Необходимо признание Декабрьского восстания как политического события

4362
Adyrna.kz Telegram

Декабрь 1986 года, геноцид Голощекина, голодомор времен Гражданской войны, Великое бедствие джунгарского нашествия – эти события одного порядка, тесно связанные между собой. Это – национальные трагедии казахского народа, часть из которых до сих пор охраняется грифом «секретно». К сожалению, события Желтоксана остаются закрытой темой в нашей истории. Особенно о количестве жертв – их насчитали от нескольких человек до нескольких сотен, а некоторые говорят о тысяче.

Когда исчезнут белые пятна?

И каждый раз вопреки известному арабскому изречению «Один добытый опыт важнее семи правил мудрости» делались неадекватные событиям стратегические выводы, зачастую усвоенные извне, которые вновь бросали казахов в старые жернова колонизации. В советское время – «добровольное присоединение» казахского ханства к Российской империи спасло (!) его от джунгаров.

Хотя Россия снабжала оружием агрессора, часть которого к тому же оказалась в тылу казахов на выделенных царем землях под казахским именем «қалмақ». Искусное противопоставление степных народов с последующим введением русских войск против сопротивляющихся казахов со строительством военных крепостей в казахской степи, с вытеснением с лучших земель скотоводов с последующим заселением крестьян – это классическая колонизация. О количестве жертв колонизации не принято писать даже в наши дни.

Это касается и желания «умолчать» геноцид 30-х годов ХХ века: мол, что вам даст копание в «перегибах» коллективизации, «политизация» этой проблемы по примеру Украины и т.д.

Есть выражение «история страны такая, какой создают историки». Даже декабрьские события в Алматы, которые произошли относительно недавно и на наших глазах, так обросли многочисленными трактовками и комментариями, что ныне трудно дойти до их истинных причин, до настоящих нитей, управлявших «теневой» историей. Кажется, живы свидетели тех событий, и можно восстановить многие страницы Декабрьского восстания.

Однако освещение Желтоксана порой превращаются в бесконечные баталии уже между летописцами. Впрочем, так обстоит и в мировой истории: причины многих событий скрыты под слоем дезинформации и из-за дефицита документов, что легко порождает фальсификацию истории.

Естественно, как и геноцид казахов, так и особенности национального осмысления своей истории не могли не наложить отпечатка на оценку декабрьского восстания 1986 года. К тому же геноцид 30-х годов и Декабрь 1986 года  объединяет дефицит или даже отсутствие документов. «О самой страшной трагедии казахов, о гибели почти 40 процентов населения от голода – никаких свидетельств. В государственном архиве никаких документов о голоде не было. Словно никакой беды в Казахстане начала 30-х вовсе не произошло. То ли все подчищено, то ли все давно уничтожено, то ли – скрыто за семью печатью» (Валерий Михайлов, из интервью радио Азаттык, 09.12.2008).

Такая же картина по Желтоксану – многие архивные документы были уничтожены «вовремя». Об этом говорили и сами должностные лица, в том числе и руководители операции «Метель» по разгону демонстрантов: многие материалы уничтожались «по истечении срока давности». Самое главное, крупные чиновники, представители силовых структур, допустившие преступления во время этих событий, были не наказаны, а многие долгое время оставались (или остаются) во власти. Единицы из них раскаялись, попросили прощения или судьба наказала их.

Необходимо признание Желтоксана как политического события

За 30 лет Независимости выросло целое поколение, для которого идеи «Алаша» и независимости «в крови». У казахов проснулось национальное самолюбие, нормальное чувство самоидентификации и самоопределения. Поэтому роль и значение Декабрьского восстания со временем будут только возрастать; появятся новые исследования истинных причин Желтоксана, которые назовут имена настоящих «режиссеров» той трагедии.

Ведь после декабрьских событий у нас и в других национальных республиках СССР произошел огромный рост национального сознания и самосознания, восстание в Алма-Ате вызвало цепную реакцию появления и роста национальных движений по всему Союзу. А этнодемографическая ситуация в этих республиках была намного лучше и был перевес коренного населения: и в Прибалтике, и на Кавказе и т.д. И когда в республиках начали требовать настоящих реформ, а не пустопорожней болтовни и видимости реформирования от Кремля, и в первую очередь в сфере межнациональных отношений, это в итоге и привело к распаду советской империи.

После казахской трагедии 1986 года последовали кровавые конвульсии империи. Но империя уже рушилась и наступил крах, пришел закономерный конец десятилетиям тоталитаризма, оковы пали, и на обломках советского монстра возникли  новые постсоветские государства. И в их числе ныне свободный Казахстан.

И в Конституционном законе РК от 16 декабря 1991 года № 1007-XII «О государственной независимости Республики Казахстан» были закреплены требования и чаяния казахской молодежи, вышедшей холодной зимой 1986 года на площадь: «Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших обязанностей государства».

Истоки Декабрьского восстания лежат в нашей истории – в непрерывной борьбе против колониального режима. Это и восстание батыра Срыма Датова, и народное движение, возглавляемое Исатаем Таймановым иМахамбетом Утемисовым, и народно-освободительное восстание под предводительством хана Кенесары и т.д. В ХХ в. произошло около 300 выступлений казахов против русского (и советского) колониализма. Наиболее значительным из них явилось национально-освободительное восстание 1916 года, охватившее многие районы Казахстана.  В 1929-1931 годах, в годы коллективизации и насильственного оседания казахов, произошло большое количество восстаний, в которых приняло участие почти 80 тысяч человек.

Важно то, как само общество воспринимает Желтоксан и к нему относится. Со временем мы постепенно начинаем воспринимать восстание и в русле требований молодежи 1986 года демократических преобразований. Об этом говорили лозунги того времени. Начинаем понимать тесную связь тех требований и лозунгов с идеями движения «Алаш».

И ныне, отмечая День независимости, казахстанцы отдают дань уважения Желтоксану как ее предтече и источнику. И на государственном уровне для национального примирения необходимо небольшое усилие – признание Желтоксана как политического события, способствовавшего Независимости страны, и как таковое должно отмечаться наравне с национальным праздником.

У наших же властей до сих пор не сформировано уважительное отношение к этому национальному празднику и национальной трагедии. Например, в последние годы была практика прерывания учебного процесса студентов накануне Дня независимости и предоставление им внеочередных каникул. Неожиданный выход на каникулы в вузах объясняли предоставлением возможности студентам встретить Новый год в кругу семьи. Студенты же связывали это с декабрьскими событиями в Алма-Ате и Жанаозене – в виде предосторожности молодежь отправляли из городов домой.

Всплеск национального духа 

По опубликованным в Казахстане данным задержано правоохранительными силами 8500 человек, получили тяжелые телесные повреждения (в основном черепно-мозговая травма) более 1700 человек, подвергнуты допросам в прокуратуре 5324, в КГБ – 850 человек.  900 человек подвергнуты к административным мерам наказания (аресты, штрафы), предупреждены 1400 человек, уволены с работы 319 участников восстания, отчислены из учебных заведений 309 студентов. В уголовном порядке было осуждено 99 человек, двое приговорены к расстрелу. Погиб в тюрьме осужденный К. Рыскулбеков. При загадочных обстоятельствах погибла участница этих событий Л. Асанова. В Усть-Каменогорске погибла Сабира Мухаметжанова.   

Общественное мнение считает, что много фактов по гибели молодежи осталось не озвученными, поскольку спецслужбы в те годы брали с родителей подписку о неразглашении тайны, давая возможность похоронить детей. К тому же комиссия Мухтара Шаханова выявила 58 безымянных погибших, тайно захороненных по линии МВД, 19 неустановленных лиц в захоронениях областного бюро судебно-медицинской экспертизы с 01.12.86 г. по 31.12.87 г. и др.

Спустя всего три года Верховный Совет республики пошел на совершенно немыслимый еще совсем недавно шаг. Он осудил оценку постановления ЦК КПСС «о казахском национализме», назвав ее необъективной и непринципиальной. Выступление молодежи в Алматы впервые за пределами республики было во всеуслышание оценено как демократическое выступление спустя пять лет, в 1991 году. Сделала это супруга покойного А.Сахарова Елена Боннер в дни послепутчевых митингов.

С первых дней выступления казахской молодежи стали искать организаторов восстания (или как раньше – декабрьских событий) и …не нашли. Называли как сторонников Д. Кунаева, так его противников. Впоследствии широко распространилась версия об участии КГБ СССР с целью поднять молодежь, а затем ее примерно наказать для «укрепления» разваливающегося Союза.

Необходима была большая провокация, к которой Москва готовилась больше года. Для этого был разработан специальный план по разгону демонстрантов «Метель-1986» на основании приказа министра внутренних дел СССР № 0385 от 19 декабря 1985 года. В том числе с использованием саперных лопат и служебных собак, что запрещалось законом в действиях против демонстрантов. Естественно, приход Виктора Мирошника в январе 1986 года стал знаковым событием для всей местной элиты: Москва будет убирать Кунаева, что и произошло в декабре, точнее Декабре того же 1986 года. КГБ принял самое активное участие в организации, а затем в подавлении декабрьского бунта.

Однако молодежь вышла на площадь по зову сердца. Основную часть демонстрантов составила аульная молодежь после казахской школы. Достаточно было одного слова призыва, одной искорки, чтобы она вышла на улицу, увлекая за собой остальную молодежь. И в этом мгновенном социальном всплеске вылилось годами, десятилетиями униженное положение коренного населения, прежде всего в сельской местности, униженное положение казахского языка, культуры, обычаев, укрепленное подспудным знанием величайшей трагедии 30-х годов. (Лишь единицы из сельских жителей не слышали от родителей о страшном голодоморе.) Особенно это положение усиливалось в контрасте в благополучной Алма-Ате, где коренное население составляло всего около 17% и занятия в вузах в основном шли на русском языке.

Тотальное наступление на казахский язык начался после победы СССР во второй мировой войне. Вышло специальное постановление союзного правительства, которое предусматривало сокращение казахских школ, а изучение казахского языка в русских школах вовсе отменялось или шло как факультатив. С 1954 по 1986 год было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. В Алма-Ате была лишь одна казахская школа.

Толчком и причиной восстания было устранение Кунаева и замещение его ставленником Кремля, неизвестным казахстанцам Колбиным, что явилось последней каплей, переполнившей чашу терпения. Это было выступление против тоталитарной системы с лозунгами независимости –  «правом нации на самоопределение».

В итоге были задействованы войсковые части из Алма-Аты, Фрунзе, Ташкента, Челябинска, Новосибирска, Свердловска, Уфы численностью более 3,5 тысяч, не считая милиции и дружинников. Были приняты такие жестокие меры, несоразмерные действиям демонстрантов, чтобы всколыхнуть, взорвать республику. «Был специальный отряд из Новосибирска из бывших детдомовцев, выросшие без материнской любви, готовые на любые жестокости. Именно они «задавали тон» – рубили саперными лопатами, избивали и бросали тела, как дрова, на машины и вывозили в степь, насиловали девушек и заставляли их сидеть голыми на льду, чтобы впоследствии они не могли быть матерями» (Мухтар Шаханов).

До 1986 года в числе первых руководителей Казахстана побывало 18 человек. Из них 15 были назначены Москвой командно-административным методом. Из числа представителей коренного населения права руководить республикой были удостоены лишь М. Мурзагалиев (1921 г.), Ж. Шаяхметов (1946-1954 гг.) и Д. Кунаев (1960-1962 и 1964-1986 гг.).

                                                                                                         Дастан ЕЛЬДЕСОВ

 

Комментарии