоружным и слабым противником, тем более если это женщина, старик, младший по возрасту, раненый (неприкосновенным считался и гость), также уметь совладать с гневом и чувством мести, прощать ради Блага,поручать дальнейшую судьбу побежденного врага/ соперника Божьему Суду – все это было главенствующим в нашей Традиции, притом касалось это каждого,т.е. не только элиты, но и рядового члена кочевого общества, и не только мужчин, но даже женщин.

Благородство касалось и модели выстраивания отношения к тем личностям, которые были когда-то у власти в государстве, которых народ сам возводил на трон, поднимая на белой кошме.  За исключением доказанных фактов особой подлости, жестокости, особого бездействия или государственной измены, узурпации трона со стороны правителя, либо установления однозначной вредоносности его персоны (критериями полного отсутствия «құт», т.е. благодати, считались у древних народов то, если  бы при хане государство пало, началась война, междоусобицы, джут и землятрясение, произошел геноцид народа, мор и т.д.), в целом, к бывшим правителям относились со снисхождением, даже уважением. Если и не хвалили, то и не хулили. Именно исходя из благородства, мудрости, милосердия, уважения к Прошлому, к Истории, предкам, седобородым (аксакалам).

Как мы знаем,сам Чингис хан, предок казахских ханов, как идеальный кочевник-воин умел великодушно прощать противника и даже в ряде  случаях умело превращать соперника в друга и соратника. Через исламизацию коллективное сознание тюрко-монгольского номада еще более облагораживается, т.к. ислам был по сути синтезом духа Корана с древнеарабским кодексом чести «мурувва». С бедуинским культом белобородых старейшин, аристократическими понятиями об «ар», «намус» (кстати, эти слова, «ар-намыс», проникли к нам с исламом, суфизмом). Слово «абырой» (каз. честь) – тоже арабское, переводится «вода лица», и истинные благородные мусульмане прошлого всегда боялись больше смерти потерять «воду лица», т.е. репутацию.

…Вот русский народ был почти лишен благородства и рыцарства, о чем писал сам философ России Н. Бердяев. За исключением узкой прослойки дворянства (и то они были чаще неславянского происхождения, также они морально деградировали к началу ХХ в.), масса народа веками имела в своей национальной ментальности сильную склонность к предательству, вероломству, обману,  зверской мстительности, дьявольской жестокости. И мы в истории испытали эти качества народа-соседа сполна; мы пострадали очень сильно оттого, что наши предки зачастую думали о русских по себе (!), по своей доброте и честности поначалу доверяли и прощали; не допускали мысли, что этот народ и его государство могут замысливать какие-то гнусные предательства. Например, обещание не брать солдат из казахов при принятии некогда Казахстана в российское подданство было цинично нарушено в 1916 г., в 1941 г.; другие коварнейшие планы, как, например, секретное размещение при СССР вблизи населенных аулов Казахстана опасных ядерных полигонов (Только за один этот факт можно вообще-то не прощать Россию как государство. Мы не имеем в виду, конечно, талантливую русскую нацию в целом, добрых людей этой страны)…

Возьмите японцев. Их культура и национальное сознание построены на  исключительно вежливо-почтительном отношении ко всему прошлому, в том числе к бывшим правителям и национальным деятелям как олицетворению, символам этого прошлого, истории.  Многие из правителей, императоров Японии наверняка были небезгрешны, допускали  серьезные ошибки, перекосы. Но тем не менее мудрость, благородство (н-р, самурайский кодекс), чувство национальной чести не позволяет японцам, арабам, иранцам, индусам, другим народам Востока, так же и Западной Европы, беззастенчиво, как у нас ,«открыв варежку», начать поливать грязью бывшего монарха/ государственного деятеля, который пусть и не идеально, но все же управлял этой страной, держал на какое-то время в руках главное знамя, национальный флаг, представлял нацию на международной арене.

А если экс-правитель уже достаточно раскритикован, реально принижен, смущен, молчит (а не кричит и буянит, как, например, Дональд Трамп в Америке), уже при жизни, тут и сейчас подвергается опале общества (и наверняка извлек урок о том, что нельзя слишко прельщаться этой «дунья», что Бог, Всевышний Аллах и дает, и отнимает власть кому захочет!), то тем более считается подлым, низким поступком, противоречащим  Кодексу Чести и Традиции, смачно продолжать «бить лежачего», непрестанно оскорблять, всячески втаптывать  в грязь его честь и достоинство, особенно морально…. Это называется «тексіздік», т.е. в глубоком, настоящем смысле означает «низость души», в буквальном, прямом смысле – «плохие гены».

Разбирались бы молча с капиталами семейства экс-правителя,  различными юридическими вопросами в плане восстановления социальной справедливости и т.д., а не на глазах всего мира публично, громогласно «героически» низвергать имя, словоблудствовать на тему «быть или не быть тому или иному названию города» (казалось бы: что было, то было. И разве все эти названия и слова станут хлебом, лекарством и кровом для изнывающего от нищеты и болезней простого народа?), к тому же будоражить и смешить все мировое сообщество  данной казахской траги-комедией. Вот узбеки бы – этот умный,этнически озабоченный, по-восточному тактичный,  мудрый народ – никогда бы не затеяли такой балаган, они ни за что не стали бы вот так добровольно оголять свой зад на всю Центральную Азию и планету.

Кстати, великий Абай вслед за Пророком ислама учил о том, что человека можно единожды пристыдить, но если делать это много раз,  перебарщивать, то тому «блюстителю нравственности» запишется огромный грех, т.к. он самонадеянно взял на себя функции Бога-Судьи…Поистине, мы не знаем до конца даже свои души, тем более чужие… В данном случае, не знаем, не уверены в том, что случилось бы с нами, окажись мы у руля целого государства, тем более в зыбкие 90-е годы, ежечасно взаимодействуя со всякими шайтанскими силами и факторами постсоветского мира, живя в мире сильнейших соблазнов и иллюзий Большой Политики,будучи окруженным плотным кольцом лжецов, подхалимов и предателей из «друзей» и «семьи», – смогли ли бы мы не потерять духовные ориентиры и самоконтроль?! Вот в чем философский и нравственный вопрос. Суфизм,мудрость Востока учит, что испытание короной и троном выдержит лишь редкий богобоязненный и отрешенный, чистый человек.

…  А ведь вчера только все нынешние чиновники, ученые, политологи, писатели и журналисты и т.д. рукоплескали ему – как Лидеру Нации, подобострастно улыбались и кланялись? Писали о нем труды, песни, стихи, по крайней мере, делали ссылку на его речи и выступления. Также в отличие от нас, простых и бедных, угнетенных казахов, все они имели немалые дивиденды от своей близости к коридорам власти и лично Елбасы…

А он, что немаловажно и любопытно, еще живой…То есть в  том смысле, что все эти разоблачения и обсуждения, те или иные «горячие» инициативы по «деназарбаевизации» происходят прямо на его глазах, перед его носом. У него ведь есть человеческая гордость, достоинство, сердце,  нервы, наверняка  давление, проблемы со здоровьем, как у всякого пожилого человека…

…..Меня всегда поражало до глубины души то, что в жестоких кадрах из интернета агрессивные казахские подростки в драках почему-то именно бьют лежачего, добивают упавшего и отчаянно вопящего жертву или истязают его. В грубое нарушение неписаного Кодекса чести мужчины разъяренная группа бывших  (именно так!) казахов по-садистки пинает и издевается над одним-единственным обороняющимся противником..Также мы знаем после Января, что у нас, «казахов» с некоторых пор в крови, в ДНК закреплено такое, что ли национальное батырство, как прижигание тела попавшего в наши сильные руки заключенного, соплеменника ….раскаленным утюгом.  Но теперь мы понимаем, что все это – именно устойчивая и типичная черта нынешнего казахского коллективного  менталитета, признак окончательного морального разложения этой нации — снизу доверху,  от мала до велика, включая «элиту»….

Притом современные деградированные казахи все делают наоборот и невпопад:   приступы махрового аксакализма,  монархизма, национализма у них случаются  когда это, наоборот, неуместно и нужна общечеловеческая демократия, справедливость и гуманизм. А в тех случаях, когда наоборот, надо умерить свой плебейский и революционно-«демократический» пыл, проявить чувство этничности, чувство истории, знать такт и меру в отношении просто личности 80-летнего аксакала, который к тому же как-никак стоял у руля государства, притом первого Независимого государства Казахстан (!); и при  нем государство встало на ноги, реально, исторически состоялось, а не потерпело крах, не было войн, началась долгожданная деколонизация казахов, построена была новая столица, возрождалась религия и т.д. – но «казахи»-дегенераты, наоборот, будут вести себя как подлинно одичавшие,  деэтнизированные, деисламизированные, обрусевшие субъекты (в плохом смысле этого слова; «обрусеть» можно и по образу и подобию Льва Толстого, Пушкина, тогда это – благо). То есть поступать как самые низкие людишки, никогда не уважавшие  старость, белую бороду, белые платки, матерей и отцов, прошлое, символы нации. Это по-моему называется у нас «бет жыртысу», как самое постыдное поведение, акт публичного оскорбления, букв. «рвать или царапать лицо» друг другу, в данном случае почтенному аксакалу. Или есть еще такое «қара бет қылу»/очернить, опозорить личность.

И опять приходят на ум удачные параллели и воспоминания: некогда наши фанатичные салафиты, не стыдясь, разъяренно преследовали и прямо добивали, гноили в тюрьме белобородого аксакала-муллу Исматулла-кари, переехавшего из Афганистана; подтасовали факты клеветы, из мухи раздули слона, хотя ведь могли бы ограничиться предупреждением, штрафами, памятуя, что перед ними –  не Сталин или Голощекин, а казахский ата, аксакал, оралман (даже если заблудший).

Итак, и муллу-ишана, и бывшего Президента – нет разницы! – нынешние «казахи» готовы, если оппозиционировать, то схватить и низвести по максимуму, то есть, что называется, стереть в порошок, таскать за бороду, пинать лежачего по почкам, выколоть глаза, публично опозорить, предать забвению имя, выжечь клеймо, еще что… осквернить могилу. Да, у древних языческих племен были такие демонические ритуалы возмездия, требующие  максимально осквернять, яростно танцевать на могилах своих врагов, глумиться над трупами, съедать их печень и пр.

Повторяюсь: абсолютно не являюсь апологетом данной государственной системы, тем более ее бенефициаром даже в минимальном значении., это государство Н. Назарбаева и К. Токаева с 1991 г. и до сих пор мне не дало НИ-ЧЕ-ГО, кроме унижений и нищеты. Клянусь Аллахом. Не получила за 30 лет даже банального значка «Отличник просвещения» или банального звания «профессор» (потому что все в нашей системе было «по блату» или же забюрократизировано до черта), не говоря о других, весомых государственных грантах, наградах, должностях от чиновников или достойных пожертвованиях от богатых мусульман за мои научные книги  об истории Ислама, об Истории казахов, духовно-просветительские усилия… и т.д. и т.п. Однако при этом, не колебясь, я все же хочу оставаться истинной дочерью своих благородных предков, быть Казашкой без кавычек и оговорок, с сознанием и понятиями народа, который следовал Кодексу Чести. Болмасаң да ұқсап бақ…(Абай). В конце концов, нужно иметь в наше время мужество оставаться человеком в душе, перед Богом и судом своей совести… Хотя в глазах толпы и политиков-популистов–2022  данная неподдержка очередного переименования столицы будет означать  «белая ворона», «национальный предатель» и все что угодно.

 

Назира Нуртазина,

доктор исторических наук

Altyn-Orda.kz

Пікірлер