Казахстан и США. Новая эпоха диалога

505
Adyrna.kz Telegram
https://adyrna.kz/storage/uploads/OBKPu3c8ViNbofXE6nr98xFAHkhQzMyPxnJIi7pO.jpg

В развитии казахстанско-американского диалога свою роль сыграл статус Казахстана в регионе, – российский аналитик Артур Сулейманов.

Саммит в формате С5+1 знаменует собой начало поистине новой эры взаимодействия между Центральной Азией и Соединёнными Штатами. Такое мнение выразил Президент Казахстана в ходе визита в США. Касым-Жомарт Токаев отметил, что за последние годы товарооборот между двумя странами удвоился, приблизившись к отметке в 5 млрд долларов. Между компаниями двух государств были заключены новые сделки на сумму более 17 млрд долларов. О потенциале экономического сотрудничества Казахстана и США и других точках соприкосновения – в интервью с кандидатом политических наук, доцентом УГНТУ, экспертом-аналитиком Центра геополитических исследований «Берлек-Единство», лектором Российского общества «Знание» Артуром Сулеймановым.

– Артур Рамилевич, главной темой переговоров в США стало намерение Казахстана присоединиться к Соглашениям Авраама. Как Вы считаете, какие стратегические соображения легли в основу решения? И в каком аспекте этот шаг наиболее органично дополняет курс страны на многостороннюю и сбалансированную внешнюю политику?

Ещё в сентябре на VIII Съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане Касым-Жомарт Токаев констатировал максимально высокий риск ядерного конфликта в мире за последние десятилетия. Тогда Президент Казахстана обратил внимание на необходимость преодоления взаимного отчуждения и повышения доверия на международной арене. Присоединение Казахстана к Соглашениям Авраама тоже следует рассматривать в этой логике – как одну из стратегических возможностей по предотвращению «скатывания мира в бездну хаоса».

Отмечу, что Казахстан последовательно продвигает нарратив о здравом смысле, доброй воле и моральной ответственности в международных отношениях, способных повлиять на снижение конфликтности в мире. Это уже своего рода особая дипломатическая миссия Токаева по снижению международной конфронтации, которую высоко ценят во всём мире. Поэтому присоединение к Соглашению стало очередным шагом к построению более устойчивой архитектуры безопасности.

Этот шаг действительно гармонично дополняет курс Касым-Жомарта Токаева. Его сильными сторонами являются последовательность, ответственность, взвешенность и миролюбие, что позволяет Казахстану выстраивать сбалансированные и взаимовыгодные отношения с разными государствами. Наиболее близкие отношения у республики, конечно, с Россией. Об этом неоднократно говорил сам казахстанский лидер. Они отвечают стратегическому партнёрству и подкрепляются высоким политическим доверием между Касым-Жомартом Токаевым и Владимиром Путиным. При этом Казахстан активно и конструктивно взаимодействует и с другими государствами, в том числе с Соединёнными Штатами.

– Можно ли констатировать, что поездка Токаева в Вашингтон и участие в саммите «Центральная Азия – США» ярко демонстрирует многовекторность внешней политики Казахстана?

Однозначно. С одной стороны, эту встречу, на мой взгляд, нужно рассматривать в контексте политической вежливости, баланса и паритета. С другой стороны, такой формат позволяет обсудить с Дональдом Трампом вопрос пошлин. Напомню, что ещё весной Соединённые Штаты импорт товаров из Казахстана обложили пошлиной в размере 27%. Это самый высокий показатель среди стран Центральной Азии. Фокусировка на национальных интересах является важным элементом многовекторной и сбалансированной внешней политики Казахстана. В ней нет непредсказуемости, и это позитивно характеризует курс Токаева.

– Какие позитивные изменения в международном имидже Казахстана как ответственной средней державы можно ожидать в связи с этим шагом?

Международный имидж Казахстана как средней державы формируется в условиях развития дружеских отношений с разными геополитическими игроками. Это позволяет не только продвигать миротворческие инициативы, но и вносить вклад в стабилизацию геополитической ситуации в мире. В целом мирный имидж Республики Казахстан строится на нескольких принципах: это приверженность с первых дней независимости курсу на нераспространение ядерного оружия, активность по продвижению мирных инициатив в международных организациях, а также предоставление нейтральной площадки для содействия решению конфликтов. Эти принципы являются незыблемыми во внешнеполитическом курсе Токаева, подкреплёнными высокой ответственностью, прагматизмом и здравым смыслом.

В этом плане каких-то структурных изменений в международном имидже Казахстана не произойдёт, поскольку его и так воспринимают как надёжного сторонника и защитника мирных инициатив. Но в то же время сделан очередной шаг в этом направлении, который не останется без внимания мировой общественности.

– В чём, по-Вашему, заключается сила Казахстана в умении поддерживать конструктивные отношения со всеми странами региона, включая Иран и Палестину, несмотря на новые дипломатические инициативы?

Ближний Восток – сложный регион. Казахстан ещё в 2016 году стал одной из важнейших площадок для переговоров между противоборствующими сторонами в Сирии. Эта инициатива тогда была высоко оценена участниками переговоров. Казахстану удаётся выстраивать конструктивные и доверительные отношения с разными игроками. В этом раскрывается «объединительная сила» Казахстана. Напомню, что Токаев в сентябре предложил провести в Республике Казахстан переговоры разных уровней по урегулированию украинского кризиса. Этот факт демонстрирует, что Президент Казахстана не боится сложностей и готов способствовать разрешению даже такой сложной ситуации.

– Как Вы видите участие Казахстана в практической реализации целей Соглашений Авраама – от поддержки межрелигиозного диалога до гуманитарного и экономического сотрудничества? Какие направления считаете наиболее перспективными для РК?

С подписанием Соглашения открываются новые возможности в вопросах сотрудничества. Если для Дональда Трампа сейчас важны «быстрая победа» и факт завершения очередного конфликта, то философия Касым-Жомарта Токаева строится на последовательности и открытии новых экономических возможностей. Эти процессы не противоречат друг другу и могут даже гармонично сочетаться.

– Что Вы думаете о результатах визита Президента Токаева в США?

Визит Токаева в Вашингтон можно назвать продуктивным. На фоне того, как многие европейские лидеры пытаются получить внимание американского президента, Токаев не только встретился с Трампом, но и сам инициировал некоторые проекты, которые были поддержаны. Это говорит о том, что состоялся именно диалог, а не монолог Трампа, и Казахстан в очередной раз укрепил политико-экономическую субъектность республики в международных делах.

Сегодня мы наблюдаем за тем, как меняются подходы США в отношении стран Центральной Азии. Стратегии по навязыванию «американской демократии и прав человека», которые за последние годы значительно себя дискредитировали, заменяются новыми сюжетами. Напомню, что ещё в начале 2025 года Трамп признал ошибкой расширение НАТО на Восток и создание угроз для России. Он стал первым из западных политиков, который честно об этом высказался.

– Какие наиболее важные экономические соглашения Казахстан и США заключили в Вашингтоне?

В общей сложности Казахстан и Соединённые Штаты заключили коммерческие соглашения на сумму более 17 млрд долларов. Отдельно отмечу, что удалось договориться о разработке одного из крупнейших в мире месторождений вольфрама в Казахстане. Американская Cove Kaz Capital Group получит 70% совместного предприятия с государственным горнодобывающим холдингом «Тау-Кен Самрук». Токаев поддержал проект «Маршрут Трампа», который может способствовать дальнейшему развитию Среднего коридора. Также обсуждался ресурсный потенциал Казахстана и региона в целом. Трамп обратил внимание на то, что Центральная Азия обладает не только нефтью и газом, но и редкоземельными металлами.

– Можно ли считать, что важным фактором начала конструктивного диалога между Токаевым и Трампом стало поступательное укрепление роли Казахстана на мировой арене?

Да, конечно, проделана большая работа, позволившая повысить политико-экономическую субъектность Казахстана в международных делах. Сегодня Казахстан представляет собой одно из влиятельных и сильных государств в регионе. Поэтому этот факт, вероятнее всего, тоже сыграл своё значение в развитии казахстанско-американского диалога.

评论
其他材料